
- •История россии. Курс лекций к.И.Н., доцента в.А.Токарева период 1917 – 1957 гг.
- •Оглавление
- •Литература к курсу «история россии хх – нач. Ххi вв.»1
- •История россии (лекционный курс) Тема: Октябрьская революция и формирование советской однопартийной системы.
- •Тема: Представления большевиков о переходе к социализму в России.4
- •Тема: Принятие первой советской конституции.
- •Тема: Гражданская война и интервенция в России.
- •1. Большевикам удалось создать массовую армию и обеспечить ее командными кадрами.
- •Тема: Социально-экономический курс советской власти 1917 – 1921 гг. Политика военного коммунизма.
- •Тема: Социально-экономический курс советской власти. Нэп.
- •Тема: Внутрипартийные дискуссии и борьба за власть в большевистском руководстве в 1920-х гг.
- •Сталинская революция сверху (конец 1920-1941 гг.).
- •Тема: Политика коллективизации и раскулачивания.
- •Тема: Политика индустриализации и первые довоенные пятилетки.
- •Тематический блок: великая отечественная война 1941-1945
- •Лекция: ход военной борьбы на советско-германском фронте
- •I период войны
- •II второй этап войны
- •III этап войны январь 1944 – май 1945 гг.
- •Лекция: советская экономическая модель в условиях войны
- •Лекция: советское общество в период великой отечественной войны
- •Тематический блок: социально-экономическое развитие и политическая ситуация в ссср (1945-1953) план
- •Лекция: властные структуры и общественно-политическая сфера
- •Лекция: фкторы индустриального развития и аграрный кризис послевоенных лет
- •Лекция: проблемы социального развития в ссср 1945-1953
- •Тема: коллективное руководство и передел власти 1953-1957
- •Перераспределение полномочий после смерти сталина
- •«Новый курс» берия
- •Отставки маленкова и молотова
- •Хх съезд кпсс
- •Поражение антихрущевской группы (1957)
- •4. Советская политическая система и массовые репрессии 1930-х гг.
- •5. Последствия сталинской революции сверху (социально-экономический аспект).
- •Причины усиления антидемократических тенденций в ходе сталинской революции сверху
- •Конституционная реформа 1936 года
- •Репрессии второй половины 1930-х годов
- •Качественная структура советского общества и социальные отношения
Лекция: советское общество в период великой отечественной войны
Патриотизм
Война против фашизма сплотила миллионы советских людей незавсимо от социальной и национальной принадлежности. Масштабы войны и ненависть к врагу были таковы, что против врага с оружием в руках сражались женщины и дети. В армии и на флоте служило более 490 тыс женщин (еще 500 тыс служили на гражданских должностях – санитарки, повара, машинистки). Например, служба женщин в частях ПВО позволила направить на фронт около 300 тыс мужчин, годных к строевой службе. Женщины воевали непосредственно на передовой.
Одним из самых ярких примером патриотического подъема явилось народное сопротивление в тылу врага. В 1941-1942 гг. тысячи окруженцев, красноармейцев и командиров перешли к партизанской войне. Из солдат-окруженцев складывается ядро партизанских формирований, которое обрастало добровольцами из числа местных жителей.
К концу 1941 г. на оккупированных территориях действовало от 2. до 3,5 тыс партизанских отрядов и групп, насчтывавших 90 тыс человек. Летом 1942 г. против партизан уже действовало 10% всех сухопутных сил Германии, находившихся на Восточном фронте. В мае 1942 г. при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко (упразднен в январе 1944 г.). Всего в годы войны в тылу врага сражались свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых насчитывалось более 1 млн человек (только на территории Белоруссии партизаны вывели из строя столько же германских солдат, сколько армии союзников во время северо-африканских и итальянских кампаний). В 1943 г. в общей сложности партизаны контролировали одну шестую часть всех захваченных врагом территорий (свыше 200 тыс км2), объединенных в партизанские районы.
За годы войны партизаны уничтожили и ранили от 1 до 1,5 млн человек, из них 67 генералов, взято в плен 45 тыс солдат и офицеров, совершили более 20 тыс крушений воинских эшелонов, уничтожили 4,5 тыс танков и бронемашин, сбили и взорвали более 800 самолетов. 55% всех потерь в людях и 75% в материальных средствах противник понес от действий партизан на коммуникациях противника (масштабные операции партизан «Рельсовая война», «Концерт», «Пустыня»).
В партизанских и подпольных формированиях в Европе (Бельгия, Италия, Голландия, Норвегия, Югославия, Греция, Польша, Чехословакия) действовало более 40-50 тыс советских граждан.
Коллаборационизм
Четырехлетняя война постепенно консолидировала советское общество, однако она же выявила имевшееся недовольство советских режимом.
На западных окраинах СССР (только что советизированные восточные воеводства, Прибалтика) значительная часть населения поддерживает оккупантов в силу антикоммунистических и антирусских настроений. Внутри советской метрополии сотни тысяч людей в силу разных обстоятельств и мотивов идут на сотрудничество с оккупантами в гражданской и военной сферах. Олицетворением колаборационизма стал бывший генерал-лейтенант А.А. Власов (руководитель обороны Киева, командующий 2-й ударной армии), который сформировал Российскую освободительную армю (РОА), которая принимает боевые действия против Красной Армии и войск союзников.
Депортации
Логика войны и сложившаяся сталинская практика в национальном вопросе вызвали депортации ряда народов и этнических групп: советских немцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турков-месхетинцев, калмыков. Депортации военных лет станут дестабилизирующим фактором в послевоенной истории страны на многие десятилетия вперед.
Условия жизн советских людей.
В годы войны были разрушены более 1700 городов и поселков, свыше 70 тыс деревень, без крова остались 25 млн человек (в границах РСФСР было уничтожено почти 500 городов и рабочих поселков, более 11 млн. человек остались без крова).
В течение второй половины 1941 г. в тыловые районы было переправлено более 12 млн человек. Примерно треть эвакуированных и беженцев была расселена в городской местности, а остальные – в сельской.
Миллионы людей жили в бараках, общежитиях, неприспособленных служебных помещениях, в палатках и землянках. Повсеместно существовала страшная перенаселенность и скученность. На Магнитогорском комбинате на одного работника в среднем приходилось от 1,3 до 2,2 кв м жилой площади.
В годы войны резко, иногда до минимума снижается потребление советских людей в тылу, особенно тех семей, чьи кормильцы попали в плен или пропали без вести (такие семьи лишались государственной поддержки и льгот). Особенно тяжелое положение было в прифронтовой полосе, на освобожденных территориях и тем более под нацистской оккупацией
Деньги обесценились. Денежные заработки не соответствовали реальным ценам на товары. К тому же денежный заработок с 1942 г. облагался военным налогом, введенным для финансирование оборонных нужд. Несмотря на это, люди жертвовали деньги и различные ценности в фонд обороны. За годы войны до 20% бюджетных средств на военные нужды были получены за счет добровольных взносов и обязательных платежей населения.
Душевое потребление основных промышленных и продовольственных товаров широкого спроса многократно сократилось. Самые необходимые предметы повседневного спроса распределялись либо по карточкам, либо выдавались в качестве премий за ударную работу. Зачастую людям нечем было заменить изношенную одежду и обувь. Из обихода исчезает нижнее белье. На селе вновь переобуваются в лапти. Несмотря на товарный дефицит, гражданское население жертвует для армии необходимые вещи, прежде всего теплые вещи (можно было деть 10 млн бойцов).
В городах и на предприятиях вводится карточная система на продовольствие. Уровень потребления на душу населения в военное время значительно снизился, и в первую очередь по таким продуктам, как сахар, мука, масло.
Карточная система, гарантировавшая получение минимума основных продуктов питания, не распространялась на колхозное крестьянство. Государство выделяло продукты только для учителей, медиков, агрономов и зоотехников, фронтовиков-инвалидов и эвакуированных. Колхозное крестьянство находилось на самоснабжении. Несмотря на это, стремление некоторых колхозов заготовить для себя более надежный продовольственный фонд и выдать на трудодни хотя бы что-то из продуктов, как правил, рассматривалось «сверху» как «саботаж».
В годы войны в РСФСР натуральная оплата трудодня уменьшилась в 2-3 раза, тогда как норма трудодней, обязательных для выработки, была повышена с 60-100 до 100-150 (за невыполнение нормы виновные подлежали судебной ответственности).
По трудодням на душу населения приходилось в день примерно по 200 г зерна и 100 г картофеля. В некоторых колхозах оплата по трудодням отсутствовала полностью. Крестьяне кормились с приусадебных участков. В хлеб добавляли отруби и тертый картофель. На селе в пищу употребляли крапиву, лебеду, свекольный лист, жмыхи, шелуху, желуди, мерзлую картошку и даже прошлогоднюю гнилую картошку. Чтобы отвлечься от голода дети жевали смолу.
Демографические последствия
Общие безвозвратные потери СССР за войну составили 26-28 млн человек (13,2% населения; для сравнение: у Германии – 7,8 млн чел или 11,2%). При этом потери гражданского населения на порядок превышали военные.
За годы войны безвозвратные потери советской армии и флота составили более 8,5 млн (расстреляны по приговорам военных трибуналов, не вернулись из плена, пропали без вести). Однако в архиве Министерства обороны насчитывается более 14,4 млн карточек персонального учета на солдат и командиров, не вернувшихся с войны.
Очень велики были потери офицерского корпуса, наиболее образованной части армии. В Великую Отечественную войну страна потеряла офицеров в 14 раз больше, чем царская Россия в империалистическую войну. Одних только генералов погибло 472 человека (Ватутин, Черняховский), 16 пропало без вести, 25 погибло в плену (Карбышев), 56 генералов по разным мотивам былы репрессированы и погибли.
За годы войны в плен попало 4,5-5,7 млн человек, включая военнобязанных, призванных по мобилизации. Больше всего в плен попало в 1941 году. К февралю 1942 г. из числа советских военнослужещих, попавших в плен за первые полгода войны, около 2-2,5 миллионов человек было убито на этапе конвоирования в лагеря (200-250 тыс), умерло от голода, холода, болезней, а также массовых расстрелов. Выжило только 1,4 млн.
Смертность в плену была на порядок выше чем в боевых частях, включая штрафбаты. За годы войны в плену погибло около 58% советских красноармейцев и командиров (для сравнения: во время Первой мировой войны в немецком плену умерло и погибло 5,4% от общего числа русских военнопленных).
Из числа попавших в плен только 1,8 млн человек вернулось на родину: 1 млн чел продолжили службу в частях Красной Армии, 600 тыс. – привлечены к работе в промышленности в составе рабчих батальонов, около 340 тыс. попали в ГУЛАГ.
Потери гражданского населения составили около 18 млн человек. Во-первых, гражданское население несло огромные потери в прифронтовых районах во время боевых действий (малоизученный вопрос). Во-вторых, оккупанты в соответствии с планом «Ост» преднамеренно истребили более 7,4 млн человек мирного населения.
На работы в Германию было вывезено более 5 млн человек. После войны на родину было репатриировано только чуть более 2,5 млн человек (450 тыс не вернулись, более 2 млн остарбайтеров погибли и умерли в фашистской неволе).
По различным причинам резко увеличилась смертность и травматизм в советском тылу. Крайнее перенапряжение на работе, плохое питание часто вызывали острые формы дистрофии и увеличение производственного травматизма.
В тылу люди умирали от голода и болезней, связанных с недоеданием и скверными жилищными условиями. В 1942 г. общие коофициенты смертности гражданского населения РСФСР (без учета боевых потерь и гибели людей на оккупированной территории) по сравнению с 1940 г. возросли на 22%, а в городах – на 52%. Очень высокой была младенческая и детская смертность.
Наиболее высокие показатели смертности были в областях массового размещения эвакуированных (Свердловская, Кировская, Горьковская, Омская области) и на освобожденных территориях.
Весной 1944 г. по стране произошла вспышка септической ангины - так называемой болезни «голодных людей». Весной ослабевшие от недоедания и малокалорийной пищи люди собирали на полях перезимовавшее зерно. Употребление его в пищу вызывало отравление организма, сопровождавшееся высокой смертностью.
Огромные демографические потери привели к резкому сокращению человеческого потенциала страны. В годы войны общество лишилось самой жизнеспособной части населения. Только население колхозной деревни по стране за годы войны сократилось на 15%, а число трудоспособных на 32,5% (на 6,8 млн. человек).
Война усугубила половозрастные диспропорции, образовавшиеся после Первой мировой и гражданской войн, которые коснулись прежде всего мужской части населения.
Соотношение возрастных групп свидетельствовало о постарении населения. На 1200 молодых женщин репродуктивного возраста (1918-1924 г.р.) приходилось 1000 ровесников-мужчин. Война дестабилизировала институт брака.
Ухудшился биосоциальный статус советского общество. Женский организм, физически ослабленный условиями и трудовым перенапряжением военных лет, не всегда справлялся с беременностью.
Особенно пострадала многомиллионная группа фронтовиков. За годы войны медецинская помощь была оказана 22 млн военнослужащих и вольнонаемных. 75% лечившихся в госпиталях солдат и офицеров (17 млн человек) возвращались в строй и на фронт (маршал Жуков говорил, что война была выиграна ранеными). Более 2,5 млн солдат и офицеров вернулись с войны инвалидами Ранения ограничивали физические возможности фронтовиков и сократили срок жизни многих из них. В СССР были окрыты сотни домов инвалидов (в том числе для солдат, находившихся в коме). Данные о психических травмах и растройствах отсутствуют (для примера: в армии США по данной причине из армии уволили более 400 тыс человек).
За войну происходит массовое увеличение числа осиротевших, безнадзорных и беспризорных детей. Сотни тысяч сирот были помещены в детские дома, зачислены в ремесленные и суворовские училища. За годы войны на воспитание в семьи было взято примерно 350 тыс сирот38.
Последствия войны для советского общества были катастрофическими и долгосрочными. Наиболее тяжело пострадало население Белоруссии (погиб каждый третий-четвертый житель), РСФСР, Украины, а также советские евреи. По существу советские люди выдержали испытание войной на пределе своих физических возможностей.