
2 Праксиология и власть
Понимание власти как явления с позиции праксиологии требует рассмотрения системы причинно-следственных отношений особого рода, в условиях которых возникает и проявляется власть.
Праксиология рассматривает человеческую деятельность в условиях сосуществования многих людей, совершающих разные поступки, влияющие друг на друга прямо или косвенно. Человек действует, чтобы удовлетворить потребности. В современном мире необходимым условием удовлетворения потребностей является обмен. Обмен, в свою очередь, следует из другой необходимости – необходимости разделения труда.
С древнейших времен выживание человека требовало усложнения его деятельности и кооперирования с другими людьми. Посредством обмена человек приобретал полезные ему предметы в соответствии с собственной шкалой ценностей. Несмотря на то, что пространство и время обмена локализованы, необходимость обмена возникает из-за нелокальности мира, его неоднозначности, изменчивости, многообразия. Само существование многих людей характеризуется нелокальностью предпочтения и действий. Но непосредственный акт обмена в своей единичности протекает между двумя индивидами, вступающими в обменное отношение.
Итак, обмен – это возможность получения того, что есть у другого через приобретение другим того, что есть у меня.
Само понятие обмен подразумевает дбровольность. Каждый из участников обмена вступает в отношение обмена добровольно. Добровольно отказывается от того, что обладает для него меньшей ценностью в пользу того, что ему более необходимо. Явление обмена возможно благодаря другому явлению, которое экономической наукой называется субъективной или относительной ценностью. Это фундаментальое понятие экономической теории. Сущность этого понятия раскрывается праксиологией. Человек, действуя, отказывается от того, что для него менее ценно в пользу того, что обладает большей ценностью.
Такое действие опирается на потребности и выбор целей. Праксиология не оценивает цели, она лишь констатирует их существование. Для того чтобы вступать в обмен, необходимо обладать чем-то, что может быть полезно другим. Обмен – это всегда удовлетворение потребностей другого человека. Для обмена нужно иметь то, что нужно другим людям, но при условии того, что у них есть полезное тебе. Обмен невозможен без собственности. Собственности на самого себя и на материальные объекты окружающего мира.
Необходимость собственности следует из самих условий существования человека. Метаболические процессы в организме человека – это процессы выстраивания тела человека из веществ окружающей его среды. Человек использует среду в пищу, присваивает ее. Акт присваивания есть акт получения собственности – акт потребления. Человек потребляет блага. Для получения благ человек использует различные средства, называемые экономической теорией средствами производства. С точки зрения праксиологии, средствами производства можно считать те средства, которые участвуют в производстве через использование их человеком с целью получения потребительских благ. Когда человек использует средства, он действует и одновременно обладает собственностью в виде этих средств. Собственность проявляется в использовании - в действии. Следовательно, собственностью могут быть как деятельность, так и цель (потребление блага).
Поскольку человек имеет много потребностей, но не может одновременно использовать разные средства производства (тем более что многие потребности имеют сущность, составленую, сложенную из различных элементов для производства или присвоения которых требуется использования разных средств), постольку возникает обмен между разными действующими субъектами производства разных благ и собственниками разных средств производства.
Итак, каждый человек является собственником, так как это лежит в основе его существования. Само существование, а следовательно и деятельность возможны благодаря собственности. Собственность – средство и цель.
Таким образом, акт обмена – это добровольный отказ от собственности в обмен на собственность другого, который происходит посредством согласования и договора. Договор – средство сохранить добровольность и возможность каждым преследовать свои цели. Договорные отношения позволяют сохранить возможность самого существования людей.
Людям необходимы договорные отношения, они являются основой существования человеческого мира – основой общества и общественных отношений. Само общество возникает как результат усложнения потребностей, глубокого разделения труда и обмена на основе договорных отношений.
Для обозначения действий человека, направсленных на извлечение благ из окружающего мира, мы использовали категорию присвоения. Поскольку существуют разные люди, которые имеют приблизительно схожие потребности, хотя бы частично (а наличие благ может быть ограничено ) между людьми может возникать борьба за обладание благами. Результатом такой борьбы является обладание благом одних и отсутствие блага у других. Часто такой результат получают посредством прямого насилия и отнятия благ у других или силовое воздействие не подпускающее другую сторону к захваченному благу.
Метод насильственного отбора благ праксиологическая наука называет политическим методом удовлетворения потребностей. Насилие исключает добровольность. В мире насилия отсутствует обмен, а существуют только присвоение. Такой мир – это война всех против всех. Насилие и присвоение в человеческом обществе теснейшим образом связаны с ограничением чужой жизни и деятельности. Мир насилия – это мир «статусного общества», где есть победители и побежденные. «Статусное общество» возникает, когда пренебрегают принципами «договорного общества», общества рыночных отношений обмена с фундаментальным правом человека на жизнь и на собственность. Получение чужой собственности в таком обществе может происходить только посредствам обмена - экономического метода.
«Угроза физического принуждения является просто данностью рыночной ситуации»,- говорит Мизес [4 с.608]. Рынок со свободным обменом является идеальной конструкцией, к которой следует стремиться. Реальнсть же заключается в том, что на рынке всегда есть некоторая доля насилия, проявляющаяся в присвоении, принуждении к обмену, запрете на обмен и других видах проявления превосходства одних над другими посредством насилия.
Такое превосходство, праксиология, а, равно как и Неоавстрийская школа экономики, называет властью. При этом Людвиг фон Мизес противопоставляет политическую власть понятию экономической власти: «Если кто-то желает применить понятие власти к явлениям рынка, то ему следует сказать: в рыночной экономике вся власть принадлежит потребителям. <...> В высшей степени нецелесообразно пользоваться одним и тем же термином «власть», обращаясь к способности фирмы обеспечивать потребителей автомобилями, обувью или маргарином лучше, чем это делают другие, и адресуясь к способности вооруженных сил государства сокрушать любое сопротивление. Владение факторами производства, так же как и предпринимательскими или техологическими навыками, не дарует в рыночной экономике – власть в смысле принуждения» [4 с.609].
Подобного рода разделения придерживался еще Макс Вебер: «Основанное на насилии (как формально, так и по существу) приобретательство следует своим особым законам, и нецелесообразно (хотя и нельзя воспретить) подводить его под одну категорию с той деятельностью, которая в конечном итоге ориентирована на возможность получения прибыли посредством обмена» [1 с.48].
Что заставляет людей выбирать тот или иной путь удовлетворения потребностей?
Праксиология не ищет ответа на этот вопрос. Праксиология подчеркивает, что люди делают этот выбор и в соответствии с ним действуют.
В условиях недостаточного количества благ или их неделимости часто возникает насилие и подавление. В древних обществах, когда люди еще не умели достаточно хорошо пользоваться силой своей мысли для увеличения эффективности использования благ и расширения своих возможностей, насилие было больше распространено. В современнных же обществах возникает другая проблема, не все люди могут пользоваться своей разумностью. Не во всех обществах разум стоит на первом месте в решении проблем. В таких обществах попрежнему доминирует насилие и обман, а ресурсы попрежнему используются неэффективно. Возможно, между этим есть связь: насилие, обман и неэффективность. Вместо действительного сотрудничества посредством обмена прямой или косвенный захват и отбор благ под прикрытием идеи коллективной пользы или вовсе без этого прикрытия.
Совокупнсть разных действий разных людей порождает общественные структуры с преобладанием того или иного принципа удовлетворения потребностей. Неоавстрийская школа экономики в лице своих приверженцев изучает общественные отношения через призму различных способов удовлетворения потребностей.
Общество с преобладанием одних принципов, называется неоавстрийцами чистым рынком, а с преобладанием других – рынком с вмешательством.
Последователь Мизеса, Мюррэй Ротбард, в своей книге «Власть и рынок. Государство и экономика» подробно исследует вопросы взаимодействия отношений обмена, определенных как рынок, и отношений присвоения, определенных как власть.
«На свободном рынке или, шире, в свободном обществе любое действие или обмен совершаются потому, что обе стороны ожидают получить выгоду. Если мы решили использовать термин «общество» для совокупности всех индивидуальных актов обмена, то сможем сказать, что свободный рынок «маскирует» социальную полезность, поскольку все участники обмена выигрывают в полезности » [5 c.22].
До появления экономической науки люди считали, что рынок и обмен ведут к выигрышу одной стороны за счет другой. Экономическая наука опровергла это утверждение и показала, что на рынке выигрывают оба участника обмена, но только если сохраняется принцип добровольности.
«сам по себе факт принуждающего вмешательства означает, что принуждаемый индивид или индивиды не будут делать того, что они делали бы в отсутствии принуждения. Человек, которого принуждают что-либо сказать или, напротив, что-то не произносить, вступить с кем-либо в отношения обмена или, напротив, воздержаться от этого, - такой человек меняет действия под угрозой насилия. Изменяя свои действия под воздействием принуждения, он получает меньшую полезность» [5 c.23].
Таким образом, мы имеем дело с двумя явлениями. Первое – обмен с обоюдной пользой. Второе – псевдообмен, или отношения с односторонней пользой.
В контексте этих рассуждений власть можно определить как коммуникативный акт с односторонней пользой. Власть – это односторонняя польза. Власть есть присвоение и потребление. Используя праксиологический метод, мы можем определить власть через основную категорию праксиологии – деятельность. Власть – это деятельность, направленная на ограничение и контроль чужой деятельности с целью получения удовлетворения в виде материальных ценностей или наслаждения собственным положением властителя. Как правило, одно с другим очень тесно связано.
Власть обладает самоподдерживающим стремлением. Цель власти – власть. Средство власти – власть. Часто индивиды, используюющие принуждение и подавление, стремятся скрыть свою деятельность, чтобы облегчить достижение собственных целей. Эти индивиды образуют устойчивые структуры отношений - застывшие формы.
Британский политический философ Оберон Гербер пишет: «А должен заставлять В сотрудничать с ним, либо В должен заставлять А; однако в любом случае сотрудничество не может быть гарантированно, как нам говорят, если в течение всего времени одна сторона не будет заставлять другую сторону образовывать государство» [5 с.14].
Таким образом, государство, точнее, идея государства и «исполнительные органы власти», как их называют, являются устойчивыми образованиями властных отношений одних индивидов к другим.
Государство – это всякое коллективное действие, результат многих индивидуальных действий. Государственное действие – это действие чиновников и служащих. Чиновничья власть над теми, кто не входит в круг служащих. Для того чтобы сохранить эту власть чиновник накладывают ограничения на действия остальных. В государстве также существует и власть высших чиновников над низшими. Государственные структуры всегда иерархичны, имеют несколько уроней, образующих касты. «Касты – это группы, созданные государством, и каждая со своим набором привилегий и обязанностей, установленных при помощи насилия. Конфликт между кастами неизбежен, потому что одни созданы как раз для того, чтобы править другими» [5 с.24]
Как возникает государство? Если власть – это способность перенаправлять, направлять, прерывать, приостанавливать действия действующих субъектов, то государство возникает как результат власти. Попросту насаждаетя. Вспомним эпоху феодализма с ее образованием новых государств взамен древним царствам, истоки которых почти не имеют исторических свидетельств.
Государство насаждается силой, а поддерживается убеждением (гипнозом или внушением) в том, что оно выгодно тем, на плечи кого оно ложится.
Свободный обмен шире любого государства, поэтому существование государства возникает и поддерживается за счет контроля за обменными процессами. Обменные процессы в свою очередь стремятся выйти из под этого контроля
Государство – это инструмент, созданный для регулирования действий ради сохранения и обретения власти и использования ее плодов. Государсво не скрывает, что оно власть. Тогда правомерен вопрос: чья в государстве власть? Кто получает одностороннюю пользу? Как это возможно, если учесть, что каждый стремиться получить пользу от своих действий? Существует убежденность, что власть в обществе в виде государства нужна для защиты и регулирования обмена при условии привилегий в обмене. Власть как бы покупает свою роль регулировщика за получаемые ей приимущества и вознаграждения в виде налогов. Приэтом налоги взимаются со всех членов общества под предлогом последующей общей пользы.
Но что получается на практике. Вступая в обменные отношения, индивиды, представляющие власть, руководствуются субъективными принципами выбора, тех с кем им вступать в эти отношения и на каких условиях.
Это касается как государственных заказов на строительство, производство, оказание услуг, так и на рекрутирование людей в свои ряды вобщем, любых действий государства на рынке.
Даже если существуют автоматизированные системы выбора, исключающие субъективность, все равно сохрвняется возможность обойти их или пренебречь такими системами. Например, при прочих равных, из двух кандидатов, будет выбран один - тот, кто больше понравится конкретным чиновникам.
Кто или что в таких вопросах будет регулировать власть и можно ли добиться безвластья государства?
Фискальная функция государства способствует усугублению влияния власти на обменные процессы в обществе.
«То, что государство изымает у общества под названием налогов, передается получателям под названием государственных выплат. Но поскольку эти выплаты достаются только части общества, фискальный процесс не одинаково влияет на тех, кто платит налоги, и тех, кто получает собранные средства» [5 с.29]. Сами чиновники, участвующие в хозяйственной жизни страны, какие действия совершают на рынке? Покупают и продают и одновременно регулируют куплю-продажу. Это невозможно.
Таким образом, фискальный процесс перераспределения средств в обществе создает и формирует структурную неоднородность общественного развития в пользу тех, кто занимается перераспределением средств. Возникает односторонняя польза.
Если существует монополия на услуги, которые якобы оказывает государство, значит, существует власть в обществе. В таком обществе с неизбежностью возникает конфликт власти и общества, а именно, конфликт представителей власти с индивидами в обществе.
«Итог, свободный рынок – это мир гармонии и взаимной выгоды, а государственное вмешательство – это мир кастовых конфликтов, принуждения и эксплуатауции» [5 с.26].
Мы можем утверждать, что методы, используемые властью, не соответствуют заявленным целям, следовательно, могут служить совершенно другим, скрытым целям. Какие это цели? Это те цели, к которым приврдят применяемые методы: расслоение общества на «правителей» и «управляемых», односторонняя польза – выигрыш одних за счет других.