Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Деловые коммуникации книга 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.89 Mб
Скачать

Избирательность

Контекст

Доступность

Субъект восприятия

^Событ^

С;> К Р -> о е ^ н Д+т С P Т=В л a-tb

Взаимоотношения между участниками коммуникации

Сообщение

Форма

Содержание

Рис. Б.8. Генеральная модель Дж. Гербнера

Вместе с тем модель, несмотря на универсальность, не дает заме­тить четкого понимания ролей коммуникатора и коммуниканта, ав­тора и потребителя сообщения с их индивидуально-психологиче­скими характеристиками, информационным и эмоциональным опы­том и т.д.

В кибернетической линейной модели коммуникационного процес­са Н. Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи на ее вход возвращается достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям. В большей мере подвержены преднамеренному искажению коммуникантами бо­лее низкого уровня по разным причинам сообщения, проходящие по каналу обратной связи. В результате вышестоящие руководители не имеют реального представления о воздействии на подчиненные струк­туры исходной управленческой информации, причем часть информа­ции, полученной по каналу обратной связи, умышленно подавляется или сознательно неверно интерпретируется

.

Ю. Воронцовым предложена линейная модель коммуникацион­ного процесса, состоящая из пятнадцати основных компонентов, включая различные фильтры и поля [125]:

  1. Источник коммуникации.

  2. Коммуникатор.

  3. Сообщение.

  4. Коммуникационный канал.

  5. Коммуникант.

  6. Экстралингвистический параметр сообщения.

  7. Источник механических помех.

  8. Источник семантических помех.

  9. Классовые и социальные фильтры.

  10. Личностно-индивидуальные фильтры.

  11. Семантические поля.

  12. Поля коммуникационной обстановки.

  13. Потери информации.

  14. Обратная связь «коммуникант — коммуникатор».

  15. Обратная связь «коммуникант — источник информации».

В данной схеме значительное внимание уделено как содержанию самого сообщения (кто сообщает, каким языком, в какой ситуации), так и различным помехам восприятия информации при коммуника­ции. Барьеры коммуникации:

  • дискомфорт физической среды, в условиях которой принимается сообщение;

  • инерция включенности восприятия, отвлечения;

  • антипатия к сообщению, стереотипизация сознания, амбициоз­ность коммуниканта;

  • языковой барьер на уровне понятийного мышления;

  • профессиональное неприятие в случае некомпетентного вторже­ния коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

  • неприятие имиджа коммуникатора.

Упрощения, используемые в линейных моделях коммуникации, облегчают понимание последовательности событий. Вместе с тем в реальности коммуникация — это сложное, многоуровневое взаи­модействие, которое не всегда построено в виде последовательно­сти или цепочки действий субъектов, обменивающихся информа­цией. Кроме того, не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте полу­чателем, как это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Соответственно линейные модели в большин­стве случаев не отражают реальное состояние системы. На прак­тике протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, но и их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое, т.е. между коммуникантами располагается актуальная со­циальная ситуация.

Среди нелинейных моделей коммуникации наибольшее распро­странение получила модель Т. Ньюкомба. Модель имеет вид равно­стороннего треугольника, вершины которого составляют коммуни­кант, коммуникатор и социальная ситуация (рис. 6.9). Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рас­сматриваемой ситуации не будет совпадать.

Рис. 6.9. Нелинейная модель Т. Ньюкомба

В нелинейной модели Уэстли—МакЛина, учитывающей различия отдельных ролей, четвертая вершина геометрической фигуры отра­жает редакторскую функцию коммуникации. Учеными выделено осо­бое значение обратной связи и обмена информацией с внешней об­щественной средой какдополнительной функции, что делает модель циркулярной.

В моделях коммуникации циркулярного типа, в отличие от линей­ного типа, человек одновременно и постоянно выступает и как ис­точник, и как получатель информации. В результате такого способа построения линейная модель трансформируется в непрерывный про­цесс коммуникации. Впервые в научной среде циркулярная модель коммуникации представлена немецким исследователем Г. Малецке. Помимо традиционных элементов коммуникации — коммуникатор, сообщение, получатель — им выделен новый элемент — медиум, под которым понимаются одновременно каналы коммуникации и инфор­мационный носитель. Кроме того, он вводит понятие «имиджа ком­муникатора» и «имиджа получателя». Область обратных связей рас­сматривается с учетом давления на коммуникатора содержания сооб­щения и медиума, на получателя — медиума. С точки зрения получателя, он выделяет четыре уровня анализа: структурный, со­циального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа.

Другая циркулярная модель, представляющая собой двухуровне­вую систему окружностей, предложена Э. Андерс, Лорином Стаатсом и Робертом Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стиму­лы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы. Вместе с тем ученые обра­тились к разрешению проблемы, когда на практике передача инфор­мации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Раньше, чем масса людей, прини­мают и осмысливают информацию лидеры в силу обладания рядом качеств. На следующей ступени уже лидеры начинают активно рас­пространять полученную информацию среди общественности. В ре­зультате на первой ступени осуществляется передача информации, а на второй — передача влияния.

Дж. Клеппером, американским теоретиком коммуникации, при­внесены недостающие звенья в исследование особенностей воспри­ятия. Предположив, что процесс коммуникации носит ступенчатый характер и происходит через группу условий, названных факторами- посредниками, он выделил:

  • предрасположенность человека к определенной информации (идее, ценностям, знаниям);

  • межличностный характер распространения содержания сообще­ния (точнее, интерпретация сообщения разными людьми в про­цессе общения);

  • принадлежность человека к определенной социальной группе со специфическими нравственными и социальными установками;

  • влияние «лидера мнений» (например, учителя, политического ли­дера), активно действующего на распространение и оценку полу­ченной информации.

Реципиент рассматривается как часть социальной группы, что по­зволяет соотнести индивидуальные реакции каждого индивидуума в отдельности с поведением обобщенной аудитории. Величина ауди­торной группы может быть сколь угодно велика, поскольку разнооб­разие посредников позволяет им влиять практически на каждого чле­на социальной группы за счет естественного статистического усред­нения их индивидуальных особенностей, оказывая однородное по результату влияние на разнородные сознания отдельных личностей. По мнению Клеппера, восприятие информации идет по пути без­условной адаптации сведений, совпадающих с установками индиви­дуума, и первичного отторжения сведений, противоречащих им.

С этих позиций обоснована двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации, впервые сформулированная П. Лазарсфель- дом. Сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы, и при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться к тем, кто для их окру­жения является наиболее влиятельным и компетентным. Причем наибольшее влияние на принятие решения оказываютлидеры. Они, в свою очередь, также имеют собственных «лидеров мнений» и об­ращаются к ним за нужной информацией. «Лидеры мнений» становят­ся связующим звеном между различными средствами коммуникации и аудиторией. Сущность данной модели сводится к необходимости использования уже имеющихся социальных и коммуникативных се­тей, что более рационально, чем создание новых. Сообщения в сис­теме коммуникаций зависимы от самой аудитории, т.е. аудитории дается информация, нужная и понятная ей. В противном случае она не будет включена в систему коммуникаций. Проявляя свою гомо­генность, аудитория вступает во взаимодействие с исходной инфор­мацией в двух плоскостях: со всей массой людей и с каждым в от­дельности. Однородность людей как членов массы реализуется через поведение людей, но в то же время люди входят в состав различных слоев, страт, групп, институтов общества, т.е. составляют неоднород­ное по структуре сообщество [ 130].

Среди моделей коммуникации существует объемный тип, к числу которых относится мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из ма­леньких кубиков, соприкасающихся четырьмя гранями, которые со­ответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуни­кации. Другую модель объемного типа представляет спиральная мо­дель Ф. Дэниса, в которой коммуникационный цикл не замыкается; коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

Еще одной разновидностью объемных моделей является извест­ная диффузная модель Э. Роджерса. Диффузия определена им как процесс коммуникации инновации через определенные каналы за конкретный промежуток времени к членам социальной системы. Анализируя распространение новых идей, товаров, автор пришел к заключению, что нет необходимости воздействовать сразу на всех. Важно убедить критические 5%. Когда пропагандируемая идея овла­девает умами одной пятой части населения, дальше она «растекается» сама по всем уровням объемной социальной структуры и ее уже не­возможно остановить. Любая новая идея проходит через шесть эта­пов: внимание, интерес, оценку, проверку, принятие, подтверждение. Э. Роджерс разделил реципиентов по степени восприимчивости ин­новаций на пять типов:

  • и н новаторы;

  • ранние принимающие;

  • раннее большинство;

  • позднее большинство;

  • поздние принимающие.

Инноваторы, способные сразу «схватывать» новые идеи, составля­ют 2,5%. Большинство мнений лидеров формируются из числа ранних принимающих, составляющих 13,5% населения. С этой категорией людей советуются при принятии каких-либо решений. Раннее боль­шинство, включающее в себя 34% населения, принимает новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин. Только после того как среднестатистический гражданин признает новую идею, 34% скептиков, составляющих позднее большинство, примут ее. И на­конец, 16% населения (поздние принимающие) подозрительно отно­сятся к новым идеям. Эта типизация реципиентов по восприятию рас­ширила исследовательский пласт механизмов коммуникации и нашла применение в рекламных и информационных кампаниях.

Рассматриваемые нами концепции и модели позволяют определить сферу поиска обобщений и дают ключевые точки, на основе которых можно прийти к определенным формулировкам и выводам относи­тельно современных процессов, затрагивающих социальную комму­никацию. Особенно важно понимание того, что же в действительности происходит с современными коммуникативными средствами и како­во в целом воздействие коммуникации на общество. Эта задача требу­ет рассматривать не один какой-то аспект изолированно, а весь ком­плекс проблем в совокупности. Объективные законы развития систем явственно свидетельствуют о том, что лавинообразное нарастание тем­пов прироста качественных характеристик системы приводит к пере­рождению ее в новое состояние, иерархически более высокое.