
- •Вопрос № 9 (часть 2) Методологические стратегии науки в XX веке.
- •Соотношение мифорелигиозного и научного способов познания в культурном опыте 20 в. Развитие научного знания.
- •Методы и формы научного познания
- •Основные проблемы методологии.
- •Фальсификоцианизм к.Поппера. Проблема роста знания как основная проблема методологии.
- •Структура процесса:
- •Методология научно-исследовательских программ (нип)и. Лакатоса
- •Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- •Современное состояние феноменологии науки.
Фальсификоцианизм к.Поппера. Проблема роста знания как основная проблема методологии.
В современной западной философии проблема роста и развития знания является центральной. Особенно активно проблему разрабатывали сторонники постпозитивизма - Поппер, Кун, Лакатос и другие.
Карл Поппер («Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма») описывал развитие научного знания так: Развитие научного знания – это непрерывный процесс опровержения одних научных теорий и замены их лучшими. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок – выбор теории зависит от определенной проблемной ситуации. Это процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Дарвиновская эволюция здесь – это эволюция построения все лучших и лучших теорий. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке – самые непротиворечивые теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, т.к. ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно. Необходимые средствам роста научного знания – это язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный характер. Поппер сторонник гипотетико-дедуктивного метода. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной.
Структура процесса:
1. выдвижение гипотезы;
2. оценка степени фальсифицируемости гипотезы (Поппер считает, что законы надо не верифицировать, а фальсифицировать).
Фальсификация – это опровержение неистинности. Истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом.
3. выбор предпочтительной гипотезы;
4. выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов;
5. отбор следствий, имеющих принципиально новый характер;
6. отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, то принимается конвенциальное решение о прекращении проверок и объявление теории принятой.
С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания, наряду с ним, существует теоретический. Эмпирический и теоретический уровни связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации – это установка на критический анализ научного знания, на необходимость критического пересмотра всех достижений. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс с непрерывно происходящими изменениями. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она всегда имеет гипотетический характер. Её образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам.
Верификационизм - Согласно этой позиции, теорию можно абсолютно строго проверить (верифицировать) или оправдать (джастифицировать). Как известно, программа верификационизма составляла ядро неопозитивистской концепции науки, которая встретилась с трудностями, не преодолимыми ее средствами. Изменчивость научного знания – научный факт. С позиций верификационизма изменчивость научного знания – в высшей степени странный феномен: изменяется то, что, по определению, должно быть неизменным. По общему мнению, верификационизму недостает исторического чутья. Научное знание не менее исторично, чем все другие проявления жизни человека.
Обращение методологии к истории науки: концепции И.Лакотоса и Т.Куна.
Концепция научных парадигм и революций Т. Куна
Наибольшее число сторонников, начиная с 60-х годов ХХ-го века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном (1922г.р.). «Структура научной революции» - ощутимо поколебала веру в однозначную абсолютную научную истину.
Он ввел в методологию принципиально новое понятие - «парадигма». Буквальный смысл этого слова - образец. Под ним подразумевается особый способ организации знания, в котором задается определенный набор предписаний видения мира, соответственно влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения проблем. . Понятие П. часто заменяется понятием «картина мира». Парадигма определяет дух и стиль научных исследований.
К парадигмам в истории науки Т.Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д. Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках парадигмы, получило название «нормальной науки». Смена же парадигмы - это уже научная революция. К примеру - смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (относительную) - с созданием Альбертом Эйнштейном теории относительности.
Решающая новизна концепции Т.Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не является линейной. Логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта «выбирается» случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей
Согласно Куну, любая наука проходит в своем движении три фазы (периода): допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную. Эти же три фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Смены парадигм преодоления кризисных состояний выступают как научные революции. Научные революции редки потому, что они грандиозны, а грандиозные события происходят не каждый день. Научная революция – сложнейшее явление, оно детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и психологического плана.
Исследуя проблему научных революций, Т. Кун показал, что переход знаний от ненаучных форм к научным стал возможным благодаря отказу от критичности, что логика и эксперимент сами по себе едва ли способны продиктовать ученому выбор определенной теории. Не логика, а психология или социология могут пролить свет на эту проблему. Лишь осознав систему ценностей группы ученых научного сообщества, можно понять, какой выбор они сделают в ситуации кризиса. Не строгая теория, а сообщество ученых становилось у Т. Куна ведущей единицей развития научного знания.