Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЛП. Исследование структуры субъективности. Том...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.37 Mб
Скачать

5.3 Конструирование стратегии заново.

Цель конструирования стратегии заново заключается в том, чтобы научить человека получать нужный результат наиболее эффективно и рационально в том случае, если до того у него не было для этого подходящей стратегии. Это значит, что в стратегии есть все необходимые тесты и действия, чтобы выстроить последовательность поведения, собрать информацию и получить обратную связь, направленные на получение желаемого результата.

Один полезный способ конструирования новых стратегий заключается в том, чтобы найти человека, группу или организацию (в зависимости от того, с кем вы имеете дело), у которых уже есть способности получать необходимый вам результат и использовать это в качестве модели для конструирования. Если вы хотите получить результат в области терапии, менеджмента или права, то найдите тех, кто уже умеет это делать, и используйте их стратегию в качестве образца - (1) так у вас будет гарантия, что стратегия, которую вы создаёте, эффективна.

Этот метод можно разнообразно применять в сфере образования, мы уже указывали, что многие учителя не обладают хорошей стратегией в отношении предмета, которому обучают. Учитель, который хорошо пишет, например, может обладать хорошей стратегией чтения и рецензирования литературы, но не может сам создавать её. Находя стратегии людей, которые творчески, успешно пишут (например, сочинения), учитель может повышать качество своих уроков, обучая эффективным стратегиям написания сочинений своих учеников и с самого начала учебного года. Сделав это, учитель может затем приступить, собственно, к содержание своего предмета. Так повысятся способности учеников выполнять письменные работы. Ту же самую процедуру можно применять в отношении других предметов - если сначала обучить стратегии освоения материала и действий с ним, то обучение содержанию пойдёт легче и эффективнее.

Когда мы консультировали образовательные учреждения, то часто формировали группы студентов по следующему принципу. Не сообщая студентам о том, по какому принципу образовывались группы, мы делили их на основании того, как они успевали по разным предметам — на "быстрых", "средних" и "медлительных" студентов, каждая учебная группа состояла из двух студентов каждой категории (два "быстрых", два "средних" и два "медлительных"). После этого мы рассказывали им о репрезентативных системах, обучали присоединению, операциям с ключами доступа, и студенты выявляли стратегии друг друга в отношении различных предметов, а также обменивались ими. Те студенты, которые считались "медлительными" на одних уроках оказывались более способными в отношении другого задания, и каждый студент мог предложить свои ресурсы группе. Поскольку

каждый получает что-то полезное от других, то постепенно складывается система взаимной поддержки. Выделять стратегии и обмениваться ими - это ещё и развлечение. И такого рода группировка учащихся, особенно подростков, освобождает их от ярлыков "медлительный" или "тупой". Везде, где мы применяли эту программу, с "медлительными" происходили кардинальные изменения за считанные дни.

Нужно стараться, конечно, конструируя стратегии через моделирование, не привыкать к одной и той же модели действий или не оказываться в состоянии застоя. Бросать вызов старым ограничениям и моделям, и создавать новые — это основное средство совершенствования, присущее человеческому роду. Сама по себе модель нейролингвистического программирования постоянно изменяется, трансформируется и совершенствуется.

При конструировании стратегий будут такие ситуации, когда любая новая стратегия будет более эффективна, чем прежняя. Вы даже можете захотеть провести эксперимент, изменяя последовательность шагов в стратегии и наблюдая за результатом.

Когда вы пытаетесь создать специальную стратегию для конкретной задачи и конкретного клиента, то важно не только принимать во внимание, какие репрезентативные системы понадобятся для этой задачи, но ещё и природные способности клиента получать доступ к информации, собирать её и формировать понятия в различных репрезентативных системах. При конструировании стратегии вы должны принимать во внимание, каких ресурсов недостаёт и какие уже есть в репертуаре способностей и стратегий вашего клиента. Например, у некоторых затруднён доступ к одной из репрезентативных систем, и нэлпер может поначалу помочь такому человеку развить эту репрезентативную систему так, чтобы это принесло ему пользу, прежде чем приступить к конструированию стратегии. Такие упражнения иногда требуют значительного времени и энергии, и нэлпер может быть, захочет "оценить затраты" — и подумать о том, что принесёт больше пользы: развивать одну из репрезентативных систем или синестезийный шаблон, чтобы вставить их в соответствующий участок стратегии — или перестроить новую стратегию таким образом, чтобы она соответствовала естественным способностям человека.

Некоторые люди обладают мощными и негибкими синестезийными шаблонами, которые изменяют сконструированную нэлпером стратегию или мешают ей разворачиваться. Например, человек с развитым визуально-синестезийным шаблоном может испытывать трудности, если ему нужно будет поменять эти компоненты в обратном порядке - то есть двигаться от чувств к образам. В таких случаях можно потратить очень много времени, разрывая негибкий синестезийный шаблон, репретируя и разворачивая новый (или новые).

Но обычно время, потраченное на развитие репрезентативных систем и гибкости синестезийных шаблонов, не пропадает даром. Если научить кого-то получать доступ к информации и собирать её, то это может привести к кардинальным изменениям.

Один из авторов работал как-то раз с человеком, которому поставили диагноз параноидальная шизофрения. Автор быстро заметил, что у больного была одна основная стратегия принятия решения, мотивации, запоминания и так далее. Эта стратегия заключалась в том, что он превращал любое состояние, доступное его репрезентативным системам, во внутренние кинестетические ощущения. Хотя это было ограничением, оно было сложно само по себе, потому что человек мог создавать три типа эмоций таким образом: гнев, внутреннее спокойствие и нечто подобное страху\паранойе.. Всё, что он испытывал, интерпретировалось и переплавлялось в одну из этих трех категорий, с акцентом на "страх/паранойю", конечно. В качестве лечения этого человека научили использовать больше понятий в отношении его кинестетических состояний и тренировали различные синестезииные шаблоны. Когда повысилась его способность различать чувства между собой, то репертуар его действий значительно расширился (к большому удивлению персонала психобольницы), потому что информация, которая к нему поступала, больше не втискивалась в три чувства. Когда он стал испытывать разнообразные чувства, и у него возникли новые варианты действий, то он смог обходиться без помощи персонала больницы и вскоре был оттуда выписан.

У тех, кто находится в депрессии, часто похожая стратегия, только содержание их чувств другое. Все их стратегии приводят к негативным последствиям (Квнутр), их отрицательные ожидания всегда сбываются и закрепляют систему убеждений — что всё плохо. Они постоянно могут подтвердить это убеждение, испытав Квнутр по любому поводу. Терапевтам часто трудно помочь людям в депрессивном состоянии, потому что те с трудом выходят на сами ресурсы. Если вы попытаетесь заставить их вспомнить о том времени, когда они чувствовали себя хорошо, то они, хотя с трудом, но вспомнят такое, но потом почувствуют себя ещё хуже, потому, что не могут чувствовать себя хорошо сейчас. Они, скорее всего, почувствуют, что когда-то были счастливы, но теперь всё это прошло. Обычно у таких людей полярная реакция на любое положительное состояние, на которое вы пытаетесь их вывести в качестве ресурсного.

Проблема их, конечно, не в том, что у них нет ресурсов — у каждого есть такие состояния, неважно, какова его личностная история, также их проблема не в том, что они не могут получить доступ к ресурсам - любой, кто может видеть, слышать или чувствовать, может это сделать. Корень зла в самой стратегии, которой они выражают свои реакции в контексте лечения - когда их спрашивают, были ли у них приятные воспоминания или могут ли о них вспомнить. У некоторых людей в состоянии депрессии будет полярная реакция на качественные (оценочные, интерпретирующие слова), но не на сенсорно ориентированное описание. Например, если: спросить их, чувствовали ли они себя когда-нибудь хорошо, приятно, были ли они счастливы, то они дадут вам полярную реакцию. Если же вы их спросите, было ли так, что они ясно всё видели вокруг себя, дышали глубоко всем телом, — то полярной реакции не возникнет. Если вы обнаружите, что у человека, с которым вы работаете, - мощная полярная реакция, то вы всегда можете использовать её "играя на полярной реакции" с этим человеком: вы можете сказать: "Вы знаете...... Я не думаю, что вы можете на что-то надеяться... у вас абсолютно нет никаких ресурсов и положительных способностей, о которых я могу сказать вам...ваш случай безнадёжен..." Если у человека полярная стратегия, то у него и на это ваше заявление возникнет полярная реакция и он выйдет на свои ресурсы.

Ещё один вариант действий в такой ситуации - обойти ту стратегию, которая есть у этого человека и сконструировать новую, а потом обучить ей этого человека. В основном вы будете делать это скрыто, так, чтобы не дать возможности клиенту пропустить эту новую стратегию через свою прежниюю, пока вы не обучите его новой. Вам также может потребоваться прервать уже существующую стратегию, чтобы обучить человека новой (как это делается, описано в главе "Обучение стратегиям").

Когда один из авторов работал с человеком в депрессии, он обнаружил

у клиента такую стратегию: когда этот человек проверял свои внутренние чувства и понимал, что они приятные, у него в голове начинал звучать голос: "Это ненадолго.... Я потом снова чувствую себя плохо... поэтому я могу и сейчас чувствовать себя плохо..." Автор изменил стратегию так, что тест и вербализация поменялись местами и вставил эту часть в другую стратегию. В новой стратегии человек обнаруживал, что чувствует себя плохо и говорил себе: "Это долго... Я потом снова почувствую себя хорошо.... Так что я могу и сейчас чувствовать себя хороню..."