Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЛП. Исследование структуры субъективности. Том...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.37 Mб
Скачать

Глава 3. Выявление стратегии.

Когда в гостях у хозяйки спрашивают: "Как это вы так вкусно готовите цыплёнка?", то в ответ хорошая хозяйка представит вам последовательно, одну за другой, всё операции — особую стратегию — для того, чтобы получить конкретный результат — "вкусно приготовленного цыплёнка". Если вы пропустите какую-то часть стратегии или перепутаете последовательность, то, скорее всего, вам не удастся достичь такого кулинарного результата. Вместо того, чтобы получить "м-ммм, как вкусно!" в ответ вы услышите "тьфу!" — получится кулинарная катастрофа. С другой стороны, если вы освоите основной рецепт, то потом вариации с долей творчества могут дать приятные результаты, которые вознаградят вас за труды.

Без сомнения, обладая навыком в выявлении стратегий, можно получить доступ к множеству вариантов эффективного поведения, которые иначе могли бы казаться такими же таинственными и неуловимыми, как улыбка Моны Лизы (судя по ключам доступа, исходно там было Авнутр, а затем ВвнутрАвнутрКвнутрОвнутр).

3. Процесс выявления стратегии.

Под термином выявление стратегии мы понимаем процедуру, с помощью которой нэлпер собирает необходимую информацию, чтобы сделать эксплицитной последовательность действия репрезентативных систем в рамках одной конкретной стратегии. Первым шагом здесь, конечно, необходимо вычислить, в качестве единицы поведения, стратегию, которую вы хотели бы смоделировать, использовать и/или изменить. Есть два основных способа вычисления стратегии. Первый и наиболее часто встречающийся способ — сделать это вербально, задавая вопросы. Второй заключается в том, что человека просят выполнить какое-то задание, которое требует применить искомую стратегию. Преимущества второго метода в том, что здесь меньше участвуют интроспекция, память и проверочные ключи конгруэнтности. Для того, чтобы выделить, упаковать, разбить на фрагменты и сформировать индивидуальные шаги стратегии, необходимы два основных инструмента анализа:

1) Слова репрезентативных понятий и понятийный аппарат, с помощью которого можно описать любую последовательность действий человека (как в фотопле, например).

2) Набор индикаторов, основанных на чувствах, или поведенческих сигналов в рамках протекающего поведения, которое демонстрирует человек, с помощью которых можно выделить репрезентативные параметры. (1),

3.1 Выявление стратегии.

Многие стратегии спонтанно и естественным образом возникают во время общения; то есть, люди делают то, о чём говорят. Когда человек говорит вам о своей проблеме, о результате, к которому он стремится или о чём то другом в своей жизни, он/а будет явно демонстрировать, вербально и невербально, стратегии, которые он/а обычно при этом использует, для того, чтобы получить доступ к такому состояние и осмыслить его. Если нэлпер будет внимателен и наблюдателен, то он может сэкономить много сил во время процесса выявления стратегии. Когда люди рассказывают о своих прошлых решениях, они снова прокручивают шаги своей стратегии принятия этих решений, это похоже на "повтор", который используют на телевидении при показе спортивных программ. Когда человек говорит с вами о том, что ввело его в состояние стресса, то он снова пройдёт по порядку через все те репрезентации, которые ввели его в такое состояние. Человек, рассказывающий о своих проблемах во время обучения чему-то, будет показывать вам ту же самую последовательность репрезентаций, которая и была причиной проблемы.

Но обычно та стратегия, которую вы хотите смоделировать или использовать как ресурс, не бывает непосредственно доступна человеку, с которым вы работаете. В таких случаях нэлперу нужно обратиться к собственным ресурсам для того, чтобы вывести на поверхность стратегию этого человека. Есть ряд эффективных способов сделать это.

1) Один из способов выявить стратегию - физически поместить человека в ту ситуацию, где такая стратегия естественным образом возникает, — "работать на месте событий" или "на месте преступления", так сказать. Контекст, в котором стратегия действовала, несёт в себе множество якорей или триггеров такой стратегии. Например, если использовать такой способ выявления стратегии, то можно помещать пациента психиатрической больницы назад в его семью, посадить пианиста за инструмент, механика в его магазин, художницу в её мастерскую и так далее. Вы также можете собрать с помощью этого метода много информации о контексте, об окружении, в котором эта стратегия возникает - вы сможете увидеть, услышать и почувствовать стратегию в действии. Но в некоторых случаях это не подходит, оборачивается большими затратами или невыполнимо.

2) Представить, проимитировать или воспроизвести часть контекста, в котором применяется стратегия — это поможет выявить её. Например, вы можете воспроизвести мимику или тон голоса служащего, с которым трудно общаться вашему клиенту, или сестры, с которой ему общаться приятно (смотря, для чего вы выявляете стратегию). В "Структуре магического, том 2” мы приводили пример с молодой матерью, проблема которой заключалась в том, что она иногда начинала жестоко избивать своего ребёнка, теряя контроль над собой в такие минуты. Один из авторов спровоцировал проявление её стратегии (избиения ребёнка), воспроизведя часть поведения ребёнка, которая послужила триггером ситуации. Когда стратегия стала осознаваться, то эта стратегия была изменена, и проблему женщины решили. Театрализация и ролевые игры часто могут быть также эффективными способами выявления стратегий в рамках такого подхода.

3). Если искусственно подчеркнуть какую-то часть стратегии, доступной пациенту, то это может вызвать трансдеривационный поиск, и человек сможет получить доступ к остальной части стратегии. Мы подробно обсуждали трансдеривационный поиск в книге "Шаблоны? том 1 и 2”. Это, в основном, процесс обратного движения человека по репрезентациям из своей личной истории, репрезентациям, которые создали какой-то шаблон в его

поведении, которое пациент демонстрирует сейчас. Полезно думать об этом как о возрастной регресии, которая возвращает к переживанию или нескольким переживаниям из нашей личностной истории, которые мы хотим вспомнить и применить в наших действиях в настоящий момент, чтобы изменить их, научиться с ними справляться или осмыслить их. Используя описание состояний через фотопль, мы можем проиллюстрировать этот процесс следующим образом:

х В хК 1Ох состояние в настоящий момент

А 3 В 3 К 1 О3 в возрасте 15 лет

А2 В2 К 1 02 в возрасте 8 лет

А1 В 1К1 О1 в возрасте 3 лет исходное поведение, создавшее шаблон поведения

Здесь каждый фотопль — это полная репрезентация какого-то состояния из личностной истории пациента, связанного с его проблемой. В каждом случае элемент контекста сознавался через кинестетический компонент (К1), который клиент впервые испытал, когда ему было три года. Этот кинестетический компонент выступает в качестве нити, на которую нанизываются все последующие состояния такого рода. Когда человек усиливает кинестетический компонент, увеличивая его относительный показатель интенсивности, то он/а включает триггер или якорит остальные компоненты репрезентаций фотопля из прошлого, увеличивая интенсивность сигнала в настоящем. Например, один человек постоянно страдал от сильного чувства ревности. Авторы помогли ему вернуться назад во времени с помощью трансдеривационного поиска и полностью вспомнить фотопль с сопутствующим ему чувством ревности, которое он испытывал тогда. Исследование остановилось в тот момент, когда клиент смог описать случай, произошедший с ним, когда ему было три года, он вспомнил, как он кричал и плакал оттого, что не хотел отпускать маму и папу, которые оставляли его с няней. Когда было установлено исходное состояние-триггер (K1), то стратегия клиента подверглась изменениям, и больше после этого он не испытывал проблем с ревностью. Любая из репрезентативных систем может дать в руки такую нить, соединяющую воедино несколько фотоплей.

Точно так же усиление какого-то одного шага в стратегии может помочь получить доступ к остальные репрезентациям, которые возникают в настоящий момент и которые связаны синестезийно с первой. В примере, который мы только что привели, кинестетический компонент (K1) был ключевым в стратегии ревности клиента, и, попросив его усилить этот компонент, авторы инициировали трансдеривационный поиск состояний в его личностной истории, в случаях, когда стратегия применялась раньше. Но мере того, как эти состояний проступали всё отчётливее, начинали появляться и остальные детали стратегии и стали соединяться с происходящим в настоящий момент.

Процесс трансдеривационного поиска постоянно происходит у всех людей. Мы постоянно применяем репрезентации из нашей личной истории для того, чтобы с их помощью почувствовать и использовать то, что происходит с нами сейчас. Это один из основных методов обучения и осмысления, доступных всем представителям человеческой расы.

4) Подход, который наиболее часто используется для того, чтобы выявить стратегию человека, проявляющуюся в конкретных действиях, заключается в том, чтобы спросить человека об этом. Вопросы, которые мы задаём, послужат триггерными репрезентациями и стратегиями из личностной истории этого человека.

Например, если вы хотите выяснить стратегию мотивации конкретного человека, то можете спросить: "Было ли время, когда вы были действительно мотивированы делать что-то?" или "Когда последний раз вы действительно были мотивированы на что-то?" И, например, если вы хотите выяснить, какова творческая стратегия человека, то вы можете спросить у него: "На что это бывает похоже, когда вы действительно действуете творчески?" или"Были ли вы когда-нибудь в ситуации, где действовали творчески?" Когда люди будут отвечать на такие вопросы, они получат доступ, через трансдеривационный поиск, к этапам обсуждаемой стратегии.

Таким образом, для того, чтобы получить доступ к чьей-то стратегии, получения результата "X", вы можете задавать примерно такие вопросы: "Можете ли вы сказать мне о времени, когда вы были способны на X?", "Можете ли вы сделать X?", "Как вы делаете X?", "Делали ли вы когда-нибудь X?", "Когда у вас лучше всего получалось сделать X?", "Как вы узнаете, что могли бы сделать X?", "Что вам нужно, чтобы сделать X?", "Что случается, когда вы X?", "Когда вы последний раз делали X?"

Если вы хотите выделить стратегию, которая должна будет служить в качестве ресурса, давая пациенту больше выбора в отношении конкретного затруднения, вы также можете задать вопросы вроде: "Было ли когда-то так, что вы не делали Х?" Потом выясните, в чём стратегии и состояния в то время отличались от нынешних стратегий и состояния пациента. Если вспомнить трёхшаговыи процесс, который мы представляли раньше,

то эта схема даст точную формулу, как выявлять стратегии в каждом конкретном случае. Если, например, кто-то говорит вам: "Похоже, я не могу сделать мою работу хорошо или вовремя... " (состояние в настоящий момент), то вы можете вызвать ресурсную стратегию таким образом: "Было ли когда-нибудь время, когда вы могли хорошо закончить свою работу без особых усилий к определённому сроку?"Когда человек получит доступ к такому состоянию, то он также получит доступ к стратегии, которая ему поможет достичь желаемый результат, и продемонстрирует это.

МЕТА СТРАТЕГИЯ 1

Если кто-то решается совершить шаг в неизведанное, туда, где не годятся и одна из референтных стратегий из его личностной истории, то вы всё равно можете помочь обеспечить доступ к ресурсам, упрощая задачу человека, спрашивая его: "Было ли у вас так, что в незнакомой вам ситуации вы поразили сами себя тем, насколько легко и эффективно вы могли действовать?" И опять, когда человек вспомнит и расскажет о референтном состоянии, он/а снова пройдёт через стратегию, которая и поможет добиться такого результата.

Поскольку стратегии сами по себе формальны, они будут в равной степени применимы в различных ситуациях, независимо от содержания. Способность к творчеству, мотивация, воспоминания, принятие решения и верования — все эти стратегии можно включить в любые ресурсы в любом контексте. Человек может использовать стратегию творчества, например, в любой ситуации, с которой он сталкивается.

МЕТА СТРАТЕГИЯ 2

Другая стратегия, которую мы часто вызываем, называется "аптайм". Аптайм — это состояние, при котором все наши сенсорные каналы открыты полностью и готовы к работе, позволяя нам реагировать легко и быстро на любые внешние стимулы. Для того, чтобы вызвать этот ресурс, нэлпер может, например, спросить: "Случалось ли с вами так, что у вас были в распоряжении все ваши ресурсы и возможности, вы были собраны и бдительны и могли реагировать на происходящее немедленно (на всё, что с вами происходило тогда)?"

Такая способность немедленно вызывать к жизни ресурсы, чтобы помочь людям преодолеть их трудности и проблемы, или чтобы помочь им измениться, вырасти и расширить собственные возможности — это неотъемлемая часть НЛП. Наша пресуппозиция заключается в том, что у каждого человека есть все ресурсы и возможности для решения любой задачи и действий в любой ситуации (потому что у каждого из нас есть доступ ко всем репрезентативным системам — за исключением случаев серьёзных органических повреждений). Дело заключается только в том, чтобы выявить последовательность действий и референтных состояний, адекватно каждой задаче или ситуации. Если мы смогли бы смоделировать и включить в нашу деятельность модели Эйнштейна, то мы смогли бы делать то же самое, что и он.

Процесс выявления ресурсов, относящихся к референтным состояниям и стратегиям также применим в семейной терапии, в работе с группами и организациями. Если, например, пара испытывает трудности в общении и процессе принятия решения, и оба спорят и препираются друг с другом, то вы можете помочь им получить доступ к ресурсам, спросив, было ли время, когда они могли общаться спокойно и с пользой для себя, и принятие решения было приятно для них обоих. Они станут извлекать из памяти состояния и стратегии, которые возникали, когда они были вместе, а также у каждого по отдельности, и с помощью которых они могут достичь результата, к которому стремятся сейчас.

В организациях и политических объединениях, которые погрязли в препирательствах, спорах и разногласиях, та же самая процедура сработает с тем же эффектом. Когда задаются правильные вопросы, то люди опишут и продемонстрируют именно те ресурсы, в которых они нуждаются, чтобы достичь желаемый результат. Такие шаблоны точно так же применимы в сложных сценариях взаимоотношений, как переговоры, суд, проверки и экзамены и создание команды (в русских изданиях этот термин часто не переводится и входит в лексикон психологов и их клиентов, как тим-билдинг—прим.перев.) как и в образовательных и терапевтических контекстах. Если группа людей хочет работать вместе результативно, то спросите их - по одному и когда они вместе: "Добивались ли вы этого результата в прошлом? "На что бы это было похоже, если бы вы сделали это сейчас? Как вы узнаете о том, что сейчас это у вас получилось?" Они дадут вам те стратегии, которые необходимы вам, чтобы оказать им помощь в достижении конкретного результата. Если человек испытывает дискомфорт, работая с группой людей или в ней, то задайте ему вопрос: "Было ли так, что вы могли работать с группой людей или в её составе, но чувствовали себя спокойно? Если человеку нечего вспомнить (у него нет референтного состояния), то спросите: "А если бы вы могли это делать, то на что это было бы похоже?" или "Что должно было бы случиться для того, чтобы вам в этой ситуации было комфортно?" И люди скажут вам о ресурсах, которые им необходимы.