Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЛП. Исследование структуры субъективности. Том...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.37 Mб
Скачать

2.7. Определение стратегии

Стратегия, таким образом, - это серия взаимопересекающихся фотоплей, в которых на каждом этапе каждый фотопль проходит через Р-оператор, через ключи доступа и синестезийные шаблоны, выделяя одну репрезентативную систему как приоритетную в отношении какой-то последовательности действий. Результат этих действий определит, какой фотопль будет задействован или заякорен следующим, какова будет последовательность фотоплей, и, в значительной степени, какой будет достигнут результат на уровне поведения. Мы можем показать это так:

От того, насколько точно мы настроим или прокалибруем нашу нервную и физиологическую систему, чтобы воспринять информацию из конкретной репрезентативной системы, по мере того, как мы "проходим" стратегию шаг за шагом, будет зависеть количество взаимных пересечений или взаимодействий, которые мы будем получать от наших репрезентативных систем. Иногда, конечно, полезно и важно совмещать информацию из разных репрезентативных систем, как в мульти репрезентативном тестировании. Многие люди совмещают ключи доступа, чтобы создать синестезийное сочетание двух репрезентативных систем или для того, чтобы процесс синестезийных изменений лучше переходил из одной репрезентативной системы в другую. А иногда такое совмещение может привести к взаимодействию, важной информации из двух разных репрезентативных систем или к наложению одной информации на другую.

2.8 Стратегии и "осознанность".

Видимо, для всех вас, читатели, очевидно, что все шаги конкретной стратегии вовсе не обязательно должны быть осознанными для того, чтобы быть действенными. Фактически, верно как раз обратное: чем обычнее и чем бессознательнее становится наше поведение, тем больше гарантия того, что мы полностью связаны с ним.

В нейролингвистическом программировании осознанность просто понимается как изменение интенсивности механизмов репрезентативных систем. Это, скорее, указание на то, насколько интенсивно задействована репрезентативная система, чем на самостоятельное явление (как многие полагают). И НЛП сознание понимается как возможность действия нервной системы, а не как инициатор этого действия. Сказать, что наше сознание контролировало наше поведение или оказывало на него влияние, это то же самое, что сказать, что такие сущности, как "влажность" или "льдистость" контролировали структурные комбинации молекул Н О, или оказывали на них влияние, между тем, как эти сущности как раз являются производными от таких молекул. Сознание — скорее, побочный эффект, указывающий на часть того, что происходит во время функционирования репрезентативных систем.

Мы показали, что поведенческое содержание конкретной репрезентации будет определяться интенсивностью этой репрезентации по отношению к интенсивности работы всех остальных репрезентаций, возникающих в тот же момент времени. Мы утверждаем, что репрезентация становится осознанной только тогда, когда она достигает определённого уровня интенсивности. Но это довольно мало говорит о её роли по отношению к поведению, которое при этом возникает. Подумайте над этой диаграммой:

Это график, в котором изображены изменения в интенсивности процессов, протекающих в репрезентативных системах в промежуток времени; такие изменения контролируются ключами доступа и синестезийными нервными взаимосвязями. Центральная линия показывает порог осознанности. Репрезентации только тогда становятся осознанными, когда интенсивность их функционирования превышает этот порог. График показывает, что в точке 1 значение аудиального сигнала максимально, и в этой точке он становится сознательным. В точке 2 у репрезентативной визуальной системы максимальный показатель интенсивности, и здесь сигнал осознаётся. В точке 3 наивысший показатель кинестетической репрезентативной системы, и он осознан. В точке 4 у аудиальной репрезентативной системе наивысший показатель интенсивности, и поэтому он имеет наибольшее значение для содержания поведения, но порог сознательного восприятия не достигнут. Точно так же и в точке 5 кинестетическая система контролирует поведение в этот момент времени, но она не достигла сознательного уровня. В точке 6 и визуальная и аудиальная системы осознаются, но поскольку визуальный сигнал немного интенсивнее, то он будет цениться больше в этот момент времени. В точке 7 визуальная система опять осуществляет приоритетный контроль, но на этот раз она за пределами сознания. В точке 8 визуальные и кинестетическая системы за порогом сознания, - может быть, они обрабатывают какой-то мультирепрезентативный тест.

График показывает часть стратегии, которую мы решили разбить на 8 шагов:

Четыре шага не контролируются сознанием: 4,5,7, и 8. Но это не уменьшает значимости этих частей стратегии для поведения, которое возникает при этом.

Здесь важно указать, что содержание поведения определяется относительной интенсивностью репрезентации и взаимодействиями в системе в целом. Подсознательная репрезентация низкой интенсивности в определённый момент времени всё также будет важна для глобальных условий системы в целом, и может стать причиной изменений в системе, увеличивая показатель интенсивности другой репрезентативной системы в последующий момент времени. Если значения сигналов находятся достаточно близко друг к другу, то возможен многоуровневая реакция. Так может случиться с человеком, который, говоря "да", неосознанно покачивает головой из стороны в сторону, словно говоря "нет". Так происходит и в случае, когда две стратегии действуют одновременно, становятся причиной двойственных реакций и несоответствий в поведении, если ни одна из двух стратегий не оказывается сильнее. Вот где очень важна калибровка.

Также может быть, поскольку содержание поведения зависит от относительных показателей интенсивности, что действие одной из репрезентативных систем, даже если оно достигает уровня осознанности, не имеет особого значения. Это иллюстрирует следующий график:

Этот график показывает, что даже в тот момент, когда показатель интенсивности кинестетической системы достиг достаточно высокого уровня, чтобы репрезентация стала осознанной, он стабилизировался, очень мало меняясь относительно других репрезентативных систем. Поскольку сигналы из визуальной и аудиальной репрезентативных систем показывают большие изменения амплитуды относительно друг друга, и относительно кинестетической системы в этом случае, именно их деятельность будет иметь наибольшее значение для порождаемого поведения.

Человек в таком состоянии будет очень хорошо сознавать свои чувства. Большая часть его внутренних процессов будет, тем не менее, неосознанной Стратегии и репрезентации, которые обычно возникают за пределом сознания человека, составляют то, что принято называть "бессознательные".

Во втором томе книги "Шаблоны" мы обсуждали некоторые типы взаимоотношений между сознательным и обучением.

Подобно всем человеческим существам каждый из нас постоянно подвергается огромному потоку информации. Часть её - результат нашего непосредственного контакта с внешним миром, который доступен нам через наши сенсорные каналы. Объем информации, доступной нам в каждый конкретный момент, намного превышает наши возможности его осознанной обработки. Фактически, многие процессы, связанные с обучением и развитием — это наша способность воспринять некоторую закономерность или шаблон в том, что мы воспринимаем, и создать программу внутри себя для того, чтобы эффективно решить задачу во внешнем мире неосознанно. Например, ваша способность читать и понимать этот текст — это программа, которую вы когда-то не могли выполнить. Вам пришлось пройти обучение для того, чтобы сначала научиться различать буквы, потом слова, а потом предложения и фразы английского языка. Параллельно этим шагам обучения существовали шаблоны фокусировки глаз, которые были адекватны той задаче. Научиться связывать зрительный образ с серией значений, которые в нем заключены, было сложной и трудоёмкой задачей. Ваш навык читать быстро и понимать написанное зависит в большой степени от вашей способности пользоваться этими базовыми шаблонами движений глаз и распознавания букв, которые происходят неосознанно. Значительная часть нашей повседневной жизни состоит из того, что мы пользуемся бессознательными шаблонами поведения. Способность получать удовольствие от наших действий и совершать их - что каждый из нас считает интересным и полезным - будет в значительной степени потеряна, если у нас не будет способности программировать себя для бессознательного выполнения некоторых сложных комплексов поведения. Представьте, во что превратилась бы наша жизнь, если бы нам постоянно пришлось сознательно регулировать частоту и глубину дыхания, тонус наших мышц, уровень сахара в крови...

Процессы создания программ, которые полезны для вас - процессы обучения — это процессы постоянного изменения. Мы описываем их как моделирование. Моделирование существует и на сознательном, и на неосознанном уровнях поведения. Когда мы учимся понимать родной язык и говорить на нём, то это как раз пример процесса неосознанного моделирования. Процесс обучения чтению и письму для большинства людей - пример осознанного моделирования. Но заметим, что даже в случае осознанного моделирования многое из того, что входит в состав базовых, более простых шаблонов поведения, уже было доступно на бессознательном уровне. Например, дети, которые учатся называть слова по буквам, не обучаются намеренно создавать мысленные образы из слов, которые они учат, то есть, использовать свои стратегии визуализации;очень успешны в этом виде заданий те дети, которые применяют этот навык неосознанно.

Начинающий атлет, который учится бегать 100-метровые дистанции усваивает шаблоны мышечных движений, которые ему уже были подсознательно доступны. Его способность пробежать 100-метровку с максимальной скоростью будет в значительной степени зависеть от того, насколько бессознательно он будет выстраивать новые шаблоны движений из тех, которыми он уже умел бессознательно пользоваться.

Осознанность — это ограниченное явление. Особенно оттого, что мы, люди, ограничены в том, что представляем себе на сознательном уровне небольшое ограниченное количество информации. Теперь стала классической работа Джорджа А. Миллера (19562 "Магическая формула 7+ 2", где он точно показывает пределы сознательного. Именно исследования привели его к заключению, что сознательно мы можем воспринять 7+ 2 единицы информации. Одно из самых интересных положений работы Миллера заключается в том, что размеры этой единицы могут быть различны. Другими словами, формула 7+2 отсылает нас не к объему информации, а скорее, к количеству её единиц. Таким образом, тщательно выбирая способ кодирования нашего сознательного опыта, мы имеем больше свободы действий, увеличивая объём тех единиц информации, которые мы можем усвоить сознательно. Миллер хитроумно уклоняется от обсуждения того, что из себя представляет единица информации. Если мы определим термин единица информации как такой шаблон поведения, который ещё не достиг статуса бессознательного ТОТЕ, то взаимоотношения между функцией сознания в обучении и процессом образования таких единиц становится значимым. Когда мы учимся шаблонировать свою деятельность и систематически реагировать на шаблоны, мы способны создавать блоки бессознательных действий, которые раньше нам приходилось совершать сознательно. Единица информации, усвоенная сознательно, это закономерность или шаблон, с которым мы имеем дело и который мы ещё не сумели сделать бессознательный. Таким образом, когда мы начинаем решать какую-то задачу в процессе обучения, размер такой единицы будет достаточно небольшим, отражающим относительно короткий шаблон или закономерность, с которой мы имеем дело. Имея такой размер, единица информации приобретает статус ТОТЕ — становясь бессознательной, — и наше сознание освобождается для того, чтобы воспринимать шаблоны более крупного уровня, шаблоны выстраивания и управления ТОТЕ, из которых они состоят, или нацеливается на создание шаблонов в других репрезентативных систем или областей деятельности.

Приведём пример из вашего опыта. Для тех из вас, кто когда-то учился ездить на велосипеде, легко вспомнить, как и трудным делом это казалось вначале. Первый раз это было невероятно трудно. Вам приходилось думать и том, как удерживать равновесие, как нажимать на педали вверх и вниз, ехать вперёд и смотреть, куда едешь. Это, конечно, было вам не по силам, поэтому, наверное, ваш отец или кто-то из друзей помогал вам, удерживая велосипед так, чтобы вам приходилось думать только о том, куда ехать и как нажимать на педали. А если вы были из тех счастливцев, у кого уже была бессознательная "программа" того, как нажимать на педали при езде на велосипеде, то задача бы упростилась, и вам тогда надо было бы думать только о том, как скоординировать движение вперёд и то, как вы нажимаете на педали. Когда эти навыки были заучены до автоматизма, тогда вы, наверное, даже и не смотрели на того человека, который вам помогал, позволяя ему бежать рядом с велосипедом, и вы тогда учились координировать движения ног, нажимающих на педали, движение вперёд и сохранение равновесия. Потом вы создали для себя программу езды на велосипеде так, что все эти задачи стали выполняться бессознательно, и теперь вы могли ехать на велосипеде и смотреть по сторонам или разговаривать с тем, кто едет на велосипеде рядом с вами. Неважно, сколько времени прошло с тех пор, как вы научились ездить на велосипеде, программа будет оставаться, и если вы снова сядете на велосипед, то она заработает, и вы снова сможете поехать, ни на минуту не задумавшись о деталях этого сложного умения. Они уже все разбиты на единицы и выстроены у вас в подсознании таким образом, что вы можете спокойно ехать на велосипеде и наслаждаться этим. Если они осознаются, то вам придётся думать о том, как нажимать на педали, управлять рулём, сохранять равновесие при каждом движении и ваше сознание будет настолько перегружено, что вы упадёте или врежетесь во что-нибудь. Обучение шаблонам повеления, подобным езде на велосипеде, как бессознательным программам, полезно и необходимо людям для того, чтобы каждый день выполнять разнообразные и сложные действия.

У некоторых людей существуют тесты внутри стратегий, благодаря которым каждая репрезентация повышает их уровень: стратегия достигает необходимой величины, чтобы стать сигналом и достичь порога сознания. Такие сигналы могут быть полезны для адаптации в некоторых случаях, но очень часто они замедляют процесс, потому что человеку приходится притормаживать свои действия, чтобы увеличить интенсивность этого сигнала.

А другие люди сознательно рассеивают своё внимание для того, чтобы сознательно вывести стратегию своих действий на бессознательный уровень. Вот, например, стратегия одного талантливого математика. Этот человек обладал уникальной способностью быстро и безошибочно складывать в уме огромные столбцы цифр. Когда его спросили, как ему это удаётся, то он ответил, что сам он при этом и не должен что-то делать. Он подчеркнул, что при этом он просто мысленно представляет себе доску, и после того, как ему дают набор цифр, он в мыслях смотрит на эту доску до тех пор, пока его рука в воображении не входит в эту картину и не записывает правильный ответ. А потом он читает то, что записано на доске.

Всё это приводится не для того, чтобы утверждать, что внутренние процессы, связанные с сознанием, не важны для процесса обучения. Сигнал большой интенсивности в какой-то репрезентативной системе во многих случаях очень важен для того, чтобы ввести его в эту стратегию, когда она осваивается. Но когда шаблон усвоен, то он помогает стратегии работать быстро, если он становится привычным. Если вы научились ездить на велосипеде, то сознательный контроль над сохранением равновесия, управлением рулём, нажатием на педали будет, скорее, помехой.