
5) Сети как явление: экономический анализ
Формальные институты и отображающие их сети
Важной характеристикой актора, действующего в рамках формального института, является наличие у него «юридического лица» — его дееспособности (возможности совершать законные сделки) в определенной системе национального права.
Например, десятилетний ребенок не может выступить в качестве продавца своего имущества. Сделки, заключенные непосредственно с ним, будут признаны судом ничтожными.
Другой пример: вы можете быть очень богатым человеком, но в чужой стране вы не сможете ни открыть банковский счет, ни приобрести недвижимость, ни даже оформить на себя автомобиль, пока не пройдете ряд общественных формальных процедур. Пока вы их не завершили, вы не являетесь резидентом данной страны и, следовательно, ограничены в гражданских, в том числе в экономических, правах. Вы должны действовать через посредника (вашего агента, имеющего соответствующие права) и тратить ресурсы на его оплату и контроль за его действиями. Такие процедуры (и требования к лицу, претендующему на то, чтобы стать резидентом) различны в разных странах: где-то они проще, где-то сложнее и занимают больше времени.
Формальной принадлежности к резидентам определенной страны (и системе национального права) соответствует полный граф: любой дееспособный актор может заключить сделки с другим таким же актором, причем их права как по отношению друг к другу, так и по отношению к третьим лицам будут охраняться государством; при возникновении спорной ситуации любой из них может отстаивать свои интересы в суде.
На сеть формального института правовой дееспособности накладывается несколько других сетей: сети формального института семьи и опеки (как правило, поддерживаемые реальными отношениями в семье); неформальные сети дружеской взаимной поддержки; наконец, различные как по составу, так и по форме сети трудовых и других контрактов резидентов с нерезидентами (например, фирма нанимает дешевых рабочих из СНГ, часто не имеющих легальной основы для работы в России).
Формальный институт, в который включен актор, ограничивает его свободу выбора тем, что устанавливает, делает известными актору и исполняет санкции и поощрения за «неразрешенное» и «поощряемое» поведение Таким образом, он делает поведение каждого актора предсказуемым точно так же, как и в случае устойчивой неформальной связи При этом можно выделить следующие характеристики сети
в сеть включены все дееспособные акторы, сеть, образованная таким образом, описывается полным графом,
расходы на поддержание сети участников формального института несет государство, а не акторы, само поддержание такой сети представляет общественное благо,
акторы анонимны, тем не менее сеть существует в ней работают «юридические маски» акторов
Формальные и реальные взаимодействия
Структура сети характеризует наличие или отсутствие определенного формального или реального взаимодействия между акторами. Для экономической теории существенно, формальные это связи или реальные. Почему? Потому что формальные связи лишь создают потенциальную возможность реального взаимодействия. Их наличие еще не гарантирует реальных отношений, хотя и является необходимым условием для возникновения таковых. Соответственно можно говорить о формальных связях как о каналах возможного взаимодействия, а о реальных связях как о наполнении этих каналов.
Покажем разницу между этими связями на примере экономических институтов. Для этого выделим четыре группы институтов, делая акцент на природе связей. Данная градация отражает различие в структуре формальной и неформальной сетей, которые описывают работу института.
Институты, которым следуют
Сюда относятся институты, в формальном принуждении к следованию которым нет необходимости. Обычно такие институты основаны на действующих в обществе нормах поведения. Тем самым формальные механизмы принуждения подкрепляются общепринятыми нормами, благодаря чему стимулы акторов к девиантному поведению минимальны.
Сеть формальных отношений здесь совпадает с сетью реальных отношений или близка к ней по структуре.
Востребованные институты
Этим институтам акторы следуют, но не всегда в полной мере. Действительно, можно помнить об институте, принимать его в расчет при выборе поведения, но следовать ему лишь частично. Причем степень следования различна для разных акторов и разных условий, и зависит она от сопряженных с конкретным поведением издержек и выгод.
Сеть реальных отношений, описывающих взаимодействие акторов в рамках таких институтов, может отличаться от сети отношений формальных.
Институты, о которых помнят
Есть институты, которым следуют не все акторы, хотя все они об этих институтах помнят. Отдельные группы акторов поступают так, как будто этих институтов просто не существует. Такие институты не поддерживаются системой формального принуждения. Тем не менее их можно, хотя и очень сложно, актуализировать, если в этом очень заинтересованы какие-то группы экономических агентов.
Сеть формальных отношений, порожденных такими институтами, имеет принципиально иную структуру, нежели сеть отношений реальных. При этом акторы сети обладают реальной информацией о структуре сети формальной.
Забытые институты
Даже если институт забыт, это не отменяет его действия. С одной стороны, к нему всегда может вернуться любой актор, например, потребовав возбудить на его основании дело. Это большая проблема, поскольку акторы не ожидают, что данный закон когда-либо будет применен. А ведь формирование ожиданий — важнейшая функция институтов! С другой стороны, забытый институт может поддерживаться и мощью государства в той мере, в какой оно старается убедить граждан в его реальности.
Возвращение к забытому институту часто сопровождается реинтерпретацией правил, лежащих в его основе: институт используется с неожиданной стороны.
В случае забытого института, как и в случае института, о котором помнят, сеть реальных отношений сильно отличается от сети отношений формальных. Причем акторы, как правило, обладают крайне скудной информацией о структуре формальных связей, соответствующих забытому институту, ибо такая информация весьма затратна. Поэтому стимул ее получить возникает лишь тогда, когда речь идет о крупных сделках и соответственно о крупных выгодах от возвращения к «хорошо забытому старому».
При переходе института из группы в группу структура формальных связей остается неизменной, зато меняется структура реальных связей Так, если институт становится менее востребованным, реальные связи постепенно теряют актуальность и ослабевают
Сети и информационные взаимодействия
Информационным сетям соответствуют как направленные, так и ненаправленные графы Распространение информации может осуществляться и в интересах того, кто ее отдает, и в интересах того, кто ее приобретает. Поэтому даже наличие направленной информационной связи между акторами само по себе не позволяет сделать вывод, чьим интересам отвечают данные отношения С точки зрения выгоды различают два типа информационной связи.
Взаимный информационный обмен происходит между акторами безвозмездно с целью достижения равновесия и представляет собой вид взаимной помощи Такие информационные отношения описываются ненаправленным графом
Односторонний информационный обмен может происходить и безвозмездно, в дорыночной форме (он имеет место, например, в семье), и в рыночной форме (например, в школе между учителем и учеником, только здесь учителю платит не ученик, а третья сторона). Такие информационные отношения описываются направленным графом
Слухи
Слухи — яркий пример информации, распространяющейся между акторами неформальной сети В некоторых случаях эти информационные отношения можно трактовать как отношения взаимопомощи, в которых обе стороны равны и с равной вероятностью могут служить и донором, и реципиентом полезной информации. Такие отношения происходят в доконтрактной форме. Им свойственны незначительные по объему взаимные информационные потоки. Во многих случаях цель слухов — долгосрочное поддержание связей, представляющих для сторон определенную ценность.
Брокеры и передача информации
Функции некоторых акторов в сети, подобно функциям брокеров на бирже, сводятся к передаче тех или иных ресурсов (материальных, информационных и иных) от одних акторов к другим. Причем достаточно часто исполнители этих функций — ключевые акторы: при их исключении из структуры сети она перестает быть связной. Таким актором является, например, переводчик на переговорах между представителями разных стран, которые не владеют иностранными языками (без переводчика контакт между ними становится невозможен). Другой пример — коммивояжер, который развозит товары фирм по тем отдаленным городкам, где фирмам невыгодно открывать свои филиалы, а сами жители практически никогда не покидают своих мест. Функции брокера выполняет и банк, обеспечивающий связи между кредиторами и заемщиками, и СМИ как источник информации для граждан о политических новостях.
Престиж и обладание информацией
Построение сети любых отношений начинается с налаживания сети информационной. Чем шире оказывается доступ к информации, тем выше престиж и соответственно шире доступ актора к ресурсам. Вследствие этого для него становится все проще занять выгодную позицию.
Сети социального контроля
Отношения внутри сети регулируются за счет механизмов социального контроля, и это — принципиальный момент. Правовые механизмы улаживания конфликтов играют в данном случае второстепенную роль. Страх потери репутации иногда действует на партнеров по экономической деятельности или социальным отношениям гораздо сильнее, чем угроза обращения в суд. Например, за нарушение норм корпоративной культуры работник не может быть уволен из организации или наказан в административном порядке. Однако, если он их нарушит, косых взглядов со стороны коллег во многих случаях будет для него достаточно, чтобы впредь он этого не делал.
К чему ведет увеличение плотности связей в сети? Чем плотнее сеть, тем меньше автономность и выше зависимость актора от поведения остальных участников отношений и тем эффективнее механизмы социального контроля.
Мосты
Ключевым фактором связности графа, описывающего структуру отношений группы, являются мосты. Если, например, контакты между группой студентов и группой преподавателей осуществляются за счет доверительной связи между деканом и старостой группы, то при потере доверия связь будет нарушена. Именно в силу своей уникальности данная связь ценна для обеих групп акторов — и для студентов, и для преподавателей. И стороны будут стремиться по мере возможности ее сохранить. Акторы, связь между которыми является мостом, крайне важны для сети. Как следствие, они достаточно часто обладают высоким престижем и центральностью.
Так как мост есть связующее звено между двумя компонентами сети, на него ложится гораздо большая нагрузка, чем на остальные связи. Поэтому информация, проходя данный участок, может исказиться или замедлиться. Кроме того, единственность канала общения и разрешения конфликтов создает риски. Участники сети борются с этой проблемой, налаживая альтернативные связи, которые призваны разгрузить связи-мосты и тем самым увеличить эффективность связей между группами акторов, а также лишить акторов, соединенных друг с другом мостом, монопольной позиции.