
- •Типы психологического реагирования на болезнь, их характеристика. Отношение к болезни, характеристика основных видов отношения к болезни. Правильное формирование внутренней картины болезни.
- •Характеристика психического развития детей юношеского возраста 16-18 лет: кризис юности, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.
- •Профессиональное самоопределение
- •Общение и мировоззрение
- •Личностное самоопределение
- •Кризис юности
- •3. Деловые, ролевые, организационно деятельностные игры.
Типы психологического реагирования на болезнь, их характеристика. Отношение к болезни, характеристика основных видов отношения к болезни. Правильное формирование внутренней картины болезни.
Между истинным положением дел со здоровьем и "моделью болезни" больного часто нет знака равенства. Значение болезни в восприятии больного может, как преувеличиваться, так и приуменьшаться, вплоть до полного отрицания болезни как таковой. При адекватном типе реагирования (нормонозогнозия) больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.
При гипернозогнозии больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом, а при гипонозогнозии — склонны их недооценивать. Анозогнозия — полное отрицание болезни как таковой, типична для больных с алкоголизмом и онкологическими заболеваниями. При диснозогнозии у больных наблюдается искажение восприятия и отрицания наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.
Выделяют следующие типы отношений к болезни:
Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении всего, что связано с болезнью. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск “авторитетов”. В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение, прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.
Ипохондрический. Фиксированность на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни процедур. Трудности психотерапевтической коррекции.
Эгоцентрический. "Уход в болезнь", выставление напоказ, демонстрация близким и родным своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием, требования исключительной заботы. Разговоры окружающих быстро переводятся "на себя", постоянно желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни
Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность, касающаяся преимущественно не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но маловероятных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Защитой от тревоги часто становятся приметы и ритуалы.
Неврастенический. Поведение по типу "раздражительной слабости": вспышки раздражения при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения, которые нередко выливаются на первого попавшего и завершаются слезами и извинениями, а вскоре повторяются. Нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
Паранойяльный. Уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла. Подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу медперсонала, в связи с этим - обвинения и требования наказаний.
Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих известие о болезни. Опасения, что их станут избегать, считать неполноценными, пренебрежительно или с опаской к ним относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и характере болезни. Опасения стать из-за болезни обузой для близких и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.
Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное, с пренебрежением, легкомысленным отношением к болезни и лечению. Надежда на то, что "все само обойдется". Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказаться на течении болезни.
Эргопатический. "Уход от болезни в работу". Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжить работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
Анозогнозический. Активное отбрасывание мысли о болезни, возможных последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам. Отказ от обследования и лечения, стремление "обойтись своими силами".
Гармоничный. Реальная оценка своего состояния без склонности как преувеличивать, так и недооценивать тяжесть своего состояния. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
Итак, важнейшим с психологической и психотерапевтической точки зрения явлением, с которым сталкивается практический врач или психолог в своей деятельности, является внутренняя (субъективная) картина болезни. Важность её обусловливается тем, что именно внутренняя картина болезни, «стоит за» теми жалобами, с которыми больной обращается за медицинской помощью, именно она во многом определяет его отношение к проводимому лечению. В связи с этим важно правильное формирование ВКБ, осуществляемое врачом или психологом.
Психотерапевтическое вмешательство осуществляется, в основном, с использованием метода психотерапевтической беседы — либо проводящейся отдельно, либо, вероятнее, в структуре планового осмотра больного. Темы бесед могут быть сведены к двум основным направлениям: разъяснение пациенту причин и механизмов его болезненных ощущений и подтверждение его самоидентичности. Второе направление психотерапевтических бесед с больным, неразрывно связанное с первым, прямо адресовано к его самоидентичности, к отделению последней от переживаний, связанных с болезненными ощущениями. Для реализации второго направления полезно привлекать такие приёмы, как обращение к больному по его личному имени (имени-отчеству), опора на его «догоспитальный» опыт — иными словами, любые способы привлечения внимания пациента к его собственной личности, сохраняющей свою идентичность независимо от наличия болезни.