Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модуль 2.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
764.45 Кб
Скачать
  1. Коллективная (общинная) собственность

Итак, исключительные права собственности могут решить проблему истощения ресурсов при общедоступной собственно­сти. Процесс возникновения исключительных прав принимает разнообразные формы. Принципиальное значение имеет то, кто наделен исключительными правами. При режиме коллективной (общинной) собственности исключительными правами на ресурс обладает определенная группа людей. Коллективную собствен­ность можно также определить как общую собственность с закры­тым доступом. Из числа собственников исключаются все люди, которые не принадлежат к данной группе.

При общинной собственности возможно возникновение проблем со стимулами отдельных членов группы, которые имеют важные поведенческие последствия.

— Если член группы не обладает исключительными правами на доход, и действует уравнительный принцип распределения дохо­да, то возникает проблема недостаточного использования ресурса, поскольку каждый член группы будет снижать свой трудовой вклад, рассчитывая на других. Чем в меньшей степени человек идентифи­цирует себя с группой как целым, тем острее будет стоять эта про­блема. Так, Сен показал, что в тех ситуациях, когда права на доход от земли принадлежат всему сообществу, а не индивиду, владеюще­му землей, и инвестиции децентрализованы, возникает проблема безбилетника и уровень инвестиций очень низкий.

— Если будет выбран принцип распределения дохода в соот­ветствии с затратами усилий, то снова возникает проблема чрез­мерного использования ресурса, которая приведет к его истоще­нию (здесь снова проявится эффект свободного доступа).

Поэтому при коллективной собственности очень важную роль играет согласованность между правилами, которые распре­деляют выгоды, и правилами, которые распределяют издержки. Общинные права собственности будут жизнеспособными, если эти правила рассматриваются членами группы как справедливые и законные.

1. Точная информация о состоянии ресурса и ожидаемом по­токе выгод и издержек доступна участникам группы с низкими из­держками ее получения.

2. Участники осознают потенциальные выгоды и риски, свя­занные с сохранением общинной собственности, и могут сравнить их с последствиями возможного изменения норм и правил.

3. В группе действуют нормы взаимности и доверия, которые могут быть использованы как первоначальный социальный капитал.

4. Группа, использующая ресурс, относительно стабильна.

5. Участники группы планируют жить и работать в данном месте в течение длительного периода (а в некоторых случаях рас­считывают на то, что их потомки будут жить в этом месте), поэто­му обладают низкой нормой дисконта.

6. Участники используют правила принятия коллективных ре­шений, которые находятся между двумя крайними полюсами — еди­ногласие и диктатура, и тем самым избегают высоких трансакцион­ных издержек достижения единого решения или высоких издер­жек, связанных с лишением прав.

7. Участники группы могут создать относительно точный и дешевый механизм контроля и наказания.

Оптимальный размер группы при общинной собственности можно продемонстрировать следующим графическим примером [Шаститко, 1998, с. 236—238].

Выделим два элемента трансакционных издержек: трансак­ционные издержки защиты прав собственности и трансакцион­ные издержки достижения соглашения о правилах использования ресурса и контроля за их соблюдением. Мы можем определить оптимальный размер группы, обеспечивающей минимизацию средних трансакционных издержек.

АТС — средние трансакционные издержки (в расчете на одно­го члена группы);

A(N) — трансакционные издержки достижения соглашения о правилах использования ресурса и контроля за их соблюдением в расчете на одного члена группы; они возрастают с увеличением численности группы и скорость их возрастания увеличивается с ростом группы.

D(N) — удельные издержки защиты прав собственности от посягательств других лиц; эти издержки убывают по мере роста группы, и скорость их убывания уменьшается с увеличением раз­меров группы.

T(N) — общие трансакционные издержки;

N*— оптимальная численность группы, обеспечивающая минимизацию средних трансакционных издержек;

ATC* — минимальные средние трансакционные издержки.

Если предположить внешнюю угрозу постоянной, то по мере увеличения численности группы снижаются удельные издержки за­щиты прав собственности от посягательств со стороны. Например, средние по величине общинные институты, регулирующие ис­пользование леса в Индии могут лучше предотвращать чрезмерное использование лесных запасов, чем более мелкие группы, потому что они могут лучше организовать охрану. Однако по мере увеличения численности группы издержки внутреннего управления растут, поскольку становится сложнее принимать со­гласованное решение и труднее контролировать его исполнение. К примеру, Лайбкэп обнаружил, что если размер группы превышает четырех человек, то достичь согласованного использования место­рождения нефти чрезвычайно сложно. Блумквист, с другой сторо­ны, сообщает о процессах в тени суда справедливости, включавших до 750 человек, которым удалось договориться о коммунальных правилах распределения прав пользования водой из подземных бассейнов в южной Калифорнии. Эти процессы заняли довольно длительный период времени, но коммунальные права существуют в течение уже полувека и административные издержки этой системы невысоки.

оптималь­ной, поскольку издержки внутреннего управления низкие, но воз­можности экономии от масштаба при защите прав собственности от внешних посягательств не могут быть использованы и, следова­тельно, средние издержки защиты высоки.

Если численность группы равна N2 , то она, наоборот, превы­шает оптимальную численность, поскольку издержки внутренне­го управления резко возрастают и этот рост уже не компенсиру­ется снижением издержек защиты за счет экономии от масштаба. Оптимальной численностью будет N*.

Возникновение режима общинной собственности около 10000 тыс. лет назад Д. Норт назвал первой экономической рево­люцией. Это была революция не потому, что прои­зошли изменения в основной экономической деятельности чело­века, которые выразились в переходе от охоты и собирательства к земледелию. Это была революция, потому что этот переход сопро­вождался фундаментальными изменениями в структуре стимулов. Открытый доступ снижал предельную отдачу в охоте и собира­тельстве. Оседлое земледелие стало более привлекательным, хотя оно требовало значительных издержек по установлению и защите исключительных прав собственности. Сама технология сельско­хозяйственного производства требовала длительного контроля над определенной территорией, чтобы обеспечить возможность присвоения результатов труда. В условиях общедоступной соб­ственности действуют слабые стимулы к созданию более сложных технологий и к обучению. Исключительные права собственно­сти, в отличие от общедоступной собственности, создают прямые стимулы к повышению эффективности и производительности, к овладению новой техникой и приобретению новых знаний.