
- •Мурманский Государственный Технический Университет Кафедра философии научная работа
- •2 Курса
- •Мачкарина Ольга Дмитриевна
- •Содержание
- •Введение
- •1.История развития философии
- •2. Философия как мировоззрение. М. С. Каган: Проблема фрагментаризации современной философии.
- •Примечательно, что предтечи системного мышления - тектология
- •3. Философия как наука. М.К. Мамардашвили: «мысль мысли».
- •4.Философия и наука: единство, а не тождественность.
- •Заключение
- •Список используемой литературы:
Заключение
На протяжении веков философия тяготела к априоризму и в связи с этим к установлению окончательных, бесспорных истин-аксиом, не требующих доказательства. В наше время человество все больше и больше стремится к переосмыслению многих вопрос, в связи с чем и наблюдается особый интерес к самому понятию «философия».
В центре внимания все в большей мере становится не объект (мир) как таковой, в своей отчужденности от человека, и не субъект (человек), взятый сам по себе, в робинзоиовской оторванности от мира, а их взаимопроникающее единство, мир человека (в самом широком аитропокосмическом диапазоне) или человеко-мир как открытая динамическая система. Это предполагает не только теоретическое постижение Целого, но и приобщение к нему, жизнь в нем и, стало быть, amor intellectualis (интеллектуальную любовь) к жизни, упоение ею (несмотря ни на что, вопреки ее злу, в бою с ним), благоговение пред ней в спинозовско-эйнштейновско-швейцеровском смысле. Таким представляется мне начало, точка отсчета современного миропонимания. Конкретизацей этой проблемы является важнейший специфицирующий вопрос философии -об отношении человека к миру, о его самоопределении в бытии. Отношение мышления к бытию образует гносеологический срез этой проблемной ситуации.
Всеобщность всегда так или иначе заземлена в конкретике бытия. Основной вопрос философии исторически модифицируется, поворачивается разными своими сторонами, преломляясь через животрепещущие проблемы, затрагивающие интересы людей, болевые точки их сознания. Дело не в снобистском предпочтении философией одних вопросов и третировании других, как якобы недостойных ее внимания, а в том, что все волнующие ее проблемы рассматриваются ею под своим - общемировоззренческим - углом зрения, под углом зрения вечности.
Особое место среди них занимают так называемые вечные или последние вопросы: кто мы, откуда и куда идем; о первосущности Бытия и его соотношении с небытием; о тайне Времени и его соотношении с Вечностью; о бесконечности Бытия и конечности, обреченности его составляющих; о происхождении жизни и мысли; о жизни и смерти и др. Все эти проблемы резюмируются в вопросе о целостности (всеединстве) мира и месте человека в нем.
Характер этих вопросов предопределяет невозможность их полного, окончательного и однозначного решения. Исключительную ценность - как гносеологическую, так и аксиологическую - представляет сама их постановка - вновь и вновь. Можно лишь пытаться их решить, приближаться к этому решению. Эти попытки будут, вероятно, все более настоятельны по мере выхода человечества на новые космические, микрокосмические, нейропсихологические рубежи и усложнения, укрепления стоящих перед ним задач.
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Если, например, для естествознания и ли конкретного обществоведения поиск истины является важнейшим, но переходным моментом, средством для достижения тех или иных специальных целей, предпосылкой открытия, то в центре внимания философии находится сам этот поиск. Ее открытия совершаются именно на этом проблемном поле. Она выступает как всеобщая рефлексия поискового человеческого деяния, творческой проективности, первопроходчества.
На мой взгляд, философия возможна до тех пор, пока признает за другими право утверждать иную позицию и логику в качестве Истины. И философия перестает быть собой, превращается в идеологию, а затем и в орудие реализации чьих-то целей, когда объявляет себя единственно верной, монополизирует право на истину.