
- •Краткая история архитектуры
- •Основные стили греческой архитектуры
- •История возникновения понятия[править | править исходный текст]
- •Использование[править | править исходный текст]
- •Древняя Греция
- •Общая характеристика древнегреческого градостроительства
- •Жилище.
- •Население и размеры городов
- •Выбор территории для строительства городов
- •Генеральные планы городов
- •Дорический ордер.
- •Ионический ордер.
- •Коринфский ордер.
- •Архитектура гомеровского периода
- •Архитектура Древней Греции. Период архаики. VII — VI вв. До н. Э.
Ионический ордер.
Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии. Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. Каннелюры глубже врезаны в ствол. С обеих сторон ионической капители выступают волюты, напоминающие частично развернутый свиток папируса, изображенный с торцевой стороны. У такой капители фасадная и задняя стороны отличаются от боковых, что не могло не вызвать определенных сложностей в решении углов сооружения. В угловой капители греки помещали волюты не на противоположных, а на смежных сторонах. В результате угловая волюта имела угловой выступ в сорок пять градусов. Ионический архитрав состоит из трех узких горизонтальных полос, которые часто украшали тонким невысоким рельефом, и не разбит на триглифы и метопы. Ионический ордер изящнее дорического и не производит свойственного последнему впечатления мощи. Греки считали дорический ордер мужским, а ионический – женским. См. также ГАЛИКАРНАС.
Обе ветви развития, дорическая и ионическая, соединились в Афинах 5 в. до н.э. Афины располагались на границе между дорийскими и ионийскими землями, и уже в конце 6 в. в городе работали художники из обоих регионов. После победы, одержанной афинянами в греко-персидских войнах в 480 до н.э., под предводительством Перикла этот город-государство достиг своего наивысшего расцвета. Перикл стремился обеспечить культурное и художественное лидерство Афин в греческом мире и ради этого предпринял одну из самых амбициозных строительных программ в истории человечества, особенно если принять во внимание, что тогдашнее население Афин вместе с рабами насчитывало не более 300 000 человек.
Коринфский ордер.
К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.
БИЛЕТ 19
Архитектура гомеровского периода
О культуре и искусстве можно судить главным образом по поэмам Гомера, а так же по памятникам материальной культуры, которые в этот период значительно грубее, чем в Микенах. Дорийские племена после захвата территорий Микен начали интенсивно перенимать достижения крито-микенской культуры.
Горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие легко поддающегося обработке камня (известняка, мрамора) и строительного леса определили "технические" предпосылки греческой архитектуры.
Основным типом жилища, как и в Микенах, являются мегароны с закругленной задней стенкой, которые изначально строились из кирпича-сырца, или глинобитными. Позже с применением каркаса, формованного кирпича и тесанных каменных блоков здания становятся прямоугольными в плане.
Храмы обычно входили в ансамбль городской площади - агоры или укрепленного замка - акрополя и имели вид мегарона (тип храма в антах) с жертвенником внутри на месте очага. Впервые жертвенник выносится во двор и располагается перед храмом в Спарте в двухнефном храме Артемиды (IX - VIII вв. до н.э.). Впоследствии обычай выносить алтарь перед храмом на всеобщее обозрение сохранился, в этом проявился демократический характер культуры Греции.
Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах «Илиады» и «Одиссеи» встречаются описания древних святилищ — священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора («ауле»), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору «мегарон»прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен («антами») и столбами между ними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя (1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в «Одиссее» дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красотеот восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает «лучезарным» сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.
БИЛЕТ 20