
- •1.Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия.
- •2.Мифологическое сознание и его социально-исторические основы.
- •3.Религиозное мировоззрение. Религия и философия.
- •4.Философия как способ освоения мира. Сходство и отличие философии от мифологии и религии. Философия и наука.
- •5.Природа и специфика философских проблем.
- •6.Культурно-исторические предпосылки зарождения философии.
- •7.Проблема бытия в истории философской мысли.
- •8. Античная философия, ее основные черты и проблемы.
- •9 Античная философия досократического периода.
- •10. Античная философия классического периода. Учения Сократа, Платона, Аристотеля.
- •11.Философия эпохи эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
- •12.Философская мысль Средних веков. Патристика и схоластика. Реализм и номинализм. Проблема веры и знания.
- •13.Философия Нового времени. Проблема метода в философии. Философские воззрения ф.Бэкона и р.Декарта.
- •14 Философия Просвещения.
- •15.Немецкая классическая философия. Философия и.Канта.
- •16.Немецкая классическая философия. Философская система и метод Гегеля.
- •17.Философия марксизма. Основные положения материалистического понимания истории.
- •18. Позитивизм и
- •19.Философия экзистенциализма.
- •20. Психоанализ и философия неофрейдизма.
- •25.Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Природа отражения.
- •26. Естественные предпосылки и общественная природа сознания. Сознание и язык.
- •27. Общественное сознание, его относительная самостоятельность. Роль общественного сознания в историческом процессе.
- •28.Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
- •29.Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
- •30. Природа познавательного отношения человека к миру. Субъект и объект познания.
- •31. Чувственное отражение и его роль в познании. Ощущение, восприятие, представление.
- •32, Рациональное познание как качественно новая ступень познания действительности. Понятие, суждение, умозаключение.
- •33.Единство чувственного и рационального познания. Интуиция.
- •34. Глобальные проблемы современности.
- •35. Онтология, Гносеология, антропология как основные разделы философии.
3.Религиозное мировоззрение. Религия и философия.
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
4.Философия как способ освоения мира. Сходство и отличие философии от мифологии и религии. Философия и наука.
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической фор-мой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элемен-том, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ¬ности позволяет позна-вать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми¬ра в многообразии его проявлений и со¬ста¬в¬ных частей. Философия не просто рас¬крывает сущность вещей и явле-ний, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной органи¬зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле¬ментами кото¬рой яв¬ля¬ются: 1) категории (основные, наиболее общие по¬нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их свя-зей), 2) при¬нципы (исходные положения, на¬ча¬ла, составляющие ос¬нования теоретической си¬с¬те¬мы знаний, ее фун¬дамент. При¬н¬ципы определяют под-ход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под за¬ко¬ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су¬ще¬ст¬венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан¬ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще воз-никает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не¬по¬нятное в понятном и привычном. Удивление раз¬дви¬гает горизонт че¬ло¬веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра¬нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи¬ло¬со¬фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и от-ветов, в за¬ви¬си¬мо¬сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но¬вого под¬хода и нового решения.
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, сис-тема, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео¬ре¬тической ст¬роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра¬к¬ти¬Че¬ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Цен-ность – это не сам предмет, а его зна¬чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо¬р¬ме обозначает гра¬ни¬цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра¬ва, чтобы не ут-ратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра¬ни¬цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – яв-ления ду¬хов¬ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (пре-красное-безобразное), мо¬ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья¬вол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре¬ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценно-сти, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и уме-реть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществ-ления. В зависимости от принятых человеком иде¬алов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об¬щие и частные цели своих действий.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило¬со¬фия является инструментом формирования жизненной позиции челове-ка. Принимая определен¬ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целепо-лаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за ре-зультаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру¬гой. Че¬ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи¬лософии в деле становления личности – быть способом самопознବния и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка¬те¬го¬рий, принципов, за¬ко¬нов, своя система знания. Это означает, что в про¬цес¬се самопознания человек ис¬по¬ль¬зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про¬блем, для определения целей и са-мого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы¬шления – обязательное свойство философии, в ином случае она ста¬нет сре¬дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней си-лы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин¬струмент чужой воли.
Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. Не случайно ребёнок в «чуковском» возрасте «от двух до пяти» становится завзятым «философом», донимает взрослых неожиданными вопросами («Что было, когда ничего не было?», и так до бесконечности). В общем, мир — вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем). Эту упорную проблематизацию бытия и познания философия передала науке, но та мало-помалу специализировалась на множество более или менее узких специальностей. Отсюда — следующая принципиальная черта философии.
Второй критерий философствования — тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения — о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого. Когда мы глубокомысленно изрекаем нечто вроде того, что человеческая природа не меняется через века, а разные культуры должны уживаться друг с другом (или прямо противоположные выводы на тот же самый счёт) — мы философствуем, то есть обобщаем и углубляем свои суждения до мыслимого предела.
Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их — до субстанционального предела. Субстанция (лат. substantia — подлежащее, находящееся в основе чего-то) как философское понятие означает, что за массой единичных предметов, за вечным калейдоскопом отдельных событий, мириадами различных свойств скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Они играют роль неизменной матрицы как для всего мира, так и для каждого класса предметов или ситуаций. Субстанция — не явление, а сущность. То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования.
Отсюда четвёртый признак философии — её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить — их можно только помыслить, «схватить» разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём в отличие от разнообразных фантазий и догм, философские абстракции — закономерный продукт логического мышления, они одинаковы для всех здравомыслящих людей (то есть объективны). Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история — вот образцы философских категорий — абстрактных умозрительных сущностей, за которыми стоит бесчисленное разнообразие вещей, событий, ситуаций.
Пятый критерий отличительности философии называется, как уже говорилось мной, рефлективностью — потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам учёный или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ — попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить…
Похожая ситуация с соотношением философии и практики, когда философ размышляет не столько над тем, что делает практик, сколько над тем, зачем на самом деле это делается, с какой целью и по каким мотивам.
Перечисленные критерии отличает философию от религии или богословия — те тоже претендуют изложить людям судьбы мира, некие универсалии культуры, сформулировать заповеди праведной жизни для всех, то есть совершить обобщения универсального масштаба. Однако религиозный и даже теологический подходы к знанию возводят его к откровению свыше — знание верующим и священнослужителям даётся всевышним в готовом по сути дела виде. Философии чужд такой догматизм. Философ сам приходит к своим выводам, опираясь на твёрдо установленные наукой или практикой факты и применяя к их истолкованию интеллект — логику, интуицию, всю силу своего духа. Философия всегда открыта новым вопросам, ведущим её вглубь и вширь универсума.
Эти два типа знания — религиозное и философское могут соединяться в той или иной пропорции и тогда мы получаем варианты религиозной философии. В христианстве, допустим, многие отцы этой церкви основывали по сути философские школы — Августин Аврелий, Фома Аквинский или Мальбранш. Их философичность состояла в том, что они, пользуясь собственным умом, обновляли идейную доктрину христианства, помогали церкви выйти из очередного кризиса. Однако большинство философских школ носило светский, свободный от конфессиональных пристрастий характер. Всякая религия обуздывает человека, его страсти, а философия поощряет свободный поиск своего призвания вопреки любым авторитетам.
Тут кроется ещё одна особенность философии. Только что отмечалась её проблематичность. Разные науки тоже ставят и решают проблемы, но всё время новые. А философия уже несколько тысячелетий снова и снова обсуждает близкий по содержанию набор «вечных тем», сходных проблем. А их решения представителями разных философских школ предлагаются тоже разные. Такая пестрота ответов на одни те же вопросы (о счастье и свободе человека, познаваемости или таинственности природы, конце или начале истории; так далее) вовсе не отбрасывает философию на интеллектуальную свалку, в мёртвый архив познания. Вспомним о принципиальной теоретичности и универсальности философии. Её предмет невозможно проверить эмпирически — загнать «под колпак» эксперимента или наблюдения. К тому же области философствования не гомогенны, как в природе (где, допустим, водород он и есть водород во всём мыслимом космосе). Предмет философии предельно противоречив. Природа остается одна и та же, но наша картина изучаемой реальности постоянно меняется с прогрессом науки и техники; человек вечен своими страстями и надеждами, но общество, в котором он живёт, периодически радикально меняется, а значит меняются самооценки людей. Так что относительное постоянство философской проблематики от века к веку, даже от тысячелетия к тысячелетию не означает, что у философии нет истории, что она не развивается. История философских идей полнее всего сочетает в себе традиции и новации. Здесь особая пропорция согласия и споров.
С отличиями философии связан вопрос о значении философских идей для человеческой жизни. В отечественных учебниках обычно перечисляются несколько функций философии — и познавательная, и воспитательная, и практическая, и целый ряд ещё. Но они же самые в принципе присущи любой области теоретического знания (физике или химии, истории или археологии), и не только его, но и противоположным — чувственно-интуитивным, мистическим сферам духовности (мифологии, религии, искусству). Те тоже расширяют кругозор, формируют убеждения, помогают жить и выживать. Привилегией именно философии остаётся однаединственная функция — углубление понимания. Напомню название одной из картин Поля Гогена из его таитянского цикла: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» Мы с вами, а не древние греки, не средневековые жители, но и не будущие обитатели Марса. Поэтому-то философы и возвращаются постоянно к вечным темам человеческого бытия и познания, но каждый раз в новых интеллектуальных условиях.
Хотя философские идеи нельзя потрогать руками или рассмотреть глазами, они постоянно и настойчиво влияют на нашу жизнь, её практику. В условиях разных цивилизаций и культур эти идеи могут отличаться, порой весьма радикально, но влиятельности своей не теряют. Скажем, европейцами с самого начала их цивилизации двигали идеи истины, добра и красоты. Эти абстрактные идеи уже более двух тысячелетий прокладывают себе путь сквозь массу дичайших заблуждений, океан зла и ужасающие уродства. Всё новые и новые поколения европейских народов развивают науку и технику — с несомненным успехом; реформируют общественное устройство, экономику в поисках справедливости (и живут лучше всего остального населения Земли); гонятся за модой — идеалом телесной гармонии (и задают образцы моды всему свету). В абсолютном большинстве случаев вечная истина, идеальное государство, безупречная фигура — недостижимые фантомы. Но соответствующие идеи — философские абстракции истины, добра, красоты — продолжают вести нас за собой, не дают успокоиться в жизненной борьбе, завещают её потомкам. Так что философия не только теоретична, но и по-своему практична.