
- •Глава 1. Из истории психодиагностики
- •1.1. Донаучный эмпирический этап
- •1.2. Научный этап развития психодиагностики
- •1.3. Отечественные работы в области психологической диагностики
- •1.4. Экспериментально-психологическое и психо-диагностическое, психолого-педагогические исследование
- •1.5. Создание новых и адаптация существующих методик.
- •Контрольные вопросы к истории
- •Литература к истории
- •Глава 1. Из истории психодиагностики 8
1.5. Создание новых и адаптация существующих методик.
Меняющиеся задачи практической деятельности, развитие теории, неудовлетворенность имеющимся инструментарием стимулируют создание новых или «заимствование» уже существующих методик за рубежом. В нашей стране решение этого вопроса затруднено длительным периодом запрета на их разработки, преодоление которого началось в 70-е годы XX века под воздействием потребностей педагогики, медицины и промышленности. Оказалось, что перечень отечественных методик, которые были созданы до запрета на их разработку, весьма ограничен и срочно требуется полнить его. Востребованным оказался атлас Ф.Е.Рыбакова, методика Н.И.Озерецкого, книги, в которых обобщался опыт прошлых лет и предлагались некоторые новые методики (Рубинштейн С.Я., 1979; Лурия А.Р., 1969; Полищук И.А., Видренко А.Е., 1979). На сегодняшний день происходит модифицирование имеющихся методик и создание новых в соответствии с современными требованиями психометрии.
Процедура создания методики разбивается на несколько этапов. После выбора объекта исследования и теоретических оснований будущей методики производится определение количества заданий и их разработка, оформление теста, его пилотажное исследование с последующим анализом результатов выполнения заданий, определение надежности и валидности теста, его стандартизация. В следующей главе представлены сведения о надежности, валидности и стандартизации теста, поэтому остановимся на некоторых особенностях применения других частей процедуры. При подборе заданий следует стремиться охватить ими наиболее типичные проявления изучаемого явления и по возможности сбалансировать их в пропорциях соответствующих частоте проявлений и значимости. Обычно считается, что для обеспечения надежности результатов необходимо не менее 20 заданий. Но требование надежности вступает в противоречие с требованием ограничения времени проведения исследования. В случае обследования больных, страдающих афазией, это ограничение связано, в частности, с их соматическим состоянием. Таким образом, окончательный выбор обычно является компромиссом между этими взаимоисключающими требованиями. Сложность психических явлений затрудняет учет факторов, от которых может зависеть их изменение. Поэтому его точность достигается за счет достаточно больших выборок (количества измерений) в расчете на то, что усреднение приведет к нивелированию разнонаправленных влияний. В этом случае может быть использован математический критерий оправданного количества измерений. Это уменьшение разброса данных по мере возрастания количества измерений. Обычно кривая, описывающая эти изменения имеет перелом после которого прибавление точности становится ничтожно малым с увеличением выборки (асимптотически приближается к нулю). Место этого перелома и позволяет определить разумный максимум количества измерений.
Рекомендуют избегать заданий неопределенного характера, допускающих субъективную их интерпретацию («У вас часто болит голова?») Предпочтительными считаются задания типа: «Как часто у вас болит голова - один, два, три, десять раз в месяц?» Вместе с тем при определенной задаче исследования, например, когда мы хотим узнать именно субъективное мнение человека о его головной боли, первая форма вопроса может оказаться предпочтительной.
Среди различных форм ответов на вопросы наиболее популярны ответы «да - нет», важным достоинством которых является удобство их обработки. Более дробные ответы в какой-то мере могут компенсировать недостаточность заданий, делая ответы боле дифференцированными. Вместе с тем ответы типа «не знаю» могут провоцировать неуверенных людей на отказ от выбора. К такому же бессодержательному результату может приводить и склонность испытуемых принимать крайние решения, например, при описании своих отношений в группе называть всех без исключения друзьями или, наоборот, всех отвергать. Для предотвращения такого варианта вводится ограничение количества выбираемых или отвергаемых, например, тремя членами группы.
Немаловажное значение имеет оформление методики, предъявляемой испытуемому. Прежде всего, это касается содержательной стороны. Инструкция, формулировки вопросов, должны быть четкими и однозначными, также как форма и способ ответа. Последствия двусмысленности или преднамеренной провокационной формулировки вопросов хорошо известны на примере оформления бланков избирательных бюллетеней, в том числе при голосовании по вопросам присуждения ученых степеней. Немаловажное значение имеет эстетическое оформление стимульного материала и бланков для ответов. Они должны соответствовать известному показателю качества шрифта – быть незаметными, то есть не отвлекать от решаемой задачи.
Пилотажное, то есть пробное испытание вновь созданной методики позволяет своевременно отредактировать формулировки вопросов, удалить неудачные, иногда ввести новые. Одним из критериев отбора является равномерность распределения разных ответов, при варианте «да – нет» тех и других должно быть поровну, так чем больше будет асимметрия (преобладание «да» или «нет») тем меньшей дифференцирующей силой будет обладать задание. При анализе заданий их качество определяется с помощью вычисления коэффициента корреляции со средним баллом по всем заданиям. Чем выше этот показатель, тем лучше задание. В процессе создания методики используются и другие математические приемы.
Встречающиеся в литературе сведения о применении автором модифицированного варианта той или иной методики требуют оценки допустимости таких модификаций. Исходя из требований к диагностическим методикам, их произвольные модификации недопустимы. Во многих странах, имеющих длительный опыт применения средств психологический диагностики, для принятия такого решения существует специальные, строго регламентированные, в том числе на уровне закона правила. Существуют аналоги палаты мер и весов, которые принимают соответствующие решения. Эти меры подобны обязательной у нас процедуре поверки различных технических измерительных устройств или контролю за использованием в торговле стандартных весов или метра.
Вместе с тем модификация существующих психодиагностических методик при соблюдении всех правил психометрии не только возможна, но и желательна. Приведем примеры такой модификации. В нашей стране, как и во всем мире, довольно давно и широко применяется личностный опросник Г. Айзенка, направленный на выявление нейротизма и экстраверсии. Имелось несколько примерно равнозначных его адаптаций, проведенных по всем правилам. Под руководством В.М.Русалова была проведена коррекция формулировки вопросов, которая позволила добиться уменьшения снижения коэффициента корреляции между двумя основными шкалами этой методики и таким образом добиться увеличения точности измерения. Низкая корреляция измеряемых показателей позволяет считать, что измеряемые характеристики относятся к разным генеральным совокупностям, то есть действительно характеризуют разные явления.
Другой пример допустимой модификации методики без изменения стимульного материала и процедуры проведения диагностического исследования – выделение нами в опроснике Р. Эриксона субшкал, позволяющих дифференцировать «речевую тревогу» по трем дополнительным характеристикам: отношение к качеству своей речи, уверенность в речи и отношение качеству коммуникации, осуществляемой с помощью речи.
К неудачным примерам модификации методики можно отнести случаи, когда исследователи используют субтест какой-либо методики (например, теста Векслера), не предназначенный для самостоятельного использования для измерения соответствующей психической характеристики. В некоторых случаях производится произвольное добавление заданий или перекомбинация их, причем без оценки результатов с помощью психометрических критериев, в частности согласованности результатов выполнения новых заданий с прежними.
На первый взгляд более простым является путь адаптации имеющихся тестов, но в действительности современные требования к ним, изложенные в следующей главе, могут сделать этот путь не менее трудоемким, чем создание нового метода.
Рассмотрим некоторые типичные трудности адаптации иностранного теста.
Распространенной ошибкой первоначального периода адаптации методик было сведение всего сложного процесса к простому переводу на русский язык, но в действительности даже этот этап требует особых приемов, отличных, например, от перевода художественного произведения. Полностью эти недостатки не преодолены и до настоящего времени. Это можно проследить на примере многочисленных публикаций методик часто в виде сборников или в составе учебных пособий как практикума к отдельным главам. Даже в их представлении далеко не всегда соблюдаются элементарные правила: нет ссылок на исходный источник публикации, сведений об авторе-разработчике или авторе адаптации и т. д. Профессиональные методики часто соседствуют с популярными. Обычно бывает представлен стимульный материал (но в некоторых случаях с купюрами) и скудные сведения об интерпретации результатов его применения. Л.Ф.Бурлачук (2004) отмечает, что большинство используемых в странах СНГ зарубежных тестов, не соответствуют требованиям, предъявляемым к адаптации психодиагностических методик. К отмеченным уже лингвистическим трудностям он добавляет еще следующие: «1) анализ внутренней согласованности вопросов (утверждений), из которых составлена шкала, что обязательно по отношению к факторным шкалам; 2) проверка устойчивости к перетестированию; 3) анализ корреляций с релевантным критерием. … проверка воспроизводимости структуры взаимоотношений между шкалами.» Только после этого производится набор норм на отечественной выборке испытуемых.