Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК готовый!.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Основные понятия: сновидение, сон, анализ сновидений, аналитическая психология, комплекс, архетипы, амплификация, индивидуация. Краткая теоретическая справка

В юнгианском подходе к толкованию сновидений выделяются три главных момента:

  • ясное понимание деталей сновидения, как таковых;

  • сведение воедино ассоциаций и амплификаций в определенный порядок на одном или более из трех уровней - личном, культурном и архетипическом;

  • помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации сновидца и в процесс его индивидуации.

Сон следует записывать как можно скорее после его появления. Необходимо сдерживать интерполяции (вставки) бодрствуюшего эго. Даже сны близкие бодрствующей реальности зачастую содержат символические нюансы. При прояснении (амплификации) мотивов сновидения личные ассоциации имеют преимущество перед культурными или архетипическими амплификациями, хотя некоторые сны могут быть осмыслены только в свете трансперсонального материала. Проясненный сон должен быть достаточно прочно уложен в контекст жизни сновидца. Сны могут оказать полезное содействие в таких клинических вопросах, как дифференциальный диагноз, прогностическая клиническая оценка, а также в принятии решения относительно дополнительных средств, таких как использование медицинских препаратов, частота аналитических сессий и госпитализация. Сны также служат хорошими указателями при выборе редуктивных или проспективных форм анализа.

Та или иная серия снов позволяет корректировать ошибочное истолкование отдельного сна. В точности мотивы снов повторяются редко; более чаще присутствуют связанные образы, группирующиеся вокруг одного и того же комплекса. Последующие фразы и мотивы в серии снов позволяют аналитику и анализанду получить дополнительное представление о факторах, лежащих в основе процесса индивидуации, который сны стремятся поддерживать.

Сновидения, в частности, весьма полезны при лечении невроза. Невротические конфликты часто проявляются в симптомах избегания ряда жизненных задач. В неврозе сами сновидения пытаются справиться с невротическим расщеплением, побуждая эго прежде всего взаимодействовать с реальными жизненными процессами, нежели с их невротическими заменителями. При лечении невроза эго приводится обратно к истокам базовой динамики индивидуации, которая включает как развитие сильного эго, так и реализацию эгом своей отдельной миссии в сопоставлении с более полной целостностью, представленной Самостью.

Сновидениями не следует злоупотреблять или, занимаясь снами, нельзя позволять аналитическому процессу уклоняться от рассмотрения другого материала, требующего внимания. Когда снов нет, анализ может продолжаться с помощью того материала, который имеется под рукой: переноса-контрпереноса, обзора прошлой жизни, каждодневных событий, занятиями в групповой терапии, проекциями при <игре в песочек> и т. д. Сны обслуживают процесс, но сами по себе процессом индивидуации не являются.

Внимательный и ответственный анализ сновидений поддерживает напряжение между объективными и субъективными значениями, равно как и более широкие напряжения между личностной сферой и окружающими ее архетипическими силами.

Сон есть часть реальности, чье происхождение носит личностный и неясный характер; его назначение - внесение полноты идей и смысла наряду с неопределенностью, а судьба в мире эго бодрствования оказывается в наших собственных руках. Если мы отнесемся к сну с интересом и уважением, то он послужит нам во многих отношениях. Если же пренебрежем им, то в любом случае сон затронет нас, отработав свои алхимические преобразования в глубинах психического, отыскивая ту же самую цель индивидуации либо с нашей, либо без нашей сознательной помощи.

Сны выполняют две функции: они компенсируют внутренний дисбаланс (например, чрезмерно рациональный человек видит эмоционально насыщенные сны) и содействуют процессу индивидуации (процесс индивидуального развития), предъявляя спящему предполагаемые образы будущего. Юнг также различал объективные и субъективные сновидения, или объективный и субъективный уровни их интерпретации. Объективные сновидения отражают повседневную жизнь человека: его взаимоотношения с внешним миром и с другими людьми и события, происходящие в этом мире. С другой стороны, субъективные сновидения рисуют картины внутренней жизни, и важными действующими лицами в таких снах являются олицетворения чувств и мыслей сновидца. И, наконец, Юнг полагал, что так же, как и в драматическом произведении, содержание большинства снов можно разбить на четыре части – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и спокойное разрешение, которое Юнг назвал лизисом.

Особенно важный аспект юнгианского анализа сновидений отражен в его понятии об архетипах. В то время, как индивидуальное бессознательное формируется нашим личным опытом, коллективное бессознательное представляет собой унаследованный нами коллективный опыт человечества. Это хранилище всеобщего человеческого опыта существует в форме архетипов, создающих основу для бессознательной организации нашего личного опыта тем или иным образом.

Архетипы не являются конкретными образами коллективного бессознательного. Скорее, они похожи на невидимые магнитные поля, заставляющие железные опилки собираться в определенный узор. Конкретные проявления неуловимых, ускользающих архетипов называются архетипическими образами или, если они возникают во сне, архетипическими образами сновидений.

Юнг обнаружил, что сновидения его пациентов часто содержат образы, совершенно им незнакомые, но, вероятно, отражающие символы, которые можно было бы найти в мифологических системах мировой культуры. В дальнейшем Юнг пришел к заключению, что если бы он смог раскрыть специфическое значение таких образов в культуре, их породивших, он смог бы лучше понять сновидения, в которых появлялись эти образы. Процесс поиска таких значений называется расширением осознания и является стандартной процедурой юнгианского толкования сновидений.

Сновидения - таинственные сущности, похожие на послания неведомого друга, который заботится о нас, но объективным образом. Почерк и язык этих посланий порой неясен, но нет никакого сомнения в отношении подлинного интереса, лежащего в их основе, к нашему конечному благосостоянию, которое может и отличаться от состояния благополучного существования, которое, как мы воображаем, и является нашей целью.

Амплификация образа сновидения аналогична "счистке" трех слоев комплекса. В первом обнаруживаются личные ассоциации - где данный образ появился в жизни пациента, что он думает об этом образе, как он его чувствует, ощущает и т. д. Эти ассоциации обнаруживают природу комплекса, как он развивался вокруг архетипической сердцевины. Например, во сне может появиться человек, знакомый сновидцу, и здесь встает вопрос: должен ли этот образ сна рассматриваться объективно (относиться к реальному лицу во внешнем мире) или же субъективно (использование другого лица для персонификации какой-либо части собственной психики сновидца). Практически, знакомые люди, места или события вполне вероятно "заносят" в сон объективный смысл, но они могут также относиться к интрапсихическим реалиям сновидца, в особенности когда они сопровождаются сильным эмоциональным настроем. Разумеется, резонно всегда иметь в виду обе возможности, но в клинической работе со снами с позиций юнгианского подхода акцент всегда делается на интрапсихическую значимость образов сна.

"Средний слой" комплекса содержит образы более культурного порядка или трансперсональные, такие как правило красного сигнала светофора, означающего СТОП; белый цвет брачного наряда; Президента, олицетворяющего управляющий центр в государстве, и т. д. Культурные амплификации зачастую известны сновидцу на сознательном уровне, но могут оказаться не упоминаемыми спонтанно. Если сновидец выражает согласие в случае предложенной ему аналитиком возможной культурной амплификации, то ее можно с уверенностью рассматривать, как потенциальную составляющую комплекса, обусловившего данный образ сновидения.

Третий, архетипический, уровень амплификации характеризует юнгианское дополнение в общее пространство толкования сновидений. Архетипы сами по себе невидимы и являются попросту некоей тенденцией структурировать опыт определенным образом. Любой образ, структурированный архетипом, становится образом этого архетипа (хотя всегда передающий меньше, чем целокупная потенциальность архетипа). Архетипические образы в сновидениях часто не распознаются, потому что: 1) аналитик может быть не осведомлен о мифологическом или архетипическом значении определенного мотива; и 2) поскольку любой повторяющийся человеческий опыт может быть архетипическим, многие архетипические элементы слишком "намозолили глаза", чтобы привлекать к себе внимание.

Необходимы смирение и скромность. Никакой сон никогда не может быть истолкован полностью; будущие события и будущие сны могут внести свои коррективы в то, что казалось исчерпывающей интерпретацией. Мы всегда должны помнить о таинственной природе сновидений, существующих на границе нашего понимания мозга и разума, сознания и бессознательного, личной и межличностной жизни.

Выводы и обобщения:

1. Юнг разграничил сны на три группы: больше смысловые (важные), средние и маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывают большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом.

2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, открывают новые пути выхода из тупика.

3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец  может знать, что означает сон.

5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.

6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.

8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.

10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, исключающий ньютоно-картезианское мировоззрение, связан с эмоциональным состоянием субъекта

Темы рефератов:

  1. Введение в теорию сновидений Фрейда.

  2. Сновидение как репрезентация актуализированных архетипов.

  3. Символический язык архетипов в контексте отдельных культурных и религиозных традиций.

  4. Специфика сна и метафоры, интерпретация сновидений, разнообразные техники анализа сна.

  5. Толкование сновидений и имагинальные техники.