Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК готовый!.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

4. Метод свободных ассоциаций.

Фундаментальным правилом психоанализа считается метод свободных ассоциаций, который используется для проникновения в сферу бессознательного. Ему придается большее значение, чем прочим методам продуцирования материала в психоаналитическом процессе. Метод свободных ассоциаций сводится к ослабле­нию всех задерживающих инстанций сознания; при этом привет­ствуется, если пациент это делает с вещами, которые сам он, возможно, считает тривиальными, постыдными, невежливыми. В ответ возникают внутренний протест, сопротивление.

Тем самым можно сказать, что метод свободных ассоциаций основан на трех предположениях:

  1. мысли направлены на то, что является наиболее значимым;

  2. потребность в лечении поведет ассоциации пациента в направ­лении наиболее значимого, за исключением тех случаев, когда возникает сопротивление;

  3. сопротивление проявляется во время сеансов, лишая пациента возможности свободно ассоциировать.

С точки зрения современной психодинамической терапии сво­бодные ассоциации направляются «тремя видами бессознатель­ных сил:

  1. вредящим невротическим конфликтом;

  2. желанием выздороветь;

  3. желанием удовлетворить психоаналитика».

5. Анализ переноса.

Перенос представляет собой один из основных и наиболее ценных источников материала для анализа, одну из на­иболее важных мотиваций, но в то же самое время является препятствием для успешного анализа. Пациент склонен повторять свое прошлое. Для того чтобы получить удовлетворение, он должен не только пережить, но и подчинить себе тревогу или вину. Перенос — это освобождение от прошлого. Главное его значение заключается в том, что если реакция переноса должным образом обработана, то пациент будет переживать в процессе лечения по отношению к психоаналитику все значимые человеческие отношения своего прошлого. Особенно важен перенос установившихся в детстве привязанностей, отношений с родителями, родитель­ских образов на тех, кто наделен властью или занимает высокое социальное положение.

Последовательный анализ переноса (как в аналитической ситуации, так и вне нее) помогает пациенту выдерживать различные варианты и интенсивность переноса. Кроме того, перенос выступает источником сильного сопротивления во время психоаналитического процесса. Стремясь вначале достичь благосклонности психоаналитика, пациент обязательно ощутит неприязнь или хо­лодность, поскольку испытывал подобные ощущения в прошлом. Подобное отношение, разумеется, не устроит обоих. Враждебные чувства из прошлого или запрещенные сексуальные желания детства будут вызывать у пациента стремление сопротивляться ана­литической работе. Качество и количество реакций переноса определено прошлым пациента. На продолжительность же подобных реакций повлияет активность психоаналитика, его способ­ность эффективно проанализировать проблемы переноса, вызван­ные сопротивлением. В процессе анализа возникает особое невротическое, рациональное и реалистическое отношение паци­ента к аналитику — рабочий альянс.

Клиническое проявление рабочего альянса состоит в готовно­сти пациента выполнять различные процедуры психоанализа ив его способности работать аналитически с теми инсайтами, ко­торые являются регрессивными и причиняют боль. По определению Р. Стерба альянс формируется между сознательным Я и анализирующим Я аналитика. Важным событием является частичная и временная идентификация пациента с отношением аналитика и его методами работы, которые пациент использует первую очередь в регулярных аналитических сеансах.

Существует много способов классификации различных клини­ческих форм реакций переноса. Чаще всего используются такие обозначения, как позитивный и негативный перенос.

Позитивный перенос может переживаться на всех или на каком-то одном уровне либидозного развития. Таким образом, психоана­литик может стать для пациента нежной и любящей или жестокой матерью. Такие реакции можно наблюдать у пациентов обоих полов. Когда это происходит, на интерпретации реагируют так, как на хорошую или плохую пищу. Пациент может стать пассивным, или зависимым, или капризно жалующимся на то, что не стоит внима­ния. В этот период также могут иметь место депрессивные, ипохондрические и напоминающие параноидальные реакции.

Негативные черты этой позиции проявляются в том, что ана­литик становится для пациента строгим, суровым потребителем его содержания, тем, кто хочет отобрать у него ценную собствен­ность. В таких условиях пациент может стать упрямым и скрыт­ным. На психоаналитика может быть перенесен эдипов комплекс. В каждом случае аналитику следует иметь в виду тот факт, что эта любовь имеет потенциальный негативный аспект, который должен сосуществовать и который должен быть выявлен.

Проявление негативного переноса — важный признак про­гресса. Переживание враждебности к фигурам раннего детства и развитие хорошего рабочего альянса являются необходимыми фазами каждого успеха анализа. Отсутствие негативного перено­са или его проявление лишь во временных и спорадичных реакци­ях являются признаком несовершенного анализа.

Негативный перенос также часто используется в защитных целях — как сопротивление против позитивного переноса. Многие пациенты, особенно пациенты того же пола, что и аналитик, не хотят расставаться со своими враждебными чувствами, поскольку они используют их как защиту против своей любви. Отсутствие явного негативного переноса следует расценивать как за­щиту и сопротивление.

Таким образом, можно сделать вывод, что процедура переноса складывается из следующих этапов: до того как начать исследование возникающих в процессе переноса чувств, необходимо, чтобы сам пациент осознал, что предметом обсуждения станет его реакция на психоаналитика (иначе ее называют демонстрацией пере­носа). Иногда пациент прекрасно знает об этом, т. е. фактически, для того чтобы осознать это, ему не требуется помощь психоаналитика. Но возможна и такая ситуация, когда пациенту трудно самому определить и осознать свои чувства переноса. Необходимо в самом начале при анализировании переноса создать ситуацию конфронтации для того, чтобы пациент мог лучше осознавать свои реакции переноса.

Каждый аналитик в своей практике должен уметь применять как методику молчания, так и активного вмешательства. Либо совместно использовать их. Иногда одна из них будет обязательна, а другая — допустима.

Затем психоаналитику необходимо добиться с помощью раз­личных вопросов состояния конфронтации с реакцией переноса пациента, избегая при этом какой-либо неопределенности, грубо­сти и действуя уверенно. Далее следует использовать момент оче­видности переноса и апеллировать к интеллекту пациента, для того чтобы убедить его в наличии сопротивления. Очень часто это помогает при формировании рабочего альянса. Тем не менее необходима определенная доля осторожности, поскольку подобный подход может привести к переоценке роли интеллекта и со­бытию эмоциональной реакции.

Очень важно дать пациенту возможность, а главное — время отреагировать на вмешательство психоаналитика. Не один раз, отвечая на конфронтацию переноса, пациенты могут в своих ответах про­тиворечить сами себе. Необходимо дать им время не только обдумать ситуацию, но и отреагировать на нее. Если возникшая благодаря уси­лиям психоаналитика конфронтация правильна и пациент принимает и дополняет ее, то это говорит о том, что можно переходить к следующему этапу. Но, возможно, психоаналитик ошибся в своей конфронтации или неправильно выбрал для нее время, тогда она вы­зывает не только несогласие, но и сопротивление пациента.

Затем наступает этап необходимости прояснения переноса, а потом и поиски каких-либо интимных деталей. Поскольку при анализировании реакции переноса главной выступает способ­ность интерпретировать ту или иную реакцию, то поиск интим­ных деталей вскрывает аффекты, фантазии. Прямое, но не вульгарное их обсуждение с психоаналитиком впоследствии помогает пациенту задать те же самые вопросы самому себе.

Следующим моментом при анализировании реакции переноса является поиск той черты или манеры поведения психоаналитика, которые вызвали особую реакцию, послужили своеобразным пере­ключателем переноса. В качестве подобного переключателя могут выступать как личные характеристики психоаналитика (например, голос, манера общения), так и какие-то особенности про­ведения сеанса. Поиск подобного переключателя выступает хорошим дополнительным средством, хотя в ряде ситуаций он излишен и не особенно продуктивен.

В определенном отношении сама аналитическая ситуация вы­ступает своеобразным переключателем для какого-либо аспекта ре­акции переноса, поскольку смысл ее заключается в том, чтобы облегчить неправильную регрессивную перцепцию и вызвать у па­циента забытые воспоминания своего прошлого. Но в некоторых случаях поиск причин, вызвавших реакцию переноса, не нужен.

Контрперенос (контртрансфер) представляет собой реакцию психоаналитика на произошедший перенос пациента. «Определяя, в какие именно стереотипные отношения бессознательно втягивает его пациент, аналитик не позволяет себе принять навязчивую роль, а ограничивается лишь тем, что в своей реакции контрпереноса эту роль уточняет. Образно говоря, психоаналитик вскрывает «замок» переноса «ключом» контрпереноса. Возможности идентификации аналитика с переносимой на него ролью достаточно ограничены».

В своих исследованиях Д. В. Уинникот обосновывал необходимость выделения двух основных видов контрпереноса:

1) объективного;

2) субъективного.

Фрейд считал психоаналитика подобным зеркалу: «Психоаналитик не должен показывать пациентам ничего кроме того, что показывают ему». В наше время контрперенос изменил свое пер­воначальное значение и стал употребляться для описания всех возникающих реакций психоаналитика на пациента. Контрпере­нос может стать действенным и необходимым инструментом пси­хоаналитического лечения, способствовать лучшему пониманию поступков и слов пациента. В данном случае психоаналитик рассматривает собственные эмоциональные реакции и оценки как отражение сигналов, исходящих от находящегося в состоянии конфликта пациента.

К. Г. Юнг говорил о значимости развитости психоаналитика как личности, поскольку в большей степени от этого, а не столь­ко от его знаний зависит успех лечения. Психоаналитик, который стремится к пониманию больного, в процессе анализа приближа­ется к своему собственному бессознательному и неизбежно сталкивается с тем, что постепенно превращается, говоря словами К. Г. Юнга, в «раненого целителя». Таким образом, в данном случае контрперенос используется как психоаналитический инст­румент, источник информации для психоаналитика. Используя его, психоаналитик способен настроиться на внутренний мир пациен­та до такой степени, что начинает вести себя в манере, которую позднее вполне может осознать как продолжение чувственных процессов, спроецированных на него пациентом.

Последователи М. Кляйн выделили в соответствии с форма­ми идентификации две возможные реакции контрпереноса у психоаналитиков: соответствующую (контрдантную) и допол­няющую (компенсаторную). В первом случае психоаналитик ис­пытывает те же чувства, что и его пациент, идентифицируя свое Я с Я пациента. Во втором же случае речь идет об идентифика­ции психоаналитика с объектами переноса пациента, при этом он испытывает те же чувства, что и, например, мать или отец па­циента, а сам пациент как бы заново переживает всю ситуацию.

Исследуя сложный и многогранный феномен контрпереноса, можно сделать некоторые выводы о том, что:

  1. в процессе лечения у психоаналитика возникают реакции контрпереноса, которые остаются на протяжении всего лече­ния;

  2. контрперенос может вызвать осложнения в ходе психоаналитического процесса или привести к его неправильному прове­дению; психоаналитик не осознает своих реакций на пациента или не может справиться с ними;

  3. постоянный глубокий самоанализ способствует более глубоко­му пониманию психической жизни пациента.

Феномены переноса и контрпереноса являются неотъемлемой частью человеческих отношений, в психоаналитическом анализе они проявляются наиболее ярко, поскольку атмосфера сеанса и методы психоанализа поощряют проявление таких феноменов. Однако обыденная жизнь предоставляет не менее богатый мате­риал для исследования подобных реакций.

На этом основан ряд психоаналитических методик лечения, например групповая психотерапия, семейная психотерапия, ро­левая терапия. В процессе выслушивания решается ряд психоана­литических задач, таких как:

  1. облегчение состояния больного, уменьшение тревожности и напряжения;

  2. сбор информации о фактах из жизни, сновидениях, фантазиях, взаимоотношениях с людьми, конфликтах и т. д.;

  3. изучение реакций переноса, контрпереноса и сопротивления;

  4. изучение механизмов психологической защиты и ролей, взя­тых пациентом на себя;

  5. создание психоаналитиком своего собственного образа и вы­бор стиля поведения с пациентом (например, «отец», «друг», «собеседник», «соперник» и др.). В конечном счете речь идет о пробуждении взаимной симпатии, психоаналитического контакта. Сам по себе контакт как перенос и сопротивление в дальнейшем выступают объектом анализа.