
- •Оглавление
- •Глава 1 Институт недействительности сделок…………………………….……6
- •Глава 2 Общие положения о специальных основаниях недействительности сделок при банкротстве………………………………………………………….15
- •Глава 3 Специальные основания недействительности сделок при
- •Введение
- •Глава 1 институт недействительности сделок
- •1.1. Правовая природа недействительной сделки
- •1.2. Классификация недействительных сделок
- •Глава 2 общие положения о специальных основаниях недействительности сделок при банкротстве
- •2.1. Общие положения
- •Глава III.1 Закона о банкротстве устанавливает особенности предъявления и рассмотрения заявлений об оспаривании сделок должника.
- •2.2. Последствия признания сделки недействительной
- •Глава 3 специальные основания недействительности сделок при банкротстве
- •3.1. Подозрительные сделки
- •3.2. Сделки, направленные на приоритетное удовлетворение требований кредиторов
- •3.3. Особенности оспаривания отдельных сделок должника
- •Заключение
- •Библиографический список
- •1 Российское гражданское право : учебник : в 4 т. Т. / Отв. Ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., м. : Статут, 2011. С.467.
1.2. Классификация недействительных сделок
Российское законодательство и правовая доктрина предлагают в качестве основного критерия классификации процессуальный порядок установления недействительности. Такое определение ничтожных и оспоримых сделок в российском законодательстве впервые появилось только в 1994 году, с принятием первой части нового Гражданского кодекса, и закреплено ст. 166 ГК РФ1.
Статья 166 дифференцирует недействительные сделки на две основные группы: оспоримые и ничтожные.
Оспоримые сделки имеют "меньший" порок и признаются недействительными только судом по искам тех лиц, которые прямо названы в ГК РФ (например, ст. 175: по иску родителей, усыновителя или попечителя). До признания судом таких сделок недействительными они (сделки) считаются совершенными, являются "достаточным" основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
В отличие от оспоримых ничтожные сделки изначально "не существуют". Суд по иску любого заинтересованного лица применяет только последствия изначально "несостоявшихся" сделок2.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ не внес изменений в данные понятия, конкретизировав особенности признания оспоримой сделки недействительной и порядок применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Оспоримая сделка недействительна в силу признания ее таковой судом, а ничтожная – в силу предписаний закона, т.е. независимо от судебного признания. Таким образом, процессуально в отношении оспоримой сделки подается иск о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, а в отношении ничтожной – о применении последствий ничтожной сделки.
В то же время п. 1 ст. 181 ГК РФ предусматривает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки в течение трех лет. Данное положение разъясняется и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Некоторые виды юридических составов ничтожных и оспоримых сделок определены ГК РФ, но неисчерпывающим образом.
Юридические составы ничтожных сделок, предусмотренные ГК РФ, включают в себя:
- сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
- сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным;
- сделки, совершенные лицами, не достигшими возраста 14 лет;
- сделки, совершенные с нарушением формы, если законом предусмотрены такие последствия;
- сделки, совершенные с нарушением требования об их государственной регистрации;
- мнимые и притворные сделки;
- сделки в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено;
- другие сделки.
Юридические составы оспоримых сделок, предусмотренные ГК РФ, включают в себя:
- сделки юридического лица, совершенные в противоречие с целями его деятельности;
- сделки, совершенные без необходимого согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления;
- сделки, совершенные с нарушением представителем или органом юридического лица условий осуществления полномочия либо интересов представляемого или интересов юридического лица;
- сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
- сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности;
- сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими;
- сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения;
- сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств;
- другие сделки.
Наряду с ГК РФ оспоримые и ничтожные сделки предусмотрены Семейным кодексом РФ, Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) "1.
Лица, которые своим поведением подтвердили намерение сохранить силу оспоримой сделки, не могут впоследствии ее оспаривать. То есть ограничено право стороны оспаривать сделку, в частности, в следующих случаях:
- сторона знала или должна была знать о наличии оснований для оспаривания сделки и при этом своим поведением демонстрировала намерение сохранить силу этой сделки, а затем попыталась оспорить сделку именно по данному основанию (абз. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ);
- поведение стороны после заключения сделки давало основание полагаться на действительность сделки, а впоследствии эта сторона заявила, что сделка недействительна (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
Это правило, также известное как "правило эстоппель", направлено на защиту добросовестной стороны, которая положилась на заверения или поведение контрагента по оспоримой сделке и действовала с намерением исполнить ее.
Помимо этого, данные положения являются примером исцеления (конвалидации) оспоримых сделок, когда последующее одобрение сделки стороной устраняет ее недействительность.
Подобное правило присутствует в Федеральном законе от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Так, суд отказывает в удовлетворении требований о признании недействительной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением предусмотренных Законом об акционерных обществах требований к ней, если к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки (абз. 3 п. 1 ст. 84 N 208-ФЗ).
Не допускается недобросовестное поведение не только сторон оспоримой сделки, но и лица, давшего необходимое в силу закона согласие на ее совершение1. Такое лицо не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором оно знало или должно было знать в момент выражения согласия.
Новейшее российское гражданское законодательство в качестве нормативно-правовой дефиниции закрепило господствовавшее в юридической литературе деление недействительных сделок на ничтожные и оспоримые. Вместе с тем классификация недействительных сделок на ничтожные и оспоримые на протяжении веков была предметом жестких теоретических дискуссий. Уже в конце ХIХ века один из классиков немецкой цивилистики Г. Дернбург констатировал: "Еще недавно в резком разграничении ничтожности и оспариваемости усматривали новое доказательство величия римского права. Однако в настоящее время многие отрицают внутреннее юридическое значение такого противоположения"1. В те времена и поныне противники разделения недействительных сделок на ничтожные и оспоримые считали и считают такую классификацию уязвимой как логически, так и по существу. "Противопоставление ничтожным сделкам оспоримых сделок не покоится на принципиальной основе: если оспаривание осуществляется, оно приводит к "ничтожности" сделки, притом не с момента оспаривания, а, по общему правилу, с момента совершения сделки, т.е. с обратной силой" – писал видный российский цивилист И.Б.Новицкий2. В связи с этим он предложил классифицировать недействительные сделки на абсолютно недействительные, т.е. недействительные непосредственно в силу закона, и относительно недействительные, которые становятся недействительными в силу признания суда по специальному заявлению заинтересованного лица. Как видно, к абсолютно недействительным сделкам отнесены те, которые именуются действующим законом ничтожными, а к относительно действительным сделкам – именуемые оспоримыми. Иными словами, данная классификация позволяет использовать термин "ничтожность" как тождественный термину "абсолютная недействительность", а термин "оспоримость" как тождественный термину "относительная недействительность". Предложенная классификация является более корректной, так как она опирается на объективный критерий, а именно на различную степень противоправности действий, совершенных в форме недействительных сделок.