
- •Содержание
- •Введение. Общая характеристика работы.
- •Основное содержание работы.
- •Глава I. Феномен и понятие ментальности.
- •§1. Исторические истоки исследования ментальности.
- •§2. Современные представления о ментальности.
- •§ 3. Методологические и практические требования к определению ментальности.
- •§ 4. Общие особенности взаимодействия ментальностей.
- •Глава II. Основания взаимодействия ментальностей христианской и исламской цивилизации.
- •§ 1. Значение общего, особенного и единичного в обосновании взаимодействия ментальностей.
- •§ 2. Структурно-функциональные основания сближения (образование, воспитание, взгляды интеллигенции, раскрепощение женщины Востока).
- •§ 3. Общий очерк перспектив.
- •Заключение.
- •Литература
Министерство образования и науки РФ
Иркутский государственный университет
на правах рукописи
Крупская Елена Викторовна
ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
(на примере христианской и исламской цивилизаций)
специальность: 09.00.11 – социальная философия
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Иркутск-2004
Содержание
Введение.
Глава I. Феномен и понятие ментальности.
§ 1. Исторические истоки исследования ментальности.
§ 2. Современные представления о ментальности.
§ 3. Методологические и практические требования к определению ментальности.
§ 4. Общие особенности взаимодействия ментальностей.
Глава II. Основания взаимодействия ментальностей христианской и исламской цивилизаций.
§ 1. Значение общего, особенного и единичного в обосновании взаимодействия ментальностей.
§ 2. Структурно-функциональные основания сближения (образование, воспитание, взгляды интеллигенции, раскрепощение женщины Востока).
§ 3. Общий очерк перспектив.
Заключение.
Литература.
Введение. Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. Актуальность темы нашего диссертационного исследования определяется, в конечном счете, процессами взаимовлияния западной и исламской цивилизаций в современном мире. Пока такое взаимовлияние носит конфликтный характер. Террористы, прикрывающиеся идеями ислама, проникают в западное общество и совершают чудовищные злодеяния. Запад, в свою очередь, ставит задачу искоренения терроризма во всем мире, и начинает военные действия в мусульманских странах. Сами страны ислама активно пытаются бороться с терроризмом, но для Запада это пока не показатель. Необходимо осознать, что простые люди мира ислама, также, как и все, желают мирного сосуществования, что Запад и мусульманские страны имеют возможность сотрудничать, налаживать культурные, экономические и политические связи.
Говорят, что человек, владеющий другим языком, кроме своего родного, включает в себя как бы два человека, две личности. То же самое происходит, когда человек изучает другую культуру, это приводит к расширению горизонтов личности, такой человек может лучше понять и свою культуру. При этом изучении человек пытается понять глубинное мышление – ментальность, лежащее в основе культурных норм. Это дает более глубокое понимание культуры, психологии других народов. Это просто жизненно необходимо в современном мире.
Существует и такое мнение. Для духовного возрождения человека необходимо преодоление очагов агрессии, которые есть внутри во многих людях. Очень часто эти очаги связаны с разными культурами, с тем, что человек не может воспринять другую культуру в силу обыденных представлений, воспитания, ограниченности в мышлении, привитых школой, родителями, окружающей средой. Эта разность в культурах создает эти очаги. И, чтобы добиться духовного возрождения во всем мире, необходимо взаимодействие культур и ментальностей – для перехода на особый новый уровень духовности и новый уровень объединения всего человечества.
Также интересна та точка зрения, согласно которой постепенно все религии сольются в единую религию, которая будет поддерживать все человечество. Подчеркивается, что современные исследования показывают, что все люди – братья и сестры и в духовном, и в материальном смысле (известно, что все люди - родственники в четырнадцатом поколении). Исследователи, поддерживающие эти взгляды, используют религиозный образ девушки, несущей на руках юношу. Когда ее спрашивают, не тяжело ли ей, она отвечает: “Нет, это же мой брат!” Осознание, что люди – братья и сестры для друг друга, дают совершенно особую картину мира. Последователи этого взгляда считают, что даже экономическое сотрудничество и, например, полеты в космос, должны сблизить человечество. Осознание близости всех людей друг другу должно помочь познанию других культур.
Что касается самого понятия “ментальность”, оно наиболее приемлимо для современного анализа процессов сближения культур. Оно не нагружено идеологически и не позволяет говорить о преобладании какой бы то ни было культуры. В науке тщательно разобрано лишь понятие мифологической ментальности, тогда как в современном мире необходимо анализировать ни только историческую ментальность, но и ментальности современных обществ. В нашей работе тщательно разбирается ментальность исламской цивилизации. Это происходит впервые. Обычно разбираются внешние проявления культуры ислама, мы же пытаемся понять сами основы такой культуры. Западную цивилизацию мы называем христианской – по признаку ее духовной основы, предопределившей ее развитие, и по признаку черты, объединяющей все страны Запада – преимущественно это христианские страны.
Актуальность нашего исследования также в том, что впервые поставлен вопрос, давно требующий рассмотрения; это вопрос взаимодействия ментальностей, вопрос поиска минимальных внутренних оснований для возможности такого взаимодействия.
Степень разработки проблемы. В большей степени разрабатывалось само понятие ментальности. На формирование понятия “ментальность” оказали воздействие труды Р.У.Эмерсона, Э.Дюркгейма, Э.Кассирера, Э.Гуссерля, А.де Токвиля, Э.Фромма, К.Г.Юнга, школы “Анналов”, Леви-Строса Леви-Брюль в работе “Примитивная ментальность” пытался проанализировать первобытное сознание человека, но и он затем менял свой взгляд на ментальность. Понятие “ментальности” активно использовалось в мифологических исследованиях. В российской научной среде понятие “ментальность” использовали культурологи П.С.Гуревич и О.И.Шульман, Е.М.Скворцова, известный отечественный историк А.Я.Гуревич, этнопсихологи В.С.Кукушкин и Л.Д.Столяренко, философы Института философии РАН В.И.Толстых, И.К.Пантин, А.С.Панарин и создатели философских словарей [167-169]. Все это учтено в нашем исследовании.
Вопрос о взаимодействии ментальностей еще не ставился ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях. Но проблемы взаимодействия культур и взаимодействия цивилизаций уже исследовались. Это труды Л.М.Демина, Л.Б.Алаева, В.М.Хачатуряна, Л.С.Васильева, Б.С.Ерасова, Я.Г.Шемякина, М.В.Поповича, А.Тойнби, М.Мелко, Д.Шайегана, С.Хантингтона, Г.Э.фон Грюнебаума, А.Меца, У.М.Уотта, Э.Геллнера. Эти труды также критически проработаны при подготовке анализа взаимодействия искомых ментальностей.
Объектом исследования выступают основания взаимодействия ментальностей христианской и исламской цивилизации и основания их сближения, а также сами ментальности этих цивилизаций.
Предмет исследования: сущность, специфика и особенности отношений самой открытой – христианской и самой закрытой – исламской цивилизаций, их ментальностей и оснований их взаимодействия.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной философии, философии религии, истории философии, этнологии, культурологи, социологии, политологии, религиоведения, востоковедения, социальной психологии и теологии. Такой широкий круг наук предполагает большую методологическую основу. В диссертации широко используется структурно-функциональный анализ, а также общенаучные методы: сравнительный, аксиологический, моделирования, абстрагирования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, анализ и синтез.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые анализируется общая ментальность исламской цивилизации и впервые выделяются основания взаимодействия ментальностей христианской и исламской цивилизации. Отдельного параграфа, посвященного ментальности христианской цивилизации нет, но эта ментальность описывается при сравнении с ментальностью исламской цивилизации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие “ментальность” можно определить как полисемантическое понятие для обозначения глубинного уровня человеческого мышления, которое может выражаться в социальных нормах, ценностях, запретах,а те, в свою очередь, могут выражаться в общем образе мышления, общей духовной настроенности и способе поведения человека или группы.
2. Основания взаимодействия ментальностей христианской и исламской цивилизации заключаются в религиозном мышлении и религиозном опыте.
3. Основаниями сближения ментальностей христианской и исламской цивилизаций могут быть демократические установки христианства и ислама, этические представления христианства и ислама, религиозные представления в целом, Всеобщая исламская декларация прав человека, западная Декларация прав человека, воспитание, образование, моральные концепции реформаторов ислама, юридические нормы, приближающиеся к декларациям прав человека, труды мусульманских и христианских мыслителей, женское образование, женская профессиональная деятельность и женское общественное движение в странах ислама.
4. Для выявления ментальности как глубинного уровня мышления совсем недостаточно провести анализ философии или науки в том или ином сообществе, этот уровень мышления проявляется в большей степени в реальной социальной жизни сообщества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности: при чтении спецкурсов по социальной философии, социологии, политологии, культурологии, востоковедению, истории религии, философии религии и религиоведению, по праву и экономике (описание правовых норм ислама и исламской экономики), особенно в таких ВУЗах, как Московский институт международных отношений (Университет) министерства иностранных дел РФ, Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский институт дружбы народов им. Патриса Лумумбы, и во всех подобных учебных заведениях, и на всех международных или востоковедческих факультетах.
Диссертация и литература, приведенная в ней, могут быть полезны как консультативный материал для МИД РФ, министерства образования и науки РФ, министерства промышленности РФ, органов местного самоуправления, представителей президента в регионах, администрации президента, комитета по международным отношениям РФ и комитета по связям с общественными организациями и религиозными объединениями РФ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, для Патриархии Русской Православной Церкви, Муфтиата РФ (мусульманского управления) и для всех аналогичных организаций за рубежом, и, пожалуй, для министерства обороны США.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях кафедры философии ИГУ, часть из них отражена в публикациях в сборниках научных трудов ИГУ “Методологическое обеспечение современных философских проблем”. Также материалы диссертации имеют прямой выход в учебный процесс. Они были использованы для студентов Ангарского филиала Современного гуманитарного университета (г.Москва) при чтении лекций и проведении семинарских занятий по философии, религиоведению и политологии, что вызвало больший интерес студентов к изучаемым предметам.