
- •Тема 4. Мажоро-минорная система в XIX веке (послеклассический период)
- •§ 1. Общая характеристика
- •Is п. Чайковский. «Черевички», Песенка Школьного учителя
- •49 Ф.Шопеа Мазурка № 23
- •§ 3. Аккордика
- •3. Григ. «На родине»
- •§ 4. Фактура
- •§ 5. Тональное движение
- •Тема 5. Гармония в современной музыке § 1. Общая характеристика современного многоголосия
49 Ф.Шопеа Мазурка № 23
И аналогично тому, что наблюдалось в области функциональных отношений, две противоположные тенденции обогащения звукоряда (диатонизация и хроматнзация) обнаруживают диалектическое единство. Включение признаков стабильных диатонических систем обогащает лад на основе диатоники, но в то же время вносит высотное изменение ступеней, что при условии смешения разных наклонений дает потенциальную возможность возникновения хроматических отношений, хотя и идущих от диатонической природы — высотной вариантности (см. Б-3-4). Побудительные причины разные, результат — сходный, а подчас и единый, причем часто опять-таки допускающий возможность разного толкования (пример 123). Самое же существенное для исторического развития музыкальной системы, что оба пути ведут к расширению состава звукоряда вплоть до полной двенадцатизвучности, расширению, которое в силу различных истоков своего образования делает подчас невозможным однозначное определение шкалы как хроматической или диатонической — тенденция к вариантным решениям обнаруживается и в аспекте звукоряда.
§ 3. Аккордика
С общим направлением эволюции музыкального языка в XIX веке тесно связано и развитие аккордики. По мере увеличения роли мелодии как ладового организатора и, параллельно этому, постепенного уменьшения собирающего значения центра, ладовая функция аккорда становится менее активной и однозначной, а отсюда возрастает его фоническая рдль. Естественно, что характер вертикали начинает_сТТл'ьнб"~меняться. Изменяется «ассортимент» аккордов, как с точки зрения их ладового значения (то есть ступеневого состава, ступеневых положений основных тонов), так и с точки зрения их структуры, интервального строения.
Возрастает роль аккордов, выражающих смешанную функцию. Такие аккорды, особенно в последованиях, способствующих выявлению переменности, начинают все больше преобладать над аккордами чистых функциЩ^Усиливается значение медиант. III ступень, почти не использовавшаяся классиками, занимает в гармонии видное положение (особенно в мажоре) — как в виде секстаккорда, так и в основном виде (Шуберт, Шопен, Брамс, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов и др.—
7 Зак.2059 " 193
*
см., в частности, примеры 44 и 118). VI ступень выходит за рамки своего специфического назначения — прерванного каданса— и выступает в роли мягкой субдоминанты, а иногда и тоники. Использование неопределенных по функциональному значению аккордов, помимо того, что оно способствует возникновению переменных функций, вызывает к жизни и другую, чреватую далеко идущими последствиями черту: одна и та же гармония, один и тот же аккорд становится возможным использовать в самых различных функциональных значениях! Решающую роль в определении его функции начинает играть не столько его тоновый состав, сколько окружение, типовой оборот, положение в форме. Так, в приведенных здесь отрывках из произведений Шопена VI ступень использована как тоника (пример 124), как субдоминанта (пример 125) и наконец совершенно необычно— как /Сб4 (пример 126).
Ф. Шопен. Балладе № 1
126 [Largo]
Ф
.Шопен.
Мазурка
№
13 Г*
Таким образом, специфическая для мажоро-минорной системы стабильность и автономность лада по отношению к форме начинает постепенно перерождаться в результативность, свойственную монодическим ладам, с характерной для них неоднозначностью, многоликостыо.
В этом же русле протекает и эволюция структуры используемых аккордов. Возрастает роль септаккордов, особенно тех, которые мало использовались классиками в силу двойственности и неопределенности их ладофункционального значения (I, IV, VI, III ступеней). В послекласснческнх стилях именно они получают особое распространение, как аккорды функционально двойственные и как диссонирующие, то еслъ имеющие специфи-
194
ческую окраску, особенно выделяющуюся вследствие присущей им функциональной смягченное™ (пример 127).
Р. Шуман. «Я не сержусь» пусть я за _ быт
127 [Nicht га schnell)
Пусть я за.быт то .- бой,
§ы
ш
V
щ
дада
fenS
J
fr^t
Выше (IA-2-2) уже отмечалось, что структура аккорда небезразлична к его ладовой роли — усложнение структуры ведет к функциональному преобразованию, во всяком случае — усложнению. Тенденция к затушевыванию ладофункционального значения в соединении с возрастанием фонической роли аккорда, проявляющаяся даже в применении септаккордов, еще заметнее дает себя знать во все более широком использовании многотерцовой вертикали — нон-, ундецим- и терцдецим-аккордов различных ступеней. Многотерцовые аккорды еще менее однозначны, чем септаккорды, в силу слияния признаков многих ладовых функций (ср. последования IV — V и II — V9). Эта тенденция ведет к явлению, аналогичному тому, которое уже отмечалось при характеристике звукоряда: собственно тоновый состав аккорда перестает быть безоговорочным определителем его ладовой функции — но терциям может быть разложен весь звукоряд мажоро-минора (примеры 128, 129).