Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзаменационный билет 13-18.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
151.55 Кб
Скачать

Экзаменационный билет № 13

1.Русский язык и его место в морфологической и генеалогической классификации языков.

Первая классификация языков датируется 16 веком. Существуют 2 классификации:1) Генеалогическая; 2) Морфологическая Могут оказаться языки «вне классификации»; у них не обнаруживается родственных языков. В Генеалогической классификации за основу берется родство языков, которое устанавливается с учётом изменений корней слова (сформирована в 19в.). Все языки объёдиняются в отдельные семьи. Если семья большая, то она делится на группы, подгруппы

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе. Индоевропейская семья языков — самая крупная из всех языковых семей. (44,3 % людей говорят на этих языках). Некоторые языки не поддаются включению ни в одну из семей и групп: японский, корейский; албанский, армянский. Морфологическая (типологическая) классификация языков

Типологическая классификация языков стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков, при этом опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики.

Основанием для включения языка в типологическую классификацию языков является тип языка, то есть характеристика основополагающих свойств его структуры. Однако тип не реализуется в языке абсолютно; реально в каждом языке представлено несколько типов, то есть каждый язык политипологичен. 

Выделяют 4 типа: 1) Изолирующие (аморфные) – нет форм слова. Слова не изменяются. Корневое слово состоит только из корня. Большую роль играет порядок и интонация (языки западной Африки). Мао ра дои, дои ви ра тао (кошки боятся собак, собаки не боятся кошек). Примером этого типа может служить китайский язык.  2)Агглютинирующие – все языки тюркской семьи. Особенности: каждая морфема почти всегда имеет одно значение. Морфемы могут использоваться во всех частях речи.  3) Флексийные языки. 1) русский язык, 2) индоевропейские языки. Морфемы могут быть многозначными: добрую – в.п., ж.р., ед.ч. Разные морфемы могут обозначать одно и тоже значение. При образовании вида могут происходить преобразования: кидать, кинуть (д/ф) 4) Полисинтетические (инкорпорирующие) - объединяющие что-то многое в один текст. Многие языки народов Севера (чукотский, корякский, камчадальский и др.), индейцев Америки. Признаком морфологической структуры слова в этих языках является ее незавершенность, «неокончательность»: слово приобретает своеобразную структуру только в составе предложения. Ты/майн/ываля/мна/ркын (Я большой нож точить). Место русского языка в типологической классификации: Русский язык принадлежит к флективным языкам, синтетического строя, с элементами аналитизма.

2.Проблемы классификации второстепенных членов предложения.

Члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений господствующих слов.

Разряды второстепенных членов:

1) определение, разновидностью которого является приложение,

2) дополнение

3) обстоятельства

Эта классификация, в целом пригодная для синтаксического разбора по членам предложения, в отдельных случаях может оказаться чрезмерно схематичной, так как она не учитывает возможности переходных явлений в области второстепенных членов и совмещения значений разных синтаксических категорий (см. обстоятельственное дополнение, обстоятельственное определение, определительное дополнение).

Вопрос о второстепенных членах предложения решался и решается по-разному в русской грамматической науке. Одни исследователи отрицали правомерность включения теории второстепенных членов в область грамматики, отмечая преобладание в этой теории логико-смысловых понятий над грамматическими и указывая, что для выяснения отношений между членами предложения можно ограничиться установлением характера синтаксической связи между словами в предложении (согласование, управление, примыкание). Другие ученые включали теорию второстепенных членов в грамматику, но классификацию их строили на разных основаниях: второстепенные члены выделялись или по значению, или по типу синтаксической связи с другими словами. Так образовались два направления в учении о второстепенных членах предложения: логическое (классификация по значению) и формально-грамматическое (классификация по типу синтаксической связи).

Начало логического направления было положено А. X. Востоковым, который в своей “Русской грамматике” (1831 г.) выделил в предложении “определительные” и “дополнительные” слова (члены предложения, которые в современной грамматике рассматриваются как обстоятельства, включались им в разряд определений). Точка зрения Востокова получила поддержку у Н. И. Греча и И. И. Давыдова.

Развернутое учение о второстепенных членах предложения, которое в основных своих чертах на протяжении свыше ста лет в большей или меньшей степени используется в практике преподавания русского языка, находим в “Исторической грамматике русского языка” Ф. И. Буслаева. Второстепенные члены рассматриваются им в двояком отношении: 1) по синтаксическому употреблению и 2) по значению. При первой классификации выделяются определения (слова согласуемые), дополнения (слова управляемые) и обстоятельства (несогласуемые и неуправляемые слова, по современной терминологии — примыкающие). При второй классификации определением может оказаться управляемое слово (современное несогласованное определение), обстоятельством —управляемое слово (предложно-падежное сочетание) и т. д., что приводило к внутреннему противоречию созданной Буслаевым логико-грамматической системы второстепенных членов.

А. А. Потебня, давший развернутую критику теории Буслаева, построил свою систему второстепенных членов предложения на полном их соответствии частям речи: дополнение выражается именем существительным в косвенном падеже, определение — именем прилагательным (также местоименным прилагательным, порядковым числительным, причастием), обстоятельство — наречием. Этими высказываниями было положено начало формально-грамматическому направлению в учении о второстепенных членах, получившему дальнейшее развитие в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. М. Пешковского, А. А. Шахматова и др. Широкое применение в теоретических исследованиях нашло заложенное в учении Пстебни понятие морфологизованных членов предложения.

Д. Н. Овсянико-Куликовский ввел важное для теории второстепенных членов положение о возможности переходных явлений среди них.

Ф. Ф. Фортунатов, крупнейший представитель формального направления в языкознании, критерием выделения второстепенных членов считал способ выражения синтаксической зависимости слов (согласование, управление, примыкание).В практике современного преподавания преобладает использование логической классификации второстепенных членов, построенной с учетом как грамматических, так и лексических значений подчиненных и подчиняющих слов и синтаксических связей между ними.