- •Введение
- •1.Эволюция европеизма во внешней политике италии
- •2.Французский «евро-атлантический прОэКт»
- •3.Соотношение европеизма и атлантизма во внешней политике греческой республики
- •4.СоотношенИе атлантизма и европеизма во внешней политике фрг
- •5.Британская стратегическая культура между европеизмом и атлантизмом на рубеже хх-ххі веков
- •6.Европеизм в леволиберальном и праворадикальном политических движениях
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы
2.Французский «евро-атлантический прОэКт»
Формирование французской внешней политики после развала Советского Союза и крушения биполярной системы международных отношений происходило под влиянием целого ряда факторов, обусловленных возникновением новой обстановки в мире и нового соотношения сил.
Во времена холодной войны Франция имела шансы на проведение относительно независимого внешнеполитического курса и делала это достаточно эффективно. Однако с возникновением однополярной системы международных отношений, в которой единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты, и объединением Германии, ставшей крупнейшей европейской региональной державой, ситуация изменилась. Франция была вынуждена приспосабливаться к международной обстановке, чреватой для нее новыми вызовами.
Париж чрезвычайно болезненно воспринял новый курс Вашингтона на решение международных проблем: последний, не считаясь со своими европейскими союзниками, действовал, как правило, исключительно силовыми методами. В этих условиях руководство Франции приступило к выработке стратегической линии, которая могла бы обеспечить безопасность страны и защитить ее национальные интересы на международной арене. Речь идет о французском проекте евроатлантического сотрудничества, который включал в себя две основные составляющие. Первая - предполагала укрепление Европейского союза как мирового игрока и увеличение в нем роли Франции, которая считала, что только в качестве полноценного субъекта международных отношений Европейский союз может рассчитывать на равноправное партнерство с США, в том числе в формате НАТО. Вторая составляющая предусматривала усиление в НАТО влияния европейских держав, которому должно было способствовать возвращение Республики в военную организацию альянса.
Европеизм как стратегия регионального сотрудничества в целях продвижения интеграционного процесса стал основной составляющей внешней политики Франции. Следует сказать, что европейское направление было важной ее частью еще с начала 50-х годов прошлого века, но лишь в новых условиях однополярного мира оно приобрело особое значение. В результате, превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы играть роль одного из полюсов современной международной системы, стало для Франции важнейшей стратегической задачей. Заняв в Евросоюзе лидирующие позиции, она рассчитывала, опираясь на авторитет ЕС, продолжать оказывать влияние на мировую политику.С приходом к власти Жака Ширака в 1995 г., Франция активизировала свои действия в этом направлении. Вместе с Германией она стала подлинным мотором европейской интеграции, хотя взгляды этих двух стран по конкретным проблемам устройства объединенной Европы не всегда совпадали. Республика неизменно выступала за расширение территориальной сферы интеграционного объединения практически на всех этапах этого процесса, за исключением ее позиции в отношении Великобритании в 70-х годах XX в. и Турции - сегодня. Французское руководство считает последнюю не готовой к вступлению в ЕС из-за серьезных нарушений прав человека, слишком большого влияния армии на политическую жизнь страны и не вполне европейского географического положения. Франция являясь принципиальной сторонницей расширения Европейского союза на восток, аргументировала это жизненной необходимостью распространения на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности. Официальный Париж считал, что расходы ЕС на подтягивание этих стран до уровня других членов Союза будут меньше, чем размеры помощи, которая может им понадобиться, если эти страны вовремя не принять в Европейский союз. По мнению французских политиков, поэтапная интеграция в западное сообщество государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы стала бы для них надежной гарантией продвижения по пути рыночной экономики и демократии. Кроме того, не последнюю роль здесь играло и то обстоятельство, что, как надеялись французские власти, процесс расширения Евросоюза будет способствовать большему равновесию внутри ЕС, учитывая растущую роль объединенной Германии. Это обстоятельство имело для Парижа особое значение, поскольку франко-германское согласие по проблемам интеграции не всегда было полным. Однако расширение Евросоюза за счет новых членов, как выяснилось в дальнейшем, имело для Франции и серьезные негативные последствия, так как многие из них были тесно связаны с Германией и отнюдь не сочувствовали французским планам лидерства в Европейском союзе, другие же откровенно ориентировались на Соединенные Штаты.
В реформировании Европейского союза Франция также принимала и принимает самое деятельное участие. Проект институциональной реформы предполагалось утвердить в декабре 2000 г. на саммите ЕС в Ницце. Он был подготовлен Францией как страной, председательствовавшей в тот период в ЕС. Однако проект вызвал ожесточенные споры. В результате были одобрены только некоторые положения, изменяющие Договор о Европейском союзе и другие институциональные акты ЕС. Ниццский договор внес изменения лишь в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством, определил квоты в основных органах ЕС как для его членов, так и для государств- претендентов.
На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа - Конвента для выработки новой институциональной структуры ЕС. Его председателем стал бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Конвент должен был ответить на вопросы: нужна ли единая конституция ЕС вместо договоров, которые составляют юридическую основу Евросоюза; нужно ли избирать президента ЕС вместо ротации каждые полгода лидеров стран - членов ЕС на посту председателя Европейского совета; должен ли председатель Еврокомиссии избираться, а не назначаться, как это было до сих пор; нужен ли Евросоюзу министр иностранных дел и т.д.
В ходе обсуждения текста конституции в Конвенте развернулись острые дискуссии. Президент Ж. Ширак и члены правительства неоднократно выступали с изложением французской точки зрения по поводу основы институционального устройства Европейского союза, которая в корне отличалась от концепции канцлера Г. Шрёдера. Если ФРГ являлась сторонницей федеративного устройства Евросоюза и стремилась к превращению существовавших до сих пор институтов ЕС в мощные наднациональные органы управления, в которых Германия, благодаря своему политико-экономическому и демографическому весу, рассчитывала занять ведущие позиции, то Франция хотела, чтобы институциональная система Евросоюза основывалась на независимых суверенных государствах, была "Европой отечеств”. Она выступала только за постепенную передачу компетенций наднациональным органам. Несмотря на это, Франция признавала необходимость таких элементов федерации как приоритет общеевропейского права, независимых Еврокомиссии, Европарламента, Европейского суда, единого рынка и единой денежной системы, общей внешней и военной политики.
Результатом работы Конвента стал довольно объемный документ, регламентирующий практически все сферы деятельности Европейского союза и определяющий его структуру. Целый ряд положений французской позиции нашел отражение в этом проекте конституции. Документ, названный Конституционным договором, был одобрен в июне 2003 г. на саммите ЕС в Греции. Нельзя утверждать, что договор носил революционный характер, тем не менее, он не получил одобрения на референдумах во Франции и Нидерландах. Принятие договора оказалось заблокированным, что отражало настроения граждан этих стран, опасавшихся еще большего роста влияния брюссельских чиновников, чья деятельность вызывает у европейцев постоянные нарекания. Но французские власти считали, что процесс институционализации Евросоюза не может быть остановлен. Работа над текстом конституционного документа при непосредственном участии Франции продолжалась.
