
- •Тема I. «Политика» Аристотеля.
- •Тема II. Правовое учение Аристотеля в V-ой книге его «Никомаховой этики»
- •Тема III. «Всеобщая история» Полибия
- •Тема IV. «о государстве» Марка Туллия Цицерона
- •Тема VI. «Монархия» Данте Алигьери
- •Никколо Макиавелли «Государь» Вопросы к семинарскому занятию
- •Тема VIII. «Левиафан» Томаса Гоббса
- •Ответы в главе VI («Правовой порядок») раздела «Определение права»
Ответы в главе VI («Правовой порядок») раздела «Определение права»
Вопросы к семинарскому занятию
Что исследует главным образом юридическая наука, как считает Сергей Муромцев?
По-видимому, если не во многих, то в некоторых случаях какое-либо одно или немногие отношения, защищенные организованным образом, могут составить предмет, достойный научного исследования. Так, изучают монархическую власть, существовавшую или существующую в каком-нибудь государстве, изучают права высших органов государственного управления и т. п. Но на самом деле, как уже было замечено (§ 29), в подобных случаях мы имеем дело со многими отношениями, ибо, например, власть данного монарха распадается, по крайне мере, на столько отношений, сколько у него подданных. Единичное отношение само по себе представляет мало интереса для науки. Если бы, например, где-нибудь в данное время существовал только один или лишь несколько десятков случаев права собственности, то такое явление может иметь интерес курьеза, — далее, при сопоставлении с фактами эпохи более отдаленной или же позднейшей, оно может получить существенное значение как остаток или зародыш этих фактов, но вообще оно мало дает для характеристики правового состояния общества в то время, в которое обнаружено. Часто внимание исследователя привлекается так называемыми привилегиями, т. е. особенными, выходящими из ряда правами, которые даруются отдельным лицам. Однако привилегии представляют интерес лишь тогда, когда появляются в достаточном числе. Если же иногда одна крупная привилегия, вследствие своего большого социального значения, обращает на себя наше внимание, то нетрудно различить в ее составе присутствие многих отношений. Так, например, город или частное лицо получает право иммунитета в своих владениях: объектом этого права служат все жители владения и мы имеем, следовательно, не менее отношений, чем состоит налицо жителей.
Как определяет С.А. Муромцев правовой порядок?
Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок (право в собирательном смысле).
Какие элементы присутствуют, с точки зрения Муромцева, в составе развитого правового порядка?
В составе развитого правового порядка мы отличаем два элемента. Во-первых, ряд правовых институтов. Их содержание определяет господствующий характер в содержании правового порядка. Во-вторых, более или менее разрозненные и немногочисленные отношения, не сложившиеся в институты. Они представляют части правового порядка, зарождающиеся, вырождающиеся или случайно образовавшиеся и кратковременные.
Как автор разграничивает формулы правовых институтов и юридические нормы?
Содержание наиболее существенного, первого из этих двух элементов, может быть передано с успехом в ряде формул, из которых каждая гласит, что «такие-то отношения защищаются таким-то образом», например: владение вещью, приобретенной добросовестно и законным способом, защищается против всех, кроме собственника этой вещи; или: обладание ничьей вещью, приобретенной захватом, считается собственностью, т. е. защищается против всех и каждого (с известными ограничениями), и т. п. Эти формулы выражают правила, действительно осуществившиеся в жизни данного народа и данного времени. Их можно было бы назвать юридическими нормами, но это название издавна присвоено некоторому иному роду правил.
Являются ли юридические нормы единственным фактором правового порядка в теории Муромцева?
Кроме главного непосредственного фактора правового порядка — юридических норм — существуют другие непосредственные факторы, каково юридическое настроение тех органов и лиц, через деятельность которых норма должна осуществиться, или внешние условия, в которых должно происходить ее осуществление. Эти факторы могут действовать вразрез с юридическими нормами и парализовать их применение. Помимо того, что не всякое отношение поддается одинаково легко юридическому регулированию, и это обстоятельство также в состоянии привести к обессилению нормы. Не всегда законодателю достаточно сказать, что то-то должно быть так-то, для того, чтобы такой порядок проявился на самом деле.
Какие причины «бессилия нормы» приводит Сергей Муромцев?
Бессилие нормы может обнаружиться или в самом начале ее существования или же наступить позднее, так что норма, первоначально действенная, становится постепенно бессильной. Первое случается, когда в самом начале изданная и объявленная норма наталкивается на какое-либо сопротивление, например, на нерасположение к ней, которое господствует среди общества или органов власти, или когда она назначается к применению среди неблагоприятных внешних обстоятельств (например, на территории чересчур раскинутой и малолюдной для успешного юридического контроля). Вследствие своего положения среди прочих отношений данное отношение может оказаться способным для того, чтобы стать предметом юридической защиты. Так, опыт показал, что при известном экономическом и нравственном состоянии обществ почти совершенно бессильны юридические меры, направленные против ростовщичества, разврата и т. п. Последующее наступление бессилия нормы происходит в силу тех же обстоятельств, если они проявляются не одновременно с возникновением нормы, но позднее. Замечательно, что когда таким образом юридическая норма отживает свой век, далеко не сразу возникает открытое признание ее недействительности.
В теории Муромцева всегда ли действующая юридическая норма соответствует сложившемуся в период ее действия правовому порядку?
Из всего сказанного следует, что юридическая норма, существующая в данном обществе в данное время, или передает часть правового порядка этого времени, или не имеет такого значения. Степени несоответствия нормы порядку могут быть, очевидно, разнообразны: порядок может только отчасти уклоняться от предписания нормы; он может вполне уклоняться от нее; он может идти ей прямо наперекор, т. е. не только не будет защищаться то, что предписано в норме, но, напротив, будет защищаться нечто, совершенно тому враждебное.
В чем Муромцев видит ценность таких юридических актов прошлого, как юридические сделки и судебные решения?
Относительно редко сохраняются до нашего времени юридические сделки и судебные решения отдаленного прошлого — акты, которые непосредственно свидетельствуют о существовании известных правовых и юридических отношений. Эти акты драгоценны, потому что их существование достоверно обнаруживает одновременное существование отношений, из которых они возникли, но не всегда по одному или немногим однородным актам бывает возможно заключить, в какой степени были распространены упомянутые отношения. Легче и лучше сохраняются юридические нормы. Поэтому в ряду остатков прошлого юридического быта им принадлежит первое место.
В чем Муромцев видит задачу исторической критики юридических норм?
Задача исторической критики состоит в том, чтобы каждый раз удостовериться, насколько данное постановление обычного права и закона или правила авторитетных юристов применялось в современной им практике. Эта задача выполняется многообразными способами. Их объяснению — место в методологии правоведения.
Необходимость в критике существует одинаково относительно всех трех названных нами форм юридической нормы
Как Муромцев разграничивает «мертвые» нормы и «бесполезные» нормы?
При отличии действующих норм от мертвых, не следует смешивать эти последние с бесполезными нормами, т. е. с такими, которые действуют, но своим действием не приносят пользы, от них ожидаемой. Приведем пример. Во многих современных
государствах еще не отменены законы, карающие смертной казнью обыкновенные преступления (например, убийство), между тем на практике почти все осужденные и приговоренные к казни милуются верховной властью, которая поступает так под влиянием почти всеобщего (в настоящее время) отвращения от этого вида наказания. Мы должны сказать, что там, где действует подобный порядок, законы о смертной казни близки к тому, чтобы составить мертвую норму. С другой стороны, часто случается, что для подавления каких-либо деяний, признанных преступными и особенно опасными, вводится смертная казнь за их совершение. Но, применяясь неукоснительно, она все-таки может не уменьшить числа преступлений. В таком случае мы имеем дело с нормой действующей, но бесполезной. Наказания за разврат почти всегда являются мертвым средством; награды за вступление в брак и т. п. обладают большей жизненностью, но пользы никакой не приносят.
Как определяет справедливость С.А. Муромцев?
Под справедливостью следует разуметь присущую в данное время данной общественной среде совокупность субъективных представлений о наиболее совершенном правовом порядке.
По каким причинам в теории Муромцева правовой порядок может не согласовываться со справедливостью?
Надо различать две главные причины, которые ведут к несогласию правового порядка со справедливостью.
I. Ни одно сколько-нибудь обширное и развитое общество не представляет полного единства воззрений на должное. Но все существующие в данном обществе воззрения, понятно, могут быть реализованы в действующем правовом порядке. Этот по следний удовлетворяет желаниям, которые составляют середи ну между крайними пожеланиями наиболее отсталых частей об щества и возвышенными стремлениями частей, наиболее развитых л передовых. Действующий правовой порядок уравно вешивает разнообразие и разноречие стремлений и интересов, выражая собой их средний уровень в данном обществе. Группы людей, интересы и стремления которых не подходят под этот уровень, — все равно, будут ли это отсталые или передовые чле ны общества, — имеют собственные воззрения на должное в праве. В их глазах действующий порядок не согласуется со спра ведливостью, в той или иной степени она отличается от него.
II. Необходимость известного правового порядка может со знаваться таким большинством и настолько сильно, что этих ус ловий было бы достаточно для его поддержания, если бы он был приведен в действие; но для этого может недоставать способных органов. В таких случаях упомянутый порядок представляется в форме неосуществленной справедливости. Несоответствие дей ствующего права справедливости обусловлено несовершенством правовой организации. Несовершенство может простираться почти до полной непригодности существующих органов; так было, например, с законодательными и другими учреждениями старой Франции, павшими под ударами революции; так же было у нас со старыми судебными учреждениями, замененными новыми су дебными уставами и т. п. Несовершенство может быть част ное — состоять, например, в каких-нибудь частных недостат ках судебного устройства или в каких-нибудь заблуждениях
и ложных привычках судебного персонала. Так, в нашем гражданском суде не существует правильной оценки убытков единственно вследствие ложного взгляда судей на обязанности суда в делах этого рода.
Какие обстоятельства Муромцев преподносит как препятствующие осуществлению справедливости при отправлении правосудия?
Судья осуществит справедливость, если согласует вполне свое решение со всеми особенностями случая, который он разрешает. Он должен применить норму именно в той степени, в которой случай характеризуется типичными свойствами, служащими основанием нормы (индивидуализация решений). Но такое полное соответствие легко может не наступать иногда по умыслу судьи, гораздо чаще вследствие его ошибки, причем возможности этой последней обусловлена или его личными качествами, или общими условиями его деятельности. Так, формальная теория доказательств или установление необходимого минимума, ниже которого не может опуститься судья, определяя наказание виновному, всегда действуют неблагоприятным образом. Кроме того, вследствие несовершенства всего человечества, существует всегда предел, далее которого не в состоянии простираться проницательность самого лучшего судьи, при самых лучших условиях его деятельности.
Что сказано здесь о судебной деятельности, то, очевидно, применимо и к деятельности других правительственных органов. По отношению к ним в каждом развитом обществе существует такое же мерило справедливости их решений, какое замечено нами относительно суда.
Объясните предложенное Сергеем Муромцевым соотношение справедливости и научных выводов относительно будущего правового порядка.
Люди склонны верить, что справедливость, которая не осуществлена в настоящем, когда-либо осуществится в будущем. Отсюда справедливость всегда приобретает характер идеала, к которому стремится история; справедливость как бы рисует будущий правовой порядок. Но ее не следует смешивать поэтому с выводами, которые делает относительно того же предмета наука. Различие заключается здесь в способе происхождения и степени достоверности обоих явлений. Справедливость служит обыкновенно непосредственным выражением желаний и стремлений того или иного круга людей без отношения к тому, насколько эти желания и стремления осуществимы. Напротив, в научных выводах о будущем правового порядка обращается существенное внимание на этот последний пункт. Наука, строя свои предположения о будущем, принимает в соображение и существующие представления о справедливости, но смотрит на них только как на факторы, которые должны сыграть свою роль в образовании будущего порядка вещей. Научное предположение о будущем легко может стать вразрез с господствующими представлениями о справедливости; оно может стать вразрез даже со справедливостью как она является воззрению самого исследователя, строящего предположение.
При каких обстоятельствах Муромцев предлагает включать в состав предмета науки ожидаемые в будущем явления?
Что Муромцев предлагает понимать правом в объективном смысле?
Какую роль Муромцев отводит юридической защите при определении области права?
Как Сергей Муромцев предлагает определить предмет правоведения? Но если предмет нашего изучения определяется как произведение известной причины, то это означает только, что на самом деле мы изучаем саму причину. Мы должны сказать, что предмет правоведения — юридическая защита отношений.
Итак, будучи поставлено на положительную почву, правоведение представляется отделом социологии, который посвящен изучению юридической (организованной) защиты, как одной из важнейших функций социального организма.