
- •Страны Востока в межвоенный период: решение колониального вопроса после Первой мировой войны, особенности социально-экономического и политического развития.
- •Распад колониальной системы. «Декларация независимости оон 1960 г.». Проблема выбора пути развития освободившихся стран.
- •Тенденции экономического и политического развития стран Востока после Второй мировой войны. Основные черты социально-экономического развития.
- •Особенности политического развития стран Востока.
- •Причины милитаризации Японии в межвоенный период. Особенности японского фашизма.
- •Война на Тихом океане (1941-1945 гг.): этапы, основные сражения, дискуссионные вопросы.
- •Япония в период американской оккупации (1945-1951 гг.). Сан-Францисская конференция 1951 г.
- •Экономическое развитие Японии в 1950-90-е гг.
- •Японское «экономическое чудо».
- •Политическое развитие Японии во второй половине хх- начале XXI вв.
- •10. Новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Причины и этапы экономического подъема.
- •«Нанкинское десятилетие» Чан Кайши, 1927-1937 гг.
- •Японская агрессия в Китае 1937-1945 гг.
- •Победа народной революции в Китае (1945-1949 гг.). Кнр в 1949-1957 гг. VIII съезд кпк.
- •Изменение в социально-экономическом и политическом курсе кнр в конце 1950-х гг. Причины неудачи «политики трёх красных знамен» (1958-1964 гг.). Провал политики «красных знамен»
- •«Культурная революция» в кнр (1966-76 гг.). Оценки маоизма в китайской историографии.
- •Экономическое развитие кнр с 1976 г. Особенности китайской перестройки.
- •Политическое развитие кнр с 1976 г. Причины политического кризиса в конце 1980-х гг.
- •Агрессия сша во Вьетнаме (1965-1975).
10. Новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Причины и этапы экономического подъема.
Если ориентация на советскую модель ни одной стране Азии или Африки не принесла больших успехов в экономическом развитии, то отдельные страны, следовавшие в основном капиталистической модели, достигли в своем экономическом прогрессе феноменальных успехов. Главным образом, это страны Восточной Азии: Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Они получили наименование «новые индустриальные страны». Называют их также «малыми драконами» или «тиграми» Восточной Азии.
С 60-х годов они имеют наиболее высокие среднегодовые темпы экономического развития в мире. В Южной Корее и на Тайване в 1960-1993 гг. средний ежегодный рост доходов на душу населения составил 7,6%. В новых индустриальных странах (НИС) Восточной Азии они уже превысили 10 тыс. долл. на человека в год, приблизившись к западноевропейским нормам. Важны и сравнительные показатели. В 1980-1990 гг. ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВНП) составил 6,6%, тогда как в мире в целом и в развитых странах – 3,0%, прирост экспорта промышленной продукции – 13,5% (в мире – 5,6%), импорта промышленных товаров – 15,2% (8,5%).
Почему этим странам удалось добиться того, что выгладит недостижимым для подавляющего большинства развивающихся стран?
Решающую роль, как и в других странах, играла сильная государственная власть, по сути диктаторская. Государство, подавив всякую возможную оппозицию, целенаправленно стимулировало развитие экспортных отраслей, которые постепенно завоевывали внешние рынки. При этом доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте Гонконга в.80-е годы составляла 96%, Тайваня – 93, Южной Кореи – 80, Сингапура – 46. Это была взвешенная, хорошо просчитанная политика. Образцом в этом деле для НИС служила Япония. Другим важным условием успешного экономического прорыва указанных стран была их принадлежность (как и Японии) к конфуцианско-буддистскому типу обществ с их особым отношением к труду, дисциплине, власти и порядку. Существенным было и то, что они получали экономическую и финансовую помощь и содействие со стороны США и Японии. Сейчас они выпускают высокотехнологическую продукцию, отличающуюся часто наивысшим качеством и относительно низкими ценами. Значительная ее часть экспортируется в США и Японию и там теснит местную аналогичную продукцию.
Но число успешно развивающихся стран не исчерпывается только этой «четверкой» НИС. Вслед за ними в последние 1-2 десятилетия быстро развиваются и другие страны. Они входят в так называемый «второй эшелон НИС». Это прежде всего страны Юго-Восточной Азии – Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины. Они входят наряду с другими странами в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), образованную еще в 1967 г. и являющуюся формой региональной интеграции. Темпы их развития не уступают темпам НИС, доходя до 8-9% в год, а иногда и выше. Наибольшую деловую активность проявляют проживающие там этнические китайцы. Но самые высокие темпы роста ВНП в данном регионе вот уже почти 20 лет демонстрирует Китай, начавший реформы в конце 70-х годов – не менее 10% прироста в год.
К новым индустриальным странам причисляют также и ряд других стран, добившихся успехов в развитии промышленности. Это Индия, Турция, Израиль, ЮАР, а также Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили в Латинской Америке.
Особенности социально-экономического и политического развития Китая в межвоенный период.
Китай. В крупнейшей по населению стране мира, Китае, ход модернизации крайне осложнялся внутриполитической борьбой. В 1919 г. на основе революционной организации, созданной Сунь Ятсеном за семь лет до этого, возникла Национальная партия (Гоминьдан). Сунь Ятсен, ставший в 1921 г. президентом Китая, не поддерживал политической программы большевиков, но видел в СССР мощного союзника в возможных конфликтах с Японией и другими странами. Между Китаем и СССР развернулось военное сотрудничество: советские инструкторы готовили офицеров для китайской армии и непосредственно — через широкую сеть «советников» — участвовали в ее реорганизации. По указанию Коминтерна китайские коммунисты вошли в единый блок во главе с Гоминьданом.
В 1925 г. Сунь Ятсен умер. Гоминьдан и национальное правительство возглавил генерал Чан Кайши. В том же году в Китае началось революционное восстание, в котором руководство СССР видело зародыш социалистической революции. Но это была национально-демократическая революция, направленная на ликвидацию остатков феодализма, установление подлинного суверенитета страны и создание единой демократической республики.
Против революции выступили военно-феодальные круги. В стране началась гражданская война. Опорной базой революционных войск, которыми руководил Гоминьдан, стали южные провинции. В первые годы войны армии Гоминьдана довольно успешно продвигались на север, но в конце 20-х гг. внутри партии и революционного движения в целом произошел раскол.
Чан Кайши и умеренные лидеры Гоминьдана считали, что основные задачи революции достигнуты. Поэтому они предлагали заняться восстановлением национальной экономики на базе модернизации, уже демонстрировавшей свои преимущества в других странах Востока (Японии и Турции).
Однако коммунисты настаивали на продолжении революции по советской модели, вплоть до установления диктатуры пролетариата, который был тогда в Китае весьма малочисленным. Это требование было связано с инструкциями Коминтерна, полагавшего, что с Гоминьданом уже можно не считаться, и предлагавшего держать курс на социалистическую революцию. Коммунисты также выступали за проведение широкой национализации, что оттолкнуло бы от революции буржуазию и значительную часть крестьянства.
Расколом в революционном лагере воспользовалась Япония, в 1931 г. развернувшая военные действия в Маньчжурии, а затем и в других районах Китая. В сложных условиях японской агрессии и продолжавшейся гражданской войны (теперь главными противниками в ней стали коммунисты и Гоминьдан) правительство Чан Кайши попыталось осуществить в стране модернизацию. Для защиты китайского рынка были усилены внешние таможенные барьеры и практически ликвидированы внутренние. Принимались меры по государственному регулированию экономики, укреплению банковской системы, введению демократического рабочего законодательства и социальному обеспечению. Не все удавалось, но и сделанного было достаточно, чтобы Гоминьдан приобрел прочную поддержку населения.
Коммунисты же, напротив, постепенно лишались этой поддержки. Отступив в отдаленные сельские районы, они перешли к тактике партизанской войны, так как в открытых столкновениях с войсками Гоминьдана у них не было шансов на успех. В конце 1931 г. коммунисты провозгласили в занятых ими районах советскую республику во главе с Мао Цзэдуном. Однако в 1934 г. гоминьдановские войска нанесли решительное поражение силам коммунистов и фактически ликвидировали их республику.
Куда большую опасность, чем коммунисты, представляла в те годы японская агрессия, и в середине 30-х гг. Чан Кайши вновь был вынужден обратиться к СССР с просьбой о помощи.