Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Г.К. Жуков в битве под Москвой. Сборник докумен...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Запись переговоров Главнокомандующего войсками Западного стратегического направления с командующим 50-й армией 20 апреля 1942 г.

(04.00-5.45).

У аппарата ЖУКОВ. Здравствуйте, т. Болдин.

У аппарата БОЛДИН. Здравствуйте, тов. Главком.

ЖУКОВ. 112 бригада у Вас дерется на левом фланге и есть сведения, что она ворвалась в Горбловский, а 108 и 11 второй день бой не ведут, почему они не помогают ни 112 бригаде, ни пехоте?

БОЛДИН. Докладываю:

1. В 108 танковой бригаде на 19.4 ни одного исправного танка КВ не было. 8 танков КВ находятся в парке, 2 из них ремонтируются, а к б танкам нужны запасные части;

танки Т-34 - исправных было только 2, 10 танков в парке, из них 2 ремонтируются, для 8 нужны запчасти. 11 танковая бригада на 19.4 имела исправных танков КВ - 2, Т-34 - 5, Т-60 - 16, в парке КВ - 9, из них 5 ремонтируются, Т-34 - в парке 10, из них 3 ремонтируются. Большая часть танков 108 и 11 танковой бригад бездействуют по технической неисправности. В 108 танковой бригаде исправных имеется Т-60 - 12 штук.

2. 112 танковая бригада 19.4 тремя танками врывалась в Гореловский, но пехота минометным, пулеметным огнем, а, главным образом, авиацией была отрезана от танков 112 бригады и в Гореловский не ворвалась. 18.4 4 танка 112 танковой бригады врывались в Малиновский, пехота также, как и 19.4 была отрезана от танков заградительным минометным и пулеметным огнем, бомбардировкой и штурмованием авиации противника.

3. Ввод в действие 108 и 11 танковых бригад в направлении Фомине 2-е без сильного маесирования арт. огня по северо-восточным скатам вые. 269,8 и по южной окраине Фомино 2-е не представляется возможным, так как при выдвижении наших танков с Фомино 1-е в направлении Фомине 2-е противник открывает сильный арт. огонь и с южной окраины Фомине 2-е и с северо-восточных скатов вые. 269,8, а, главным образом, беспрерывная бомбежка и штурмование самолетов наносит большие потери танкам и пехоте.

4. Перекантовывать 11 и 108 танковые бригады в район Гореловский и Малиновский считаю нецелесообразным, так как в этом районе, действие для танков весьма ограничено, потому что танки могут проходить в этом районе только по одной дороге из Марьино на Гореловский и на Малиновский. Стеснен маневр для танков в этом районе разливом воды и торфяными болотами.

5. Привожу 11 и 108 танковую бригаду в порядок и готовлю продолжение удара в направлении Фомине 2-е, но на подготовку потребуется 3-4 дня. Мне нужно подвести снаряды и мины на огневые позиции и продовольствие для войск [в] Барятинское.

6. С открытием станции снабжения Барятинское, положение с подвозом боеприпасов и продфуража стало немного улучшаться.

7. Противник тормозит нам подвоз по жел. дороге на ст. Барятинская. Авиация бомбит станцию и перегоны на отдельных участках.

8. Тов. Главком, прошу учесть, дело с дорогами очень плохо и с каждым днем ухудшается. Дружное таяние снега; незначительные ручьи, лощины, низменности превратились в непроходимые места для транспорта всех видов, а на ровной местности сплошная грязь.

9. Днем 19.4 наблюдалась подброска пехоты противника с юго-запада и выгружалась с машин в районе Бельская, частично направлялась в район Малиновский, Гореловский.

10. В 22.00 19.4 противник повел наступление из Фомине 2-е на вые. 269,8 контратака к 02.00 20.4 отбита. Вот те вопросы, которые я считаю необходимым доложить Вам.

ЖУКОВ. Мне многое непонятно с того, что Вы мне говорите.

Во-первых, первый раз слышу, что 11, 108 [тбр] растрепаны, это, кажется, будет по счету пять или шесть растрепанных бригад. Вы были обязаны, согласно приказу, производить тщательное расследование о каждом погибшем танке или выбывшем из строя и немедленно доносить факт, достойный сожаления, невыполнение приказа. Вынужден буду назначить следствие. Вы все время доносили о том, что высота 268,8 находится в Ваших руках, а сейчас докладываете северо-восточные скаты в руках противника. Не пойму я Вас, почему Вам понадобилось вести танки на артиллерийский огонь. Непонятно, можно было танки подвести по юго-западным скатам. Но дело, видимо, не в том, где их вести, а, главное, вести нечего Вам, все растрепали. Если так легкомысленно будут бросаться танки, как до сих пор вы бросаете на нерасстроенную систему огня, ничего у Вас не выйдет. Непонятно мне, для чего у Вас врываются танки на подобие: ворвались в Гореловский, ворвались в Малиновский, а пехота оказывается отбита организованной системой огня. Азбучная истина обязывает: прежде, чем бросить танки, нужно подавить систему огня, а тогда только бросать танки. А у вас делается наоборот. Вам об этом неоднократно давалось указание, но, видимо, до сих пор эти элементарные истины не поняты и танки продолжают гибнуть без всякой пользы. Бросание танков без подавления системы огня противника я считаю АВАНТЮРОЙ. Виновников гибели танков, танкистов, безусловно, надо судить. В отношении паники от авиации противника, могу только предложить одно, пресекать эту панику в корне. Никакой массовой гибели от бомбометания на протяжении всей войны не было и нет сейчас. Все это выдумывается для оправдания невыполнения приказа, для оправдания потерь, которые получились при панике [в] Фомине 1-е, о чем нас информировал Быстров, и массовых потерь от плохой организации боя, массовых потерь, от той вакханалии и беспорядка, который существует и творится в армии. Ваша авиация сейчас бездействует, об этом Вы пишите в донесениях, но не отчитываетесь в невыполнении приказа, о подготовке аэродрома. А ведь был приказ, обязывающий Военный совет подготовить армейский аэродром, но Вы этого приказа не выполнили, авиация Ваша не летает сейчас. Могу только предложить Вам выполнить приказ о быстрейшем введении в строй аэродрома. Истребительной авиации фронтовой я больше 20 - 25 самолето-вылетов вам дать не могу, и то они над полем боя, как показал опыт, могут быть не более 20 -25 минут. Значит, прежде всего, я обязываю Вас организовать настоящую зенитную оборону, средствами самих войск, твердой рукой бороться с паникерами и распространителями панических слухов, по существу агитирующих за немецкую авиацию и навести в этой части полный порядок, чтобы войска стойко встречали авиацию и не разбегались бы, как об этом свидетельствует в донесении Быстров и о чем Вы, к сожалению, до сих пор не донесли. В то, что случилось у вас Фомино 1-е, Вы обязаны были без утайки правдиво донести.

Вы сейчас докладываете, что противник подбрасывает резервы. Что же, об этом я Вас предупреждал неоднократно и лично и в документах. А Вы как считали, противник будет мух ловить? Нет, ловить мух он не будет. Каждую Вашу проволочку во времени он использует для маневра и постарается Вас обыграть, а обыграть Вас ему труда не составит потому, что Ваши войска стоят на месте, не маневрируют огнем сами, стоят на месте не двигаются, а такого противника бить не трудно. Если Вы в течение двух ближайших дней не разобьете противника в районе действия ударной группы, противник Вам подготовит большую неприятность, я бы сказал даже крупную неприятность, от которой и Вам, и нам придется краснеть, и отсюда делайте свои выводы и расчеты. Где сейчас находится Захаров, как он показывает свои способности?

БОЛДИН. Тов. Захаров находится на наблюдательном пункте в районе Зимницы. С моего НП, где находится тов. Захаров организовано непосредственное управление войсками и боем правого крыла ударной группировки армии. Вместе с т. Захаровым находится начальник артиллерии армии и т. Мартынов. Они все втроем мне помогают управлять войсками и боем правого крыла ударной группировки армии. Тов. Захаров держит себя хорошо.

ЖУКОВ. Армией командовать может?

БОЛДИН. На вопрос может ли командовать армией, в данное время ответ пока дать затрудняюсь, так как мало еще его изучил.

ЖУКОВ. Приведена ли в порядок 69?

БОЛДИН. 69 для ввода в бой еще не готова. При Вашей помощи за трое суток можно будет привести в боеготовность. До сего времени нет полностью кожаной обуви и не подошел колесный обоз. По Вашему приказанию за две ночи самолетами подбросили около 4000 пар обуви. Командование к отправлению на фронт дивизии отнеслось безобразно, отправило дивизию небоеспособную.

ЖУКОВ. Я это слышал уже не раз, не повторяйте. Вы создали какие то опергруппы, т. е. создали промежуточные станции. Это есть скрытый обход приказа Наркома по ликвидации корпусов.

БОЛДИН. Тов. Главком, докладываю: никакой оперативной группы я не создавал. Я возложил на т. Гетмана увязку взаимодействия пехоты с танками 116 и 385 сд с 112 танковой бригадой. Тов. Гетман является из этих трех командиров самым сильным по подготовке и практической работе. В моей телеграмме т. Антонову я неудачно выразился.

ЖУКОВ. А как же Ваша телеграмма Антонову о том, что Гетман командует опергруппой. Ваша телеграмма на имя Антонова прямо говорит, что Гетман командует опергруппой в составе трех соединений. Ну тогда мне говорить больше нечего. Гетмана немедленно откомандируйте на более важную работу, не задерживая, ибо для нас каждая минута дорога.

БОЛДИН. Сегодня Ваш приказ об откомандировании т. Гетмана будет выполнен.

ЖУКОВ. Хорошо, в заключение я хочу Вас последний раз предупредить о самом важном. Вы должны противника разбить и прочно закрепиться на шоссе не позже исхода 21.

Вечером 22 будет уже поздно. Все. Сегодня Вы потратьте день на тщательную организацию боя. До свидания.

БОЛДИН. До свидания, тов. Главком.

ЦАМО, ф. 208, оп. 2511, д. 1435, л. 208-212.

147