
- •Введение
- •Глава 1. Освоение северных приполярных земель в средневековье
- •Глава 2. Великая северная экспедиция
- •Открытие русскими исследователями Северо-Западной Америки
- •Работа северных отрядов в начале XVIII в.
- •2.3 Секретная экспедиция в. Чичагова
- •Глава 3. Арктика в XIX – XX вв.
- •3.1 Исследования Европейских северных земель
- •3.2 Открытия и исследования в азиатской части Арктики
- •Глава 4. Освоение северного морского пути в советское время
- •4.1 Первые советские исследовательские экспедиции
- •4.2 Исследования Центральной Арктики
- •Заключение
- •Список использованных источников
Глава 4. Освоение северного морского пути в советское время
4.1 Первые советские исследовательские экспедиции
После Октябрьской революции 1917 г. СССР приступил к возобновлению судоходства в северных морях. Одним из этапов возобновления был декрет от 10 марта 1921 г., учреждавший Плавучий морской научный институт (Плавморнин). Комплексное научное исследование Арктики предполагалось сочетать с важной практической целью освоения Северного морского пути, связывающего советский Европейский Север с Дальним Востоком.
Организацию Плавморнина поручили гидробиологу Ивану Илларионовичу Месяцеву. Месяцев руководил снаряжением специального экспедиционного судна Плавморнина, деревянной парусно-паровой шхуны «Персей» — первого морского судна, построенного в советское время. Он широко развернул научно-промысловые исследования с помощью специальных экспедиционных судов и моторных ботов и организовал сбор сведений у рыбаков по особым опросным листам. По его же инициативе начали применяться аэрофотосъемки для изучения движения рыбных косяков. Таким образом, он заложил научные основы промысловой разведки.
В 1919 — 1920 гг. русские исследователи Давыдов и Ушаков выполнили опись и съемку острова Врангеля. Давыдов также выполнил опись части западных берегов Берингова пролива. В 1923 г. он издал труд под названием «Лоция побережий РСФСР, Охотского моря и восточного берега полуострова Камчатки». В то же время, северная часть Карского моря в 20-х гг. XX в. еще оставалась белым пятном. Для ее изучения была организована научно-исследовательская экспедиция под начальством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Седов». Экспедиция открыла ряд островов, в том числе и архипелаг Седова, расположенный в 40 км к западу от Северной Земли. За неделю на одном из островов архипелага (Домашнем) была построена полярная станция. Гидрологические работы этой экспедиции в центральной части Карского моря положили начало очень важному океанографическому открытию: выявлены обширное мелководье, позднее названное Центральной Карской возвышенностью (глубины менее 50 м), и по обе ее стороны два глубоководных желоба: на западе — Св. Анны, на востоке — Воронина.
Важным объектом советских исследований была Северная Земля. Для этого на архипелаге была организована полярная станция. Одними из главных исследователей Северной Земли были Г.А.Ушаков и Н.Н.Урванцев, которые стали первыми зимовщиками на этом архипелаге. Им фактически заново пришлось «закартировать» все северо-восточное побережье Северной Земли, так как карты предыдущих исследователей, в частности Вилькицкого, имели целый ряд неточностей. 16 мая 1931 г. полярники достигли мыса Арктического (81°15' с. ш., 95°40' в. д.) — крайней точки Северной Земли и всей азиатской Арктики. Ушаков и Урванцев также доказали, что центральная часть Северной Земли является отдельным островом (о. Октябрьской Революции). Весной следующего, 1932 г. полярники обошли кругом и засняли о. Большевик, лежащий за проливом Шокальского. Фактически они заново его открыли, так как восточный и южный берега острова были показаны на карте Вилькицкого неверно. А 1 — 8 июня полярники обошли и положили на карту о. Пионер, самый близкий к их базе.
Первые зимовщики на Северной Земле за два года изъездили на собаках не менее 5000 км, засняли почти весь архипелаг, за исключением о. Шмидта, определили рельеф, характер оледенения и геологическое строение Северной Земли, составили точную карту архипелага. В середине августа 1932 г. Г.А.Ушакова, Н.Н.Урванцева и их товарищей сменила группа зимовщиков, доставленная на ледокольном пароходе «Русанов».
Важной в изучении рельефа дна Северного Ледовитого океана и открытии новых земель была экспедиция под начальством Алексея Модестовича Лаврова, которая состоялась в конце июля 1932 г. Она открыла в северной части Карского моря мелководье — Центральную Карскую возвышенность, а у западного входа в пролив Шокальского — группу небольших Краснофлотских о-вов.
К началу 30-х гг. стало ясно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейским Севером и Дальним, Востоком тогдашнего СССР вполне возможно. Оставалось только доказать на практике, что из Северной Европы можно пройти на Дальний Восток в одну навигацию. Это и совершила в 1932 г. экспедиция Арктического института под начальством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Сибиряков».
В следующем, 1935 г. Северным морским путем в одну навигацию прошли четыре обыкновенных грузовых парохода: два из Мурманска во Владивосток и два в обратном направлении. В дальнейшем такие плавания стали обычным делом. А в 1939 г. ледокол «И.Сталин» совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря (63° с. ш., 179°25' в. д.) и обратно. Северный морской путь был окончательно освоен, [12].
Вскоре после Великой Отечественной войны в Советской Арктике начали работать две комплексные экспедиции. Западная, руководимая Анатолием Ивановичем Степановым, в 1952 — 1953 гг. выполнила систематическое картографирование всего архипелага Земли Франца-Иосифа и открыла 20 новых небольших островов. Съемка позволила выявить также значительные искажения в очертании ряда земель, благодаря чему общая площадь архипелага уменьшилась на треть. По данным Степанова, архипелаг состоял из 152 островов, занимающих около 16 500 км2. Лишь седьмая часть поверхности Земли Франца-Иосифа была свободна от ледяного покрова.
Экспедиции Бориса Владимировича Дубовского удалось внести некоторые уточнения в карту Северной Земли и обнаружить несколько новых небольших островов. По Дубовскому, в архипелаге их насчитывается 70, общей площадью около 37 тыс. км2. Почти половина территории занята ледниками, из них 20 крупных. Вопреки прежним представлениям, на Северной Земле обнаружено много коротких рек, в основном имеющих горный характер. Экспедиция выполнила также съемку о. Визе. Выяснилось, что он почти в шесть раз крупнее (288 км2), чем считалось ранее, [9].