Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по гражд праву.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
727.67 Кб
Скачать
  1. Виды гражданско-правовых договоров

ГПД подразделяются на имущественные и организационные. Имущественные непосредственно оформляют акты товарообмена и направлены на передачу или получение имущества, а организационные направлены не на товарообмен, а на его организацию, т.е. на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена. Таков, например, предварительный договор, в силу которого его стороны обязуются заключить в будущем основной (имущественный) договор на условиях, установленных предварительным договором. Типичной разновидностью такого договора является традиционно известный русскому праву договор запродажи, по которому стороны обязываются в определенный ими срок заключить сделку купли-продажи (например, в отношении вещи, которой пока нет у продавца или в отношении вещи, которая обременена правами иных лиц).

ПД содержит 2 условия: а) относящееся к его содержанию – срок в течении которого будет заключен ОД, письменная форма под страхом уничтожения; б) относящееся к содержанию основного договора – условие о предмете и другие существенные условия ОД, отсутствие которых превращает ПД в юридически необязательное соглашение о намерениях. ПД отличается от договора, заключенного под условие, поскольку порождает безусловную обязанность заключить ОД в установленный срок, под угрозой судебного принуждения.

К ПД по своей юридической природе очень близки генеральные договоры, на основании и во исполнение которых стороны затем заключают целый ряд конкретных однотипных (локальных) договоров.

Особыми разновидностями договора являются публичный и договор присоединения, правила о которых содержат ограничения принципа договорной свободы и даже отступления от начал юридического равенства субъектов ГП, установленные с целью защиты слабой стороны:

Публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или оказываемых услуг (ст.426). Это договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, предоставление услуг связи, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и т.д. КО (ИП) как сторона публичного договора: а) обязан заключить его с любым обратившимся и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (закон устанавливает редкие исключения для граждан нуждающихся в дополнительной публичной защите); б) цена и иные условия таких договоров одинаковы для всех потребителей (за аналогичными исключениями); в) федеральному правительству предоставлено право издавать единые правила, обязательные для сторон о заключении и исполнении ПД. Потребитель может через суд понудить предпринимателя (КО) к заключению такого договора. Все это призвано защитить интересы массовых потребителей-граждан.

Договором присоединения признается договор, условия которого определены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании, и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (ст.428). Сам по себе такой договор достаточно полезен, т.к. упрощает и облегчает процедуру оформления, но очевидно, что при такой форме договора интересы присоединяющейся стороны могут быть ущемлены и поэтому требуют специальной защиты. Это различные договоры в сфере бытового обслуживания населения, различные отношения клиента с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые формы бланков договорной документации. От ДП следует отличать ситуации, когда предложение одной из сторон использовать заранее растиражированный образец текста не исключает его согласование или переформулирование изложенных в нем условий. Сторона подписавшая предложенный ей контрагентом ДП, вправе требовать изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемых в отношении иных договорных обязательств: а) если она лишается права обычно предоставляемого по аналогичным договорам; б) если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору; в) если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия.

Как правило, договоры заключаются в пользу их участников, и право требовать исполнения принадлежит контрагентам. Встречаются, хоть и не часто, договоры в пользу третьих лиц, которые не принимали участия в их заключении.

Договор в пользу третьего лица составляет особую договорную конструкцию, принципиально отличную от всех остальных договоров, для которых характерно то, что они всегда заключаются в интересах самих сторон.[9]

В статье 430 ГК определяется, что договор в пользу третьего лица - это соглашение, по которому должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в сделке третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательств.

Смысл этой нормы в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого лицо не участвовало. Характерным примером служит договор перевозки (ст.785 ГК), заключаемый перевозчиком и грузоотправителем; он порождает различные права и обязанности у грузополучателя, в том числе и право предъявления претензий к перевозчику, с которым он в договорных отношениях не состоит. Хотя грузополучатель и грузоотправитель не совпадают в одном лице, заключая договор перевозки, они преследуют общую цель – своевременное получение груза без повреждений и недостач. Выполнить эту задачу должен перевозчик, конечно за соответствующую плату.

Договоры в пользу третьего лица используются также в страховании и кредитовании: это договоры страхования жизни с указанием выгодоприобретателя (получателя страховых сумм); страхование имущества в пользу собственника или иного лица; условные вклады в кредитные учреждения в пользу определенных лиц, например детей, новобрачных, пенсионеров.

Для рассматриваемого договора характерно: 1) третье лицо всегда противостоит в качестве кредитора одной из сторон первоначального договора; 2) первоначальный договор создает у третьего лица права, а не обязанности; 3) при отказе третьего лица от оговоренного права его может осуществить сам контрагент, выступающий в роли кредитора.[10]

Договоры в пользу третьего лица применяются как в односторонних, так и двусторонних соглашениях. Во втором случае обязанности по договору несет первоначальный контрагент. Однако после того, как третье лицо выразило свое согласие на вступление в договор, обязанности могут возлагаться на него.

Особенностью ст.430 ГК является то, что она допускает случаи, когда третье лицо прямо не названо в договоре.

Договор в пользу третьего лица имеет сходство с условной сделкой. Достижение цели договора – приобретение прав по нему третьим лицом – связано с не зависящим от воли контрагента обстоятельством – согласием лица, в пользу которого заключен договор, принять права. Неизвестно, примет третье лицо их или нет.

Договор в пользу третьего лица может возлагать на него определенные обязанности в случаях, предусмотренных участниками соглашения или специально оговоренных законодательством.

Выражение третьим лицом согласия на вступление в договор не превращает его ни в многосторонний, ни в договор со множественностью лиц на стороне кредитора. Договор не становится многосторонним потому, что третье лицо состоит в отношениях только с одной стороной – должником (отношения между третьим лицом и кредитором остаются за пределами договора). Не может считаться такой договор и обязательством со множественностью лиц на стороне кредитора, т.к. существуют солидарные, субсидиарные или долевые кредиторы, что не применимо к ст.430 ГК.

Пункт 3 ст.430 ГК предоставляет должнику право выдвигать против требований третьего лица все те возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора.

Договор в пользу третьего лица следует отличать от договора об исполнении третьему лицу (например, в случаях отгрузки поставляемой продукции не покупателю, а указанным в отгрузочных разнорядках потребителям). Это лицо может принять исполнение, но не вправе предъявить должнику никаких требований об исполнении в свою пользу. Правила ст.430 ГК на такие договоры не распространяются.