Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
17 билет.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
77.03 Кб
Скачать

Павильон в Париже

Советский павильон на Всемирной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года вписал имя архитектора в анналы мирового градостроительства. Цветовое решение павильона разрабатывал Родченко. Мельниковский павильон, внутри которого находилось созданное Родченко оборудование для рабочего клуба, великолепно работал как “машина для агитации”. Именно так оценил павильон Яков Тугендхольд, который, вообще говоря, к левому искусству относился не очень одобрительно. При этом сам архитектор настаивал на том, что делал архитектуру совершенно несимволичную и временную. Такой же, в сущности, сарай, как павильон “Махорка”. Выступая от имени вечности, то биш государства рабочих и крестьян, Мельников заявил в интервью журналу “Ле бюллетен де ля ви артистик”: “Мой павильон и не должен простоять так долго, как Советы; достаточно того, чтобы он продержался до закрытия выставки”.

Прямоугольное в плане, двухэтажное, почти целиком остекленное здание на легком деревянном каркасе пронзалось по диагонали широкой открытой лестницей, ведущей в помещения второго этажа. Сверху все было перекрыто наклонными пересекающимися плитами, по которым шли начертанные Родченко агитационные надписи. Этот “гараж, приснившийся поэту”, как его назвал Илья Эренбург, был отмечен Гран-при выставки и сделал Мельникова культовой фигурой в мировом архитектурном движении. В тот момент в европейской культуре сложилась парадоксальная ситуация: модернисты были в полном загоне, повсеместно господствовала тяжелая и неповоротливая государственная эклектика, поэтому советский павильон оказался не только чисто политической манифестацией, но и едва ли не первой ласточкой обновления в архитектуре.

Проект здания московского отделения «Ленинградской правды» 1924г.

К трем рассмотренным выше произведениям Мельникова 1922—1923 годов можно присоединить и конкурсный проект здания московского отделения «Ленинградской правды» 1924года. Для здания был отведен очень маленький участок (6Х6 м), поэтому все конкуренты запроектировали высотную композицию. Павильон Московского отделения«Ленправды» несомненно имел элементы реклам,и это натолкнуло меня ввести действие реклам в организм самого сооружения. На круглую статичную сердцевину (с лестницей и подъемником) нанизаны этажи со свободным вращением их в любом направлении: бесконечная феерия в разнообразии архитектурного силуэта — еще неисробованная сила архитектурной динамики».

Ново-Сухаревский рынок 1924

В том же 1924 году Мельников осуществляет в натуре свое второе произведение — Ново-Сухаревский рынок в Москве (открыт в начале 1925 г.). Строительство рынка было начато по традиционному проекту.

Необходимо было, сохранив свободу передвижения покупателя, пространственно изолировать каждого мелкого торговца, который не просто приходил на рынок с товаром на один день, а мог бы арендовать на какое-то время отдельное небольшое торговое помещение. Задача была новой — требовалось создать в Москве на новой специально отведенной территории (вблизи старого Сухаревского рынка, на участке бывшего Гефсиманского скита) новый тип торгового центра, нечто среднее между торговым пассажем и той частью традиционного рынка, где располагались лавочки постоянных торговцев. Мельников предложил всю территорию рынка застроить однотипными сблокированными торговыми павильонами-киосками. Каждый блок состоит из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих дверью и торговой витриной на противоположные стороны. Блоки собираются в ряды (от четырех до двадцати блоков) таким образом, что на обе продольные стороны их лицевые стены выходят под углом, т. е. образуются пилообразные фасады (как и в жилых домах конкурсного проекта «Пила»).

В результате перед каждым торговым киоском создается как бы выделенное пространство. Этот прием позволил, во-первых, очень экономно использовать отведенную под рынок территорию, во-вторых, в короткий срок возвести торговые помещения (они собирались на месте из стандартных заранее заготовленных деревянных элементов), в-третьих, создать комфортные условия как для торговцев, так и для покупателей, Мельников сделал ряды разной длины и расположил их не параллельными рядами, а создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам он назвал «оркестром из танцующих гармоний».

Гаражи

Популярность архитектуры советского павильона, который привлекал внимание уже в процессе строительства, привела к тому, что Мельников, находившийся тогда в Париже, получает ряд предложений и заказов. Он создает там два заказных проекта гаражей.

В одном из этих проектов Мельников выдвинул оригинальную идею разместить многоярусные гаражи-стоянки над мостами через Сену. В этом проекте были как бы предвосхищены идеи, получившие развитие уже в послевоенные годы. Во-первых, это прием консольного подвешивания двух пересекающихся систем наклонных опор и пандусов, связанных поверху работающими на растяжение горизонтальными перекрытиями (атланты — это не опоры, а контрфорсы против ветра). Во-вторых, это предложения вертикального зонирования города ( использовании пространства над проезжей частью магистралей, в данном случае — над мостами).

Второй гараж представляет собой квадратное в плане многоэтажное здание со сложной системой криволинейных пандусов. Фасад гаража — сетка из квадратных ячеек-панелей, часть ячеек в центре фасада остеклена и превращена в своеобразный экран — он открывает фрагмент интерьера с пандусом, по которому мимо этого остекления двигаются автомашины. Уже в проекте гаража над мостами Сены Мельников использует новый прием размещения автомашин, при котором они заезжают на место стоянки и выезжают с него без использования заднего хода. Автомашины устанавливаются в один ряд под углом друг к другу. Эту так называемую прямоточную система размещения автомашин Мельников продолжал разрабатывать и в Москве и сам обратился с предложением в Московское коммунальное хозяйство. В автобусном Бахметьевском гараже предложенная Мельниковым прямоточная система расстановки машин (в ряд с уступом) предопределила конфигурацию плана в виде параллелограмма, а уступчатость их рядов была выявлена Мельниковым в уступах наружных стен гаража.

Сразу же после автобусного Бахметьевского гаража Мельников приступает к проектированию гаража для грузовых машин на Ново-Рязанской улице.Металлические перекрытия обоих гаражей — конструкции инженера В. Шухова, которого К. Мельников очень ценил. Затем, уже в 30-е годы, Мельников построил в Москве еще два гаража, но уже для легковых автомобилей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]