Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сознание(клин.психология).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
55.3 Кб
Скачать

Глава 6. Сознание, его уровни, значение в клинической психологии

Сознание является высшим уровнем психического отражения действительности и саморегуляции, присущим только человеку как общественно-историческому субъекту. Формируется в процессе со­циально-психического развития личности. Представляет собой ин­тегративную функцию психики. Различают сознание индивидуаль­ное, общественное, религиозное и др. Психология изучает проис­хождение, структуру и функционирование сознания.

В структуре индивидуального сознания выделяют следующие пара­метры:

• центр сознания — совокупность элементов объективной реаль­ности, осознающихся наиболее четко в данный отрезок време­ни;

• периферия сознания заполняется тем, что осознается менее отчетливо, смутно;

• объем сознания составляет совокупность явлений объектив­ной реальности, находящихся одновременно в центре и на пе­риферии сознания;

• порог сознания — тот его функциональный уровень, ниже ко­торого явления объективной реальности не осознаются;

• непрерывность потока сознания означает, что осознание нас­тоящего проистекает и тесно связано с сознательным опытом прошлого.

Существенными характеристиками сознания являются также:

• интенциональность (направленность сознания на какой-либо объект или явление, т.е. сознание всегда является осознанием чего-либо);

• рефлексия (способность к самонаблюдению, самоанализу, осознанию самого себя).

В прикладном (клиническом) аспекте сознание человека делят на предметное сознание (осознание пространства и времени, включа­ющее отражение объектов и явлений действительности в их внеш­них и внутренних связях) и самосознание (осознание собственной личности, выделение себя из окружающего).

Для оценки психического состояния человека важным критери­ем является степень (уровень) ясности сознания. В клинической прак­тике используются четыре формальных признака ясности сознания, по К.Ясперсу (1913):

1) способность адекватно воспринимать окру­жающее;

2) правильность ориентировки;

3) рациональность мышле­ния;

4) сохранность памяти.

Для медицинской психологии важное значение имеет самосозна­ние, т.е. осознание человеком собственного «Я», своего тела, мыс­лей, чувств, действий, интересов, собственного положения в систе­ме общественных и производственных отношений. К.Ясперс выде­лял также четыре формальных признака самосознания:

1) осознание собственного единства в каждый момент времени;

2) осознание собственной идентичности;

3) осознание того, что «Я» отлично от всего остального мира;

4) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного субъекта.

Сознание и неосознаваемые (бессознательные) проявления психики

В истории философии и психологии термин «бессознательное» всегда был «оплотом» идеализма, начиная со времен Платона, соз­давшего концепцию о наличии в душе человека скрытых идей, о ко­торых он сам может и не подозревать. Немецкому физику и психо­логу Г.Т.Фехнеру, жившему в XIX веке, чьи исследования положили начало современной экспериментальной психологии, принадлежит получившее широкое распространение понятие «души-айсберга», большая часть которого находится под водой и управляется подвод­ными течениями.

Понятия «бессознательное» и «подсознание» стали основой глу­бинной психологии З.Фрейда, значение которой в течение многих лет полностью отрицалось в отечественной психологии и медицине из-за проповедуемого ее автором приоритета бессознательного над сознанием. Заслуга З.Фрейда — создателя психоаналитической кон­цепции и его последователей заключается в том, что они обратили внимание на существенное влияние подсознания, неосознаваемых психических явлений на поведение человека, мимо чего проходили другие исследователи. Однако роль бессознательного в психической жизни и поведении была ими абсолютизирована. По мнению Фрей­да, именно «Оно» (бессознательное) — врожденная, инстинктивная, глубинная основа психики, определяющая особенности психичес­кого облика и поведения человека. Жизнь человека, по Фрейду, нап­равляется влечением к жизни (основу которого составляет либидо — сексуальное влечение) и влечением к смерти, разрушению. Факторы внешней среды имеют преходящее, несущественное значение. Пос­леднее положение, а также пансексуализм подвергались наиболее жесткой критике, в том числе в нашей стране. В результате в отече­ственной психологии и медицине более полувека значение бессоз­нательного, или неосознанных проявлений, в психике человека практически полностью игнорировалось, приоритет отдавался соз­нательной деятельности человека.

Однако полностью отрицать наличие неосознаваемых явлений в психической деятельности человека отечественные ученые не мог­ли и пытались предложить свои концепции. Одной из попыток по­дойти к пониманию природы бессознательного с позиций, отлич­ных от фрейдистских, была теория установки Д. Узнадзе. Согласно этой теории, отражение человеком (субъектом) действительности осуществляется через посредство его установки, которая является неосознаваемым феноменом, а ее формирование и функционирова­ние подчиняется физиологическим закономерностям. Установка возникает в процессе взаимоотношений субъекта со средой и опре­деляет психическую деятельность. Особенности фиксированной ус­тановки зависят от типологических черт личности. Установка рас­сматривалась Д.Н.Узнадзе и его последователями как ключ для по­нимания единства и целесообразности поведения человека. В даль­нейшем для объяснения отражения человеком действительности и мотиваций его поведения привлекалось понятие «механизм антици­пации».

Современная психология признает, что многие психические ак­ты человека, его мотивации находятся в сфере подсознания и бес­сознательного; они оказывают огромное влияние на деятельность и поведение в норме и патологии. Выше была показана важная роль одной из составляющих подсознания — влечений в жизнедеятель­ности человека. Экспериментально доказано существенное влияние субсенсорных, подпороговых, т.е. неосознаваемых раздражителей на психофизическое состояние. Феномен так называемого двадцать пя­того кадра, которому уделяется много внимания в публикациях пос­ледних лет, объясняется механизмом подпорогового восприятия. Благодаря этому механизму информация, подаваемая в течение та­кого короткого времени, что сознание ее не улавливает, и она посту­пает напрямую в бессознательное, минуя "цензуру" сознания, может оказывать определенное влияние на поведение человека. Феномен двадцать пятого кадра используется в кино, рекламе, некоторых пси­хотерапевтических методиках (нейролингвистическое программи­рование, НЛП).

В клинической психологии для понимания механизмов некото­рых расстройств и заболеваний (называемых психосоматическими), а также реакций личности на болезнь важное значение имеет кон­цепция психологической защиты, которая отражает важную сторону психической деятельности, связанную с подсознанием, длительное время не принимавшуюся во внимание большинством научных нап­равлений в психологии и психиатрии (исключая психоанализ).

Согласно психоанализу, психологическую защиту обеспечивает ряд специфических приемов переработки представлений, нейтрали­зующих патогенное воздействие, которое эти представления могут оказывать на сознание. Основным дефектом психоаналитической трактовки понятия «психологическая защита» является то, что пос­ледняя рассматривается как механизм, используемый только в иск­лючительных случаях, а именно, как единственное средство предо­твращения грозных клинических последствий конфликта сознания («Эго» — «Я») с противостоящим ему неизменно враждебным бес­сознательным («Ид» — «Оно»). Именно так была рассмотрена проб­лема в трудах Анны Фрейд, положивших начало разработке теории психологической защиты.

В последние годы концепция психологической защиты была су­щественно пересмотрена. Так, показано, что психологическая защи­та является нормальным постоянно функционирующим психологи­ческим механизмом, имеющим огромное значение в сопротивле­нии, которое организм оказывает болезни. Этот механизм предотв­ращает (при его правильном функционировании) дезорганизацию психической деятельности и поведения в условиях конфликта соз­нания и бессознательного.

Установлено, что способность к психологической защите у раз­ных людей выражена в различной степени и что начало самых раз­ных патологических процессов (от невротических до органических) связано с дезорганизацией нормальной психологической защиты, открывающей дорогу патогенным влияниям. Более подробно меха­низмы и формы психологической защиты рассматриваются в главах, посвященных реакции личности на болезнь, психосоматическим и соматопсихическим взаимоотношениям.