
Глава 6. Сознание, его уровни, значение в клинической психологии
Сознание является высшим уровнем психического отражения действительности и саморегуляции, присущим только человеку как общественно-историческому субъекту. Формируется в процессе социально-психического развития личности. Представляет собой интегративную функцию психики. Различают сознание индивидуальное, общественное, религиозное и др. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания.
В структуре индивидуального сознания выделяют следующие параметры:
• центр сознания — совокупность элементов объективной реальности, осознающихся наиболее четко в данный отрезок времени;
• периферия сознания заполняется тем, что осознается менее отчетливо, смутно;
• объем сознания составляет совокупность явлений объективной реальности, находящихся одновременно в центре и на периферии сознания;
• порог сознания — тот его функциональный уровень, ниже которого явления объективной реальности не осознаются;
• непрерывность потока сознания означает, что осознание настоящего проистекает и тесно связано с сознательным опытом прошлого.
Существенными характеристиками сознания являются также:
• интенциональность (направленность сознания на какой-либо объект или явление, т.е. сознание всегда является осознанием чего-либо);
• рефлексия (способность к самонаблюдению, самоанализу, осознанию самого себя).
В прикладном (клиническом) аспекте сознание человека делят на предметное сознание (осознание пространства и времени, включающее отражение объектов и явлений действительности в их внешних и внутренних связях) и самосознание (осознание собственной личности, выделение себя из окружающего).
Для оценки психического состояния человека важным критерием является степень (уровень) ясности сознания. В клинической практике используются четыре формальных признака ясности сознания, по К.Ясперсу (1913):
1) способность адекватно воспринимать окружающее;
2) правильность ориентировки;
3) рациональность мышления;
4) сохранность памяти.
Для медицинской психологии важное значение имеет самосознание, т.е. осознание человеком собственного «Я», своего тела, мыслей, чувств, действий, интересов, собственного положения в системе общественных и производственных отношений. К.Ясперс выделял также четыре формальных признака самосознания:
1) осознание собственного единства в каждый момент времени;
2) осознание собственной идентичности;
3) осознание того, что «Я» отлично от всего остального мира;
4) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного субъекта.
Сознание и неосознаваемые (бессознательные) проявления психики
В истории философии и психологии термин «бессознательное» всегда был «оплотом» идеализма, начиная со времен Платона, создавшего концепцию о наличии в душе человека скрытых идей, о которых он сам может и не подозревать. Немецкому физику и психологу Г.Т.Фехнеру, жившему в XIX веке, чьи исследования положили начало современной экспериментальной психологии, принадлежит получившее широкое распространение понятие «души-айсберга», большая часть которого находится под водой и управляется подводными течениями.
Понятия «бессознательное» и «подсознание» стали основой глубинной психологии З.Фрейда, значение которой в течение многих лет полностью отрицалось в отечественной психологии и медицине из-за проповедуемого ее автором приоритета бессознательного над сознанием. Заслуга З.Фрейда — создателя психоаналитической концепции и его последователей заключается в том, что они обратили внимание на существенное влияние подсознания, неосознаваемых психических явлений на поведение человека, мимо чего проходили другие исследователи. Однако роль бессознательного в психической жизни и поведении была ими абсолютизирована. По мнению Фрейда, именно «Оно» (бессознательное) — врожденная, инстинктивная, глубинная основа психики, определяющая особенности психического облика и поведения человека. Жизнь человека, по Фрейду, направляется влечением к жизни (основу которого составляет либидо — сексуальное влечение) и влечением к смерти, разрушению. Факторы внешней среды имеют преходящее, несущественное значение. Последнее положение, а также пансексуализм подвергались наиболее жесткой критике, в том числе в нашей стране. В результате в отечественной психологии и медицине более полувека значение бессознательного, или неосознанных проявлений, в психике человека практически полностью игнорировалось, приоритет отдавался сознательной деятельности человека.
Однако полностью отрицать наличие неосознаваемых явлений в психической деятельности человека отечественные ученые не могли и пытались предложить свои концепции. Одной из попыток подойти к пониманию природы бессознательного с позиций, отличных от фрейдистских, была теория установки Д. Узнадзе. Согласно этой теории, отражение человеком (субъектом) действительности осуществляется через посредство его установки, которая является неосознаваемым феноменом, а ее формирование и функционирование подчиняется физиологическим закономерностям. Установка возникает в процессе взаимоотношений субъекта со средой и определяет психическую деятельность. Особенности фиксированной установки зависят от типологических черт личности. Установка рассматривалась Д.Н.Узнадзе и его последователями как ключ для понимания единства и целесообразности поведения человека. В дальнейшем для объяснения отражения человеком действительности и мотиваций его поведения привлекалось понятие «механизм антиципации».
Современная психология признает, что многие психические акты человека, его мотивации находятся в сфере подсознания и бессознательного; они оказывают огромное влияние на деятельность и поведение в норме и патологии. Выше была показана важная роль одной из составляющих подсознания — влечений в жизнедеятельности человека. Экспериментально доказано существенное влияние субсенсорных, подпороговых, т.е. неосознаваемых раздражителей на психофизическое состояние. Феномен так называемого двадцать пятого кадра, которому уделяется много внимания в публикациях последних лет, объясняется механизмом подпорогового восприятия. Благодаря этому механизму информация, подаваемая в течение такого короткого времени, что сознание ее не улавливает, и она поступает напрямую в бессознательное, минуя "цензуру" сознания, может оказывать определенное влияние на поведение человека. Феномен двадцать пятого кадра используется в кино, рекламе, некоторых психотерапевтических методиках (нейролингвистическое программирование, НЛП).
В клинической психологии для понимания механизмов некоторых расстройств и заболеваний (называемых психосоматическими), а также реакций личности на болезнь важное значение имеет концепция психологической защиты, которая отражает важную сторону психической деятельности, связанную с подсознанием, длительное время не принимавшуюся во внимание большинством научных направлений в психологии и психиатрии (исключая психоанализ).
Согласно психоанализу, психологическую защиту обеспечивает ряд специфических приемов переработки представлений, нейтрализующих патогенное воздействие, которое эти представления могут оказывать на сознание. Основным дефектом психоаналитической трактовки понятия «психологическая защита» является то, что последняя рассматривается как механизм, используемый только в исключительных случаях, а именно, как единственное средство предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознания («Эго» — «Я») с противостоящим ему неизменно враждебным бессознательным («Ид» — «Оно»). Именно так была рассмотрена проблема в трудах Анны Фрейд, положивших начало разработке теории психологической защиты.
В последние годы концепция психологической защиты была существенно пересмотрена. Так, показано, что психологическая защита является нормальным постоянно функционирующим психологическим механизмом, имеющим огромное значение в сопротивлении, которое организм оказывает болезни. Этот механизм предотвращает (при его правильном функционировании) дезорганизацию психической деятельности и поведения в условиях конфликта сознания и бессознательного.
Установлено, что способность к психологической защите у разных людей выражена в различной степени и что начало самых разных патологических процессов (от невротических до органических) связано с дезорганизацией нормальной психологической защиты, открывающей дорогу патогенным влияниям. Более подробно механизмы и формы психологической защиты рассматриваются в главах, посвященных реакции личности на болезнь, психосоматическим и соматопсихическим взаимоотношениям.