
- •Глава I Планы нацистов на будущее завоеванных народов.
- •§1. Значение слова «коллаборационизм».
- •§2. Национал-фашистская идеология в отношении «неполноценных» народов.
- •§3. Ссср и национальный вопрос во взглядах фашистских идеологов.
- •Глава II. Русские и украинские коллаборационистские воинские формирования.
- •§1. Русская Освободительная Народная армия.
- •§2. Русская Освободительная Армия генерала Власова.
- •§3. Разведовательно-карательная группа а.Н. Мартыновского.
- •§4. «Казачьи сотни»
- •Глава III. Коллаборационистские формирования из представителей тюркских народов.
- •§1. Легион «Идель-Урал»
- •§2.Судьба батальонов легиона.
- •§3. Калмыцкий кавалерийский корпус.
- •§4. Туркестанский легион.
- •§5. Восточно-тюркское соединение сс.
§4. «Казачьи сотни»
Определенную поддержку нацисты смогли получить во время своего наступления на Северном Кавказе. В 20–30-е годы Сталин проводил там политику расказачивания, что вызвало сопротивление местного населения.
По политическому и экономическому состоянию и по географическому положению казаки делились на две группы: одну из них составляли солдаты и офицеры белой армии и эмигранты 20-х годов, проживавшие в разных странах Европы; другую – солдаты и офицеры Красной Армии, оказавшиеся в немецком плену, а также те, кто проживал на родине в период оккупации и, предложив свои услуги противнику, стал коллаборационистом. Они приветствовали немецкие войска как своих освободителей, создавали вооруженные легионы в рамках вермахта, сотрудничали с оккупационными властями. К сентябрю 1942 года практически вся территория проживания казаков на Северном Кавказе оказалась захвачена вермахтом. В этих условиях командование группы армий «Юг» стало формировать казачьи воинские части. На протяжении сентября этой акцией занимался полковник фон Панквиц. Через месяц его назначили командующим всеми казачьими частями. Атаманами казачьих войск были избраны: полковник Духопельников – донских, полковник Белый – кубанских и есаул Кулаков – терских. Для идеологического обоснования своих действий нацистами была разработана теория, согласно которой казаки являлись потомками остготов, владевших причерноморским краем во II–IV веках нашей эры и, следовательно, не славянами, а народом германского корня, «сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной».
Эта теория, нелепая и фантастическая, очень понравилась Гитлеру. К сентябрю 1942 года в Краснодаре началось формирование 7-й добровольческой казачьей дивизии, которая вскоре в районе Майкопа приняла участие в боях против Красной Армии. Ее название «добровольческая» весьма условно, ибо значительная часть казаков вступила в нее, польстившись на различные льготы. Их семьям выдавалось вознаграждение в 500 рублей, некоторым из них предоставлялись дополнительные земельные наделы в один га на человека и по две лошади на хозяйство. Налоги им уменьшались в два раза. На помощь немецким властям в формировании коллаборационистских казачьих войск на Северный Кавказ прибыли атаманы времен гражданской войны П. Краснов и А. Шкуро и представитель «Казачьего национального движения» Р. Алидзаев.
Генерал Краснов обратился к «родным казакам и братьям иногородним и пришлым из советчины русским, с кем довелось прожить казакам вместе и перестрадать 23 года тяжелой неволи под жидовской советской пятой на кровью залитом Тихом Дону, на вольнолюбивой Кубани и бурном Тереке» с призывом вступать в германскую армию. На Кубани формированием воинской казачьей части «Свободная Кубань» занимался бывший полковник Красной Армии М. М. Шаповалов. В Адыгею прибыл бывший командир «дикой дивизии» генерал Султан-Гирей Клыч.
Казачьи роты, эскадроны и батальоны были обеспечены конским составом и насчитывали в своих рядах соответственно по 145, 300 и 900 всадников. Помимо оказавшихся в плену советских граждан, в казачьих войсках было значительное число белоэмигрантов. Эти формирования отличались особой жестокостью в борьбе с собственным народом. Так, например, 448 немецкий казачий отряд был сформирован из изменников Родины, военнопленных Красной Армии, в марте-мае 1942 года на территории Смоленской области. Отряд состоял из четырёх эскадронов и насчитывал около 500 человек. С мая 1942 года до июля 1944 года казачий карательный отряд на территории Смоленской, Калужской, Брянской и Псковской областей активно участвовал в операциях по борьбе с партизанами. В июне 1942 года из указанного отряда были отобраны наиболее враждебно настроенные казаки и направлены в Берлин, где из них сформировали «Казачью сотню СС». После формирования из числа личного состава сотни 30 человек в качестве делегатов посетили белоэмигранта генерала Краснова. Каратели этого отряда отличались исключительной жестокостью по отношению к мирному населению, проводили массовые аресты, расстрелы, истязания, сжигали населённые пункты. Как свидетельствуют немецкие источники, гитлеровское руководство было удовлетворено деятельностью добровольческих формирований. В донесении командования 4-й немецкой армии в штаб группы армий «Центр» от 18 декабря 1942 г. отмечалось: «Большинство восточных и казачьих частей несет службу охраны в тыловом районе армии, в тылу корпусов, дивизий, а также они используются для охраны железных дорог. Часть из них ведет борьбу с партизанами... Во всех вышеперечисленных мероприятиях подразделения показали себя с хорошей стороны. Командные инстанции, которыми подчинены восточные и казачьи части, особо отмечают, что личный состав подразделений охотно принимает участие в акциях против партизан. Все поставленные перед ними задачи были выполнены».
§5.14-я гренадерская дивизия СС "Галиция"
Вступившие на территорию Западной Украины немецкие войска местное население в основном встретило доброжелательно, так как видело в немцах избавителей от коммунистов с их коллективизацией и НКВД. Однако, по мере роста партизанского движения и в этой части Украины, именовавшейся немцами Галицией, а также в связи с нехваткой немецких полицейских и охранных подразделений, военный комендант Галиции бригаденфюрер СС Отто Вехтер обратился к Генриху Гиммлеру с предложением создать полицейский полк “Галиция” из местных жителей. Гиммлер развил эту идею и принял решение образовать из украинцев полнокровную дивизию СС. При этом руководство СС разрешило принимать в ряды дивизии только тех галичан, которые не были до 1939 г. советскими подданными.
Манифест о создании дивизии СС “Галиция” был объявлен во Львове 28 апреля 1943 г. Формирование дивизии проходило при активной поддержке Украинской греко-католической Церкви направившей в её ряды капелланов. Проведенная под флагом борьбы с коммунистами вербовочная кампания дала весьма ощутимый результат: в дивизию записалось около 70 тыс. добровольцев (в некоторых источниках фигурирует число 100 тыс.). Избыток добровольцев позволил сформировать ещё и 5, 6, 7 и 8-й добровольческие полки и 204-й батальон полиции и СД, часть из которых была позже использована для воссоздания дивизии после её уничтожения под Бродами в июле 1944. Подготовка дивизии, получившей название “14-я ваффен-гренадерская дивизия СС “Галиция” (или Галицийская №1) велась на очень высоком уровне. Около 350 офицеров и 2000 унтер-офицеров были отправлены в различные офицерские школы по всей Европе. Украинские добровольцы, выразившие желание служить в отдельной немецкой дивизии, были размещены в специальном учебном лагере “Гайделягер” неподалеку от Дембицы. В апреле 1944 г. "Галиция" была отправлена в Нойхаммер (Силезия) для дальнейшего обучения. Командиром дивизии был назначен бригаденфюрер СС Фриц Фрейтаг. 16 мая 1944 г. накануне отправки “Галиции” на фронт перед офицерами выступил сам Гиммлер, призвавший “ковать в боях боевое товарищество” украинского и немецкого персонала дивизии. Обучение было закончено в мае 1944 г. и дивизия сала готовиться к переброске на Восточный фронт. СС "Галиция" была отправлена 28 июня кратчайшим путем по железной дороге в Броды (Западная Украина) и поступила в распоряжение фельдмаршала Моделя (командующего группой армий "Северная Украина").
Под Бродами дивизия заняла вторую линию обороны, находившуюся в 20 км от передовой. На 30 июня 1944 дивизия насчитывала 15299 солдат и офицеров. 13 июля 38-я и 60-я Армия 1-го Украинского фронта начала наступление на стыке XIII армейского корпуса и 1-й танковой армии в рамках Львовско-Сандомирской операции. Утром 15 июля части дивизии приняли участие в контрударе против наступавших советских войск — СС-Галичина с частями XIII армейского корпуса действовала с севера, а 1-я и 8-я танковая дивизии 1-й ТА с юга. Совместными ударами 2-й воздушной армии и войск фронта обе танковые дивизии были обескровлены, а контрудар к концу того же дня выдохся. Анализируя ход боевых действий, начальник штаба дивизии В.Хейке отметил слабость галичан в обороне и деморализующее воздействие на них ударов «катюш». Командир корпусной группы С (Korpsabteilung C) генерал-майор Вольфганг Ланге негативно характеризует действия Дивизии во время Бродовских событий Такого же мнения о боевых качествах и командир XXXXVIII танкового корпуса участвовавшего в сражении Ф. В. Миллентин К 18 июля бродовский котел захлопнулся. Согласно информации В.Хейке из котла вместе с командиром дивизии удалось вырваться не более 500 солдат и офицеров. В месте сбора дивизии к ним присоединилось ещё 1200 не бывших в котле солдат и офицеров вспомогательных подразделений дивизии. Ещё незначительная часть смогла выйти с другими частями.
За бои под Бродами уцелевшие солдаты и офицеры дивизии СС "Галиция" были представлены к наградам, в том числе к одному Рыцарскому Кресту Железного Креста (бригаденфюрер СС Фриц Фрейтаг) и 240 Железным Крестам 1-го и 2-го классов.
После битвы при Бродах дивизия была реорганизована. Процесс переформирования проходил в Нойхаммере (Силезия), между августом и ноябрем 1944 г. Ее ряды пополнили добровольцы 4-го и 5-го галицийских полков полиции, а также дивизии был придан батальон "Волынь". В июле от 1000 до 1300 человек было передано в 5-ю дивизию СС «Викинг» (из них живыми в дивизию «Галичина» в ноябре 1944 вернутся около 350). Для пополнения потерь немецких командных кадров в дивизию прибыло около 1 тысячи младших и средних командиров. На 20 сентября 1944 дивизия насчитывала 12 901 солдат и офицеров.
28 сентября 1944 года боеспособные части и подразделения дивизии были переброшены для подавления Словацкого восстания (KG Beyersdorff). К середине октября 1944 туда были переброшены все части дивизии, действовавшие в составе боевых групп Виттенмайера (KG Wittenmayer) и Вильднера (KG Wildner). Части дивизии действовали совместно с бригадой Дирленвагера (которая некоторое время была подчинена дивизии) и отрядом «Восточного Легиона» СС.
В Словакии дивизия параллельно с антипартизанскими действиями продолжала пополняться и довооружаться — в том числе за счёт захваченного у словаков вооружения. Набор добровольцев проходил уже и среди работавших в трудовых лагерях украинцев. Возросло количество дезертиров, часть из которых присоединилась к УПА. В январе 1945 г. дивизия была переброшена на Балканы в район Штирии и Каринтии (Крайны), где вместе с дивизией СС Хорст Вессель и 29-й итальянской дивизией СС вошла в состав боевой группы "Вайерсдорф". В конце марта дивизии приходит приказ сдать все вооружение для новосоздающихся немецких частей; но наступающие советские части, находившиеся уже в 40-50 километрах от места дислокации дивизии, не дали осуществиться этому плану. Несмотря на это, 3-4 апреля 1945 Гитлер издаёт очередной приказ о формировании на основе вооружения 14-й дивизии 10-й парашютной дивизии из отступающих из Италии немецких парашютных частей. В начале апреля с этой целью в дивизию прибывает генерал и около 1000 парашютистов. Но уже 7 апреля 1945 фронт доходит до расположения дивизии и расформирование отменяется. С 30 марта дивизия передаётся в распоряжение 1-го Кавалерийского Корпуса и с 7 апреля 1945 года задействована в оборонительных операциях в районе Фельдбах (Австрия). С середины апреля 1945 она передаётся в ведение 4-го танкового корпуса СС.5 мая 1945 представители дивизии отправляются в сторону союзников для обсуждения деталей сдачи в плен. 7 мая началось отступление частей дивизии, которое 8 мая превратилось в общее бегство частей СС с фронта. Отступающие части дивизии пошли разными путями из-за чего меньшая часть дивизии раньше сдалась американцам, а большая часть попала в плен к англичанам. Около 4700 солдат и офицеров дивизии попали в плен к советским войскам. 10 мая 1945 г. застрелился командир дивизии бригадефюрер Фриц Фрейтаг.