Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Традиционные общества_2007.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Система атеистического воспитания населения Челябинской области и её демонтаж в конце 1980-х гг. (По материалам Объединённого государственного архива Челябинской области)

Советское государство рассматривало воспитание населения в атеистическом духе как одну из своих важных задач и обязанностей. Поэтому и на территории Челябинской области в советский период сложилась разветвлённая система атеистической пропаганды. В рамках этой системы насаждением атеизма занимались самые разнообразные учреждения. Перечислим наиболее важные.

1. Челябинский обком КПСС осуществлял общее руководство работой по атеистическому воспитанию населения на территории области. Время от времени (чаще всего после очередного постановления ЦК) бюро обкома уделяло этим вопросам внимание на своих заседаниях, принимая постановления под названиями типа «Постановление ЦК КПСС “Об усилении атеистического воспитания населения”» (20 августа 1971г.) или «О состоянии религиозной обстановки и мерах по повышению эффективности атеистического воспитания населения области» (12 мая 1978г.). Последнее постановление такого рода было принято бюро Челябинского обкома КПСС 12 сентября 1986 и называлось «Постановление ЦК КПСС “Об усилении борьбы с влиянием ислама”» [1]. Повседневное же руководство атеистической пропагандой осуществлял имевшийся в структуре обкома отдел пропаганды и агитации; определенная ответственность за ход атеистической работы лежала также на отделе науки и учебных заведений и отделе культуры.

2. Нижестоящие парторганизации всех уровней реализовывали планы и указания обкома. Они предпочитали комбинированные формы работы, организуя на своей территории недели, декады и месячники атеизма.

3. Облисполком и другие советские органы также отвечали за атеистическое воспитание, получая на этот счет поручения и руководящие указания обкома. Одним из центров, координирующих работу с верующими в Челябинске, была горисполкомовская комиссия содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.

4. Уполномоченный Совета по делам религий по Челябинской области курировал религиозные организации региона. Формально он был чиновником союзного органа – Совета по делам религий при Совете министров СССР, но фактически входил в номенклатуру облисполкома. Распространение атеизма не входило в число его официальных функций, однако, будучи проводником вероисповедной политики государства с господствующей атеистической идеологией, он неизбежно был включен в систему атеистической работы. Так, в одном из документов 1984 года сказано, что сотрудник аппарата уполномоченного Г.А. Костенко (впоследствии он сам стал уполномоченным по Челябинской области) в устной беседе дал секретарю Каслинского горкома КПСС «рекомендации по отдельным направлениям организации атеистической работы» [2].

5. Профсоюзные и комсомольские организации несли ответственность перед партией за состояние умов членов профсоюза и комсомольцев, организовывали атеистические мероприятия.

6. Учреждения культуры достаточно часто устраивали мероприятия, долженствовавшие способствовать пропаганде атеизма. Они могли проводиться как в рамках объявленных местными партийными властями недель, декад или месячников атеизма, так и по собственному почину. В библиотеках это могли быть беседы, выставки и тематические просмотры литературы; в кинотеатрах – демонстрация соответствующих фильмов; в клубах и домах культуры – выступления на летней агитплощадке, антирелигиозные спектакли и сценки.

7. Челябинская областная организация общества «Знание» в 1985г. располагала 600 лекторами, специализирующимися на атеистической пропаганде, в том числе 35 лекторами областного звена. С января 1984г. в Челябинске действовал областной Дом научного атеизма (директор – М.Ф. Лобырина), считавшийся одним из подразделений общества «Знание». Одной из главных его задач было повышение уровня подготовленности пропагандистов атеизма в Челябинской области: для них в Доме действовала одногодичная школа атеистов, библиотека, методический кабинет, проводились ежемесячные консультации. Для обмена опытом атеистической работы проводились семинары лекторов, на бюро научно-методического совета заслушивались методическое сообщения наиболее успешных лекторов-атеистов (пример – доклад 1989 г. преподавательницы пединститута Т.В. Никаноровой «Атеистическое воспитание студентов ЧГПИ» [3]). Кроме этого, Дом научного атеизма занимался выполнением заявок на чтение лекций атеистического содержания, ежеквартально (в 1989г.) выделял лекторов для выездов в составе лекторских групп общества «Знание», проводил особые популярные лекции для старшеклассников и учащихся ПТУ [4]. Лекторы Дома проводили занятия в зональной школе комсомольского актива, на курсах института усовершенствования учителей, в вечернем университете марксизма-ленинизма [5].

8. Средства массовой информации названы в одном из документов обкома партии важным инструментом «борьбы с религиозным энтузиазмом» [6]. Газеты обязывались участвовать в атеистическом воспитании: за отсутствие или малочисленность статей на атеистические темы отдел пропаганды и агитации обкома делал замечания даже заводским многотиражкам. На областном радио существовал атеистический радиожурнал «Колокол», на телевидении выходила передача «Для верующих и неверующих» [7].

9. Образовательные учреждения области были обязаны воспитывать в атеистическом духе подрастающее поколение, причем особая роль в этом отводилась преподаванию общественных наук. В вузах, помимо прочего, преподавался специальный предмет «основы научного атеизма». В школах проводили беседы, устные журналы, обсуждения пропагандирующих атеизм статей (такие воспитательные мероприятия непременно устраивались в течение недель, декад и месячников атеизма). Одобрение чиновников вызывали атеистические кружки в школах; в документах середины 1980-х годов упоминаются организованный учителем Е.И. Масляковой кружок «Юный атеист» в Воздвиженской средней школе Каслинского района, клуб «Атеист» в средней школе № 140 Металлургического района города Челябинска [8].

Описанная система атеистического воспитания, мало меняясь, просуществовала в Челябинской области до 1988 г. В период празднования юбилея крещения Руси власть изменила своё отношение к религии и Церкви на более лояльное, что повлекло и ослабление атеистической работы. Сказалось и то, что в условиях демократизации общественной жизни люди стали просто отказываться посещать мероприятия, выдержанные в духе казенной антирелигиозной пропаганды. Как писали из Коркинской организации общества «Знание» в областное его отделение, «спрос на лекции по научному атеизму резко упал у слушателей нашего города<,> поэтому сократилось и количество прочитанных лекций» [9]. Причем даже неверующие люди не хотели получать знания о религии, препарированные в пропагандистских целях; об этом свидетельствует признание председателя научно-методического совета областного Дома научного атеизма Э.Я. Комиссаровой, сделанное в выступлении на III пленуме правления Челябинской областной организации общества «Знание» 24 марта 1988 г.: «Атеизм в период перестройки – это проблема очень важная<,> и сейчас мы убеждаемся, что стало настолько сложно работать. Потому что <если> раньше критика была со стороны верующих, то сейчас критика идёт больше со стороны неверующих. Мне пишут друзья, что тебе не позавидуешь» [10].

Сворачивание системы атеистического воспитания проявилось в следующем:

  • атеистическое воспитание перестало обсуждаться на бюро обкома (1988), атеистические мероприятия исчезают из планов работы отделов пропаганды и агитации обкома, горкомов (1989). Наглядным примером может служить Магнитогорский горком КПСС. Его отдел пропаганды и агитации на 1987 г. планировал проведение шести мероприятий в русле атеистической работы, на 1988 г. – четырёх, на 1989 г. – одного, на 1990 г. – ни одного [11]. Примерно в это же время прекращает проведение атеистической работы комсомольская организация: в датированной мартом 1990 года справке горкома сказано, что «практически устранились от ведения атеистической работы среди молодёжи комитеты ВЛКСМ» [12];

  • происходит постепенное снижение количества лекций по научному атеизму, прочитанных организациями общества «Знание» Челябинской области. Так, в 1987 г. ими было прочитано 3682 лекции по научному атеизму, что составило 2,7% от общего количества лекций. В 1988 г. это уже 3297 лекций и 2,6%, в 1989 – 1645 лекций и 1,7%, в 1990 г.– 993 лекции и 1,5% [13]. В документах 1991 г. лекции по научному атеизму вообще перестают упоминаться;

  • изменяется содержание атеистической пропаганды. Так, присланные в обком рекомендации института научного атеизма Академии общественных наук, разработанные в 1989г., содержат пожелание, чтобы атеистическая работа протекала «в обстановке доброжелательности, направленной на снятие взаимного предубеждения и недоверия <между верующими и неверующими>, духовное обогащение друг друга» [14]. Это очень существенное изменение, так как о возможности чему-то научиться у верующих ранее никогда речи не велось. Нам неизвестно, насколько широко были использованы на практике высказанные в рекомендациях пожелания, однако в датированной мартом 1990 года справке идеологического отдела Челябинского горкома КПСС сказано, что в работе круглых столов по актуальным вопросам атеистической работы принимают участие «служители культа различных конфессий» [15]. Возможно, что как раз на этих мероприятиях делались предписанные в рекомендациях попытки диалога верующих и неверующих;

  • был упразднён областной Дом научного атеизма (конец 1989г.). Кроме того очевидного факта, что атеистическая тема перестала быть актуальной с политической точки зрения, закрытие Дома научного атеизма, возможно, было продиктовано его экономической убыточностью. Например, в 1987 г. Дом заработал 11,1 тысяч рублей, израсходовал 14,6; в 1988г. его доход составил 10 тысяч, расходы – 14,4 [16]. Из года в год затраты на содержание Дома научного атеизма превышали те суммы, которые им зарабатывались;

  • в 1988–89 учебном году существенно сокращается количество часов на преподавание основ научного атеизма, что вызывает возмущенную реакцию доцента Института культуры Е.Н. Алешко, преподававшей этот предмет: «В таком виде и объеме… это просто профанация» [17]. Затем «основы» совсем исключаются из программ вузов (в Институте культуры это произошло в течение 1989–90 учебного года).

Итак, к 1991 году система атеистического воспитания в Челябинской области была фактически демонтирована. Это стало важной вехой в ходе складывания новой системы взаимоотношений религиозных организаций, власти и общества.

Библиографический список:

  1. Объединённый государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 288. Оп. 199. Д. 47. Л. 2-3.

  2. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 204. Д. 963. Л. 5.

  3. ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 796. Л. 315.

  4. ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 796. Л. 311.

  5. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 204. Д. 963. Л. 10.

  6. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 199. Д. 47. Л. 29.

  7. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 201. Д. 72. Л. 25-26.

  8. ОГАЧО. Ф. 1133. Оп. 5. Д. 593. Л. 18; ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 204. Д. 963. Л. 3.

  9. ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 813. Л. 50-50 об.

  10. ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 794. Л. 17.

  11. ОГАЧО. Ф. 234. Оп. 50. Д. 656. Л. 2-16; Там же. Д. 693. Л. 2-18; Там же. Д. 720. Л. 2; Там же. Д. 743. Л. 1-17. Начиная с 1989 года этот отдел назывался идеологическим.

  12. ОГАЧО. Ф. 92. Оп. 38. Д. 1018. Л. 21.

  13. Цифры взяты из нижеперечисленных архивных источников или подсчитаны по ним: ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 790. Л. 1-24 об.; Там же. Д. 801. Л.1-107; Там же. Д. 813. Л. 1-103; Там же. Д. 824. Л. 3-11. Цифры процентов даны с округлением до десятых.

  14. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 201. Д. 1138. Л. 10.

  15. ОГАЧО. Ф. 92. Оп. 38. Д. 1018. Л. 20.

  16. ОГАЧО. Ф. 421. Оп. 2. Д. 803. Л. 26.

  17. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 1918. Л. 30.

К.В. Лобанова

Тюменский Государственный Университет