Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическая работа Теории рынка с несовершенно...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
213.5 Кб
Скачать

2. Несовершенный рынок и концепции «дифференциации продукта».

Выдержки.

Глава II. Стоимость в условиях чистой конкуренции

Термин "чистая конкуренция" правильно выражает природу особых рынков, а не сферы ценообразования в целом. Последняя представляет собой совокупность чисто конкурентных рынков и рынков, на которых различным образом переплетаются конкурентные и монополистические факторы (включая сюда все явления монополии, подразумеваемые обычно под этим словом). Так как действие монополистического фактора направлено в целом к установлению цен, более высоких, чем те, которые существовали бы при чистой конкуренции, то представление о чисто конкурентной природе системы цен несостоятельно. Оно не только игнорирует тот факт, что во всей системе цен дает себя чувствовать в той или иной мере монополистический фактор; оно совершенно искажает ее, изображая цены "стремящимися" к уровню, который в общем слишком низок. Действительное положение вещей, как это будет показано впоследствии, таково, что если бы требовалось удалить из картины один из двух элементов, то для сохранения постулата о вездесущности монополии имеется гораздо больше оснований[1].

Но каждое из этих противоположных представлений, если оставаться исключительно в его пределах, не выдерживает критики, ибо воссоздание истинных очертаний системы цен предполагает понимание ее неоднородности. Теория чистой конкуренции представляет с этой точки зрения интерес, так как она объясняет известную область экономической практики.

Но теория чистой конкуренции рассматривается здесь не только поэтому. Эта теория служит также исходным пунктом для анализа главного предмета настоящего исследования - монополистической конкуренции; и специально для этих целей нам надлежит четко выявить ее определенные аспекты. Здесь нет надобности в детальном разборе теории чистой конкуренции - это уже сделано в достаточной мере другими[2]. Мы будем рассматривать поэтому только такие аспекты чистой конкуренции, которые нужны для того, чтобы выявить ее отличие от монополистической конкуренции. Задача сводится к нахождению цены, складывающейся на рынке, на котором существует конкуренция, не сопутствуемая какими бы то ни было элементами монополии.

…………………….. ………………

4. Замечания об отклонениях от состояния равновесия[25]

Следует сказать несколько слов о природе колебаний или отклонений от состояния равновесия в условиях чистой конкуренции. Надо, в частности, устранить ошибочное представление, будто они в какой-то форме связаны с элементами монополии. Напомним, в чем состоит различие между чистой и совершенной конкуренцией. Чистая конкуренция предполагает всего лишь отсутствие монополии, что достигается, когда имеется много покупателей и много, продавцов одинакового (полностью стандартизованного) продукта. Совершенная же конкуренция связана, помимо этого, и с другими явлениями: с мобильностью ресурсов, совершенной осведомленностью и т.д[26]. Перечень всех условий, необходимых для совершенной конкуренции, не входит в нашу задачу; мы хотим лишь попросту указать, что совершенная конкуренция есть нечто отличное от чистой, понимаемой в смысле свободы конкуренции от элементов монополии. Отсюда следует, что понятие совершенства может быть с таким же правом применено к монополии и монополистической конкуренции, как оно применяется к конкуренции. Если мы, например, имеем дело с монополистом, то мобильность ресурсов, которая позволяла бы ему быстро приводить объем своей продукции в соответствие с оптимальным объемом и наиболее эффективно использовать свои ресурсы применительно к этому объему, может существовать и может не существовать. Монополист равным образом может либо обладать, либо не обладать тем совершенным знанием спроса и собственных издержек, которое позволило бы ему сразу находить наиболее благоприятный для него уровень цены. Те же соображения остаются верными и в отношении группы конкурирующих друг с другом монополистов. Элементы монополии меняют характер равновесия, но они не ведут к изменению степени трудности его достижения. При наличии одних и тех же условий спроса и предложения мы будем иметь одну систему установления равновесия в случае монополии, другую - при чистой конкуренции и опять-таки иную - для группы конкурирующих между собой монополистов. Но степень точности, с какой фактические цены приближаются к уровню, соответствующему состоянию равновесия, будет в каждом случае зависеть от чего-то другого - от степени "совершенства", с какой действуют участвующие в процессе экономические силы. Детальный разбор всего того, что включается или должно включаться в понятие совершенства, увел бы нас слишком далеко от нашей главной темы: от вопроса о взаимоотношениях между монополией и конкуренцией.

Если чисто конкурентный рынок одновременно является и совершенным, то в таких условиях отклонения от равновесия, даже мимолетные, не могут, строго говоря, иметь места. Общее доказательство того положения, что никакая цена, кроме цены равновесия, не может быть устойчивой, должно применительно к этому случаю рассматриваться как доказательство того, что подобная цена не могла бы появиться даже на мгновение. Здесь не существовало бы ни движения к равновесию, ни колебаний вокруг него. Цена равновесия не была бы результатом игры предложения и спроса; она всегда сопутствовала бы рынку благодаря немедленному достижению стабильности в тот самый момент, когда рынок возникает.

Если рассматривать дело с иной точки зрения, то можно допустить, что на рынке, где имеет место совершенная конкуренция, существуют цены, отклоняющиеся от цен равновесия, носящие предварительный характер и неизбежно сменяющиеся в конечном счете устойчивой системой, в соответствии с которой они перестраиваются. На аукционе, например, каждая предлагаемая цена представляет собой пробную цену, которая автоматически аннулируется в тот момент, когда предлагается более высокая цена. Существование целой цепи нереализуемых цен вполне совместимо с достижением в конечном счете единой окончательной цены. Под таким УГЛОМ зрения изложил общую теорию конкуренции Эджворт, трактующий рынок как систему непрерывно пересматриваемых соглашений, причем "окончательное урегулирование" не достигается "до тех пор, пока рынок не натолкнется на систему соглашений, которые не могут быть изменены с выгодой для всех сторон, участвующих в пересмотре"[27]. Следовательно, несмотря на возможность временных колебаний, рынок в результате пересмотра соглашений "совершенствуется", пока не возникнет единая окончательная цена. Между точкой зрения, вовсе не допускающей существования отклонений, и точкой зрения, допускающей их существование единственно для того, чтобы в конце концов их элиминировать, не может быть большой разницы, если не сводить эту разницу к словам. И та и другая версии достаточно удовлетворительно изображают взаимодействие экономических сил на рынке, где существуют условия совершенной (и чистой) конкуренции.

Но факты реальной жизни остаются фактами; движения, направленные к равновесию, и колебания вокруг равновесия упрямо обнаруживают себя в ряде фактических цен, которые не могут подвергаться пересмотру, а являются, наоборот, окончательными. Рынки в реальной действительности более или менее несовершенны. Какое отношение существует между этой цепью фактических цен и ценой равновесия, и как сопоставлять товарные массы, реализуемые по колеблющимся ценам, с товарной массой, соответствующей условиям равновесия? Наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно "стремиться" к равновесию, не имеет под собой оснований.

Колебания цен приводят к тому, что объем сбыта превышает, как правило, тот соответствующий состоянию равновесия объем, который предписывается кривыми спроса и предложения. Ибо те продавцы, которые при цене равновесия не могут позволить себе продавать, получают при всех ценах, превышающих цену равновесия, известную возможность сбывать свои товары, и нет оснований полагать, что эта возможность не используется некоторыми из них. Равным образом и те покупатели, которые при цене равновесия не в состоянии покупать, могут получить такую возможность, когда колебания влекут за собой падение цены ниже цены равновесия. Так как ни одна пара обычно выступающих на рынке покупателей и продавцов не может быть безоговорочно сброшена со счетов, то совокупный объем реализуемых товаров должен превышать тот объем, который уравнял бы спрос и предложение. <...> ... … … … … … … … …

Мы хотели бы сделать еще одно замечание, относящееся к вопросу о значении спекулятивной деятельности как фактора, содействующего или препятствующего установлению цены равновесия. Дело порой изображается таким образом, что при слишком высокой цене спекулянты пускают в продажу свои товары или воздерживаются от своих покупок, вызывая тем самым падение цены и vice versa. Действия, базирующиеся на предвосхищении будущих цен, рассматриваются, таким образом, как фактор, способствующий более быстрому достижению и сохранению условий равновесия[29].

Хотя спекуляция действительно могла бы стабилизировать цены, пишущий эти строки никак не находит a priori какого-либо объяснения тому, почему она должна это делать или почему она должна приводить к установлению в конечном счете цены равновесия. Дело спекулянта - зарабатывать на колебаниях цен. Рассуждение о том, что спекуляция оказывает стабилизирующее влияние, покоится на молчаливо принимаемом допущении, будто единственные изменения, в которых заинтересован спекулянт, - это изменения, направленные в сторону цены равновесия. Предполагается, например, что при цене, стоящей ниже цены равновесия, спекулянт будет воздерживаться от продажи и будет покупать. Это будет способствовать повышению цены или прекращению ее падения. Когда цена равновесия будет достигнута, спекулянт снова начнет продавать и тем самым остановит дальнейшее повышение. Но если цена повышается, то почему, спрашивается, он должен начать продавать именно при этом конкретном уровне? Почему он не должен скорее увеличивать закупки или по меньшей мере воздерживаться от продажи и, поступая таким образом, усиливать повышательное движение? Иными словами, почему он должен пренебрегать возможностями извлечения прибыли, заложенными в отклонениях от цены равновесия?

И действительно, представляется более вероятным, что спекуляция будет вызывать более частые и более резкие колебания. Само наличие на рынке крупного числа торговцев, чьи покупки и продажи в последнем счете полагают друг друга, порождает причудливые сдвиги спроса и предложения в те моменты, когда все устремляются в одну сторону, а затем - в другую. Каждое колебание неизбежно усиливается тем, что спекулянты стремятся извлечь из него выгоду. Когда движение замедляется или задерживается, стремление спекулянтов к дальнейшей реализации своих прибылей и к подготовке почвы для новых прибылей может вызвать полную остановку этого движения и сообщить ему другое направление, после чего оно может опять набрать силу именно благодаря действиям самих спекулянтов[30]. Конечно, если бы каждый знал, какова цена равновесия, то никаких отклонений от нее не существовало бы - и это при условии, что на рынке действуют лишь коренные, "законные" торговцы. Не увеличение числа спекулянтов, а более совершенное знание, ведет к стабилизации цен.

Если положение о том, что спекуляция обостряет колебания, справедливо, то его можно привести в связь с предшествующим выводом относительно последствий колебаний цен. Спекуляция приводит к установлению цен более высоких, чем те, которые существовали бы при ее отсутствии.

………………………………………………………. …………….. ………………