
2.5 Соотношение первичных и вторичных качеств
Локк различал три вида качеств. Первичные качества -- это, по его словам, те качества, которые «абсолютно неотделимы» от вещи. К ним относятся фигура, число, плотность и движение или покой. Локк думал, что они присущи самим объектам, а наше восприятие некоторым образом подобно этим объектам.
Вторичные качества суть «способности» вещей вызывать в нас определенные ощущения. Невидимые в микроскоп частички вещей взаимодействуют с нашими телами таким образом, что производят в них ощущение цвета, звука, вкуса, запаха и осязания. Эти «качества» не присущи самим объектам, но возникают в нашем сознании под их воздействием. Наконец, третичные качества -- это способность вещей вызывать физические изменения в других вещах. Например, способность огня превращать свинец из твердого тела в жидкость является третичным качеством.
Философы прошлого предполагали, что вещи суть субстанции. Бумага, на которой я пишу, -- желтого цвета, имеет определенный размер и форму и слегка отдает плесенью. Я описал бумагу, но чт? есть бумага, которую я описал? Они думали, что это -- некий субстрат, основание, поддерживающее, или имеющее, различные качества -- желтизну, заплесневелость и прямоугольность. Однако тщательный анализ привел Локка к выводу о том, что эмпирически (чувственно) доказательства в пользу существования субстрата найти невозможно, ибо все данные, которыми мы располагаем, относятся к качествам вещей. Он заключает, что ни материальные, ни духовные субстанции непознаваемы и что сама эта идея столь невразумительна, что не поддается осмысленному анализу. В отличие от некоторых своих последователей Локк не пошел до конца, то есть не отказался совершенно от идеи субстанции. Он просто заключил, что субстанция есть «неведомое нечто, поддерживающее те идеи, которые мы называем акциденциями» (качества, разобранные выше).
Еще труднее было Локку отказаться от идеи чисто духовных субстанций -- таких, как человеческая душа или Бог, потому что на ней во многом основывалась христианская теология. Его сочинения не вносят ясности в этот вопрос, так как он колебался, то признавая вместе с Гоббсом, что не существует ничего, кроме материи, то поддерживая традиционные религиозные представления.
Локк был твердо убежден в том, что только счастье, которое он называл «наивысшим из доступных нам наслаждений», может побуждать нас желать что-либо. Мы называем вещи благом, говорил он, если они способствуют достижению наслаждения, и злом, если они причиняют боль. Наслаждение и боль, между прочим, не сводятся только к физическим или телесным ощущениям; наслаждением или болью может быть любое ощущаемое нами «удовольствие» или «беспокойство». В качестве примеров боли Локк приводит печаль, гнев, зависть и стыд, которые далеко не всегда сопровождаются физическими проявлениями или обусловливаются физическими воздействиями. [6 , c 145- 300].
Подобно многим своим предшественникам, Локк полагал, что, по крайней мере, теоретически, размышления о естественном состоянии -- состоянии, в котором, возможно, пребывали человеческие существа до установления организованных обществ с законами и правительствами -- отнюдь не бессмысленны. Однако в отличие от Томаса Гоббса, полагавшего, что при естественном состоянии не существует другого закона, кроме закона джунглей, или закона самосохранения, Локк заключал, что человеческое поведение подчиняется определенным законам во все времена вне зависимости от того, существует ли государственная власть, способная провести их в жизнь. В естественном состоянии каждая личность имеет равные права относительно любой другой личности. Людям свойственно пользоваться разумом, и, будучи существами разумными, они просто не позволили бы себе докатиться до изображаемого Гоббсом естественного состояния, при котором каждый воюет с каждым.
Естественное состояние представлялось Локком как нечто вроде Эдемского сада, в котором люди жили в строгом согласии с разумом, не испытывая нужды в адвокатах, полиции или судах, поскольку они превосходно ладили друг с другом. В этом состоянии люди наслаждались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона, не испрашивая позволения и не завися от воли любого другого человека».
Пользуясь столь полной свободой, люди, живущие в естественном состоянии, абсолютно равны, поскольку никто из них не имеет больше остальных. Однако их свобода не является вседозволенностью или правом причинять ущерб другим. Естественный закон требует, чтобы никто не причинял ущерба «жизни, здоровью, свободе или имуществу» другого. На этом же основании человек не вправе произвольно, без веского тому оправдания, уничтожать себя или свое достояние. По мнению Локка, основанием тому служит естественный закон, который, в свою очередь, основывается, по всей видимости, на определенных религиозных догматах, в том числе на представлении о том, что все, включая каждое человеческое существо, является в конечном счете собственностью Бога, не допускающего уничтожения своего достояния. [5 , c 230- 241].
идея знание вторичное качество познание
Заключение
Итак, мы проанализировали основные труды и идеи теории познания Локка.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.
Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества. Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.
Одним источником идей является объект ощущения, другим - деятельность души.
Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности. Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта.
Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение. Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени [3 , c 89- 92].