Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
последний вариант - копия.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
46.69 Кб
Скачать
  1. Выяснение судьбы а.П. Олимпиева.

Хотя все знали, что в Чечне идет кровопролитная война, но никто не может быть готов к такому страшному событию как потеря сына. После известия об исчезновении сына Олимпиевых, у них началась глубочайшая депрессия. Я думаю, многим будет понятно, что дальнейшей жизни они уже и не могли представиться, она не радовала их. Спас их младший сын Антон. Если бы не он, они не знают, что с ними бы стало. Кроме того, была конечно надежда на то, что Андрей жив и находится в плену.

Сначала родители попытались хоть что-нибудь узнать в части, но там молчали, а через некоторое время они получили письмо, в котором было написано, что Андрей фактически числился дезертиром. Петр Ильич тут же связался с округом, известие подтвердили, но при каких обстоятельствах пропали ребята, там не знали. Уведомление о пропавших без вести рядовых из части долго не поступало. Для отца важнейшей задачей в жизни становится поиск сына. Петр Ильич отправился в Гудермес. Он очень рисковал собственной жизнью, ведь война все еще продолжалась. Захват ребят в части пытались тщательно скрыть, но в беседе с командиром подполковником М. Г. Пидорой, ему все же удалось узнать, что ребята поехали за водой, и их захватили боевики. Петр Ильич начал самостоятельное расследование, по крупицам восстанавливая события того дня. Так ему удалось выяснить, что контрактник послал их за холодной водой, а сам с колонной и БТРом остался запасаться горячей. Ребята фактически остались без охраны. Захватили из боевики в три часа дня в селе Новой Энгиной Гудермесского района. Сослуживцы же не дождались и уехали. Только на следующий день из Ханкалы был вызван вертолет. Село прочесали, но ребят так и не нашли. Как выяснилось позже, они были расстреляны в тот же день, вечером 30 июля 1995. Но об этом Петр Ильич не знал и продолжал поиск. Он выехал в Чечню в сентябре 1995 года, назад вернулся только через три месяца и прямиком в больницу. К этому времени его уже успели сократить на работе. Полтора месяца отец пропавшего сына восстанавливал пошатнувшееся здоровье. Затем он снова вернулся в Чечню и почти год он прожил в семье чеченца Адама (за аренду жилья согласилось платить представительство РФ). Он ходил, расспрашивал местных жителей о сыне. Петра Ильича даже брали в плен, подозревая в нем сотрудника спецслужб, обыскивали и допрашивали с пристрастием, но он уже ничего не боялся. Чеченская фантазия богатая, кто то из местных говорил, что Андрея увезли в горы, кто то, что принял ислам, батрачит. Одновременно отец писал письма во все правоохранительные инстанции, из которых получал ответы, что ищут, аж землю роют. Но никто ребят не искал, даже чеченские мальчишки знали больше: «А Олимпыч, мы с ним дружили».

В чеченской округе, если что-то знает один, знают три села. И они знали, что случилось с нашими ребятами. Одна из женщин говорила, что Андрей привозил ей тушенку, когда она с детьми голодная сидела. Добрый был, ходил без оружия, - говорили они Петру Ильичу. Две чеченки видели, как к ребятам подъехали белые жигули с боевиками, которые что-то им сказали, посадили в машину и увезли.

Год спустя, 28 июня 1996 г., из поселка, где находилась воинская часть, приехали чеченцы и привезли весть, что ребят не в живых. Они взялись помочь - показать место захоронения, но с условием вернуть тело захваченного и расстрелянного при прочесывании села их человека. Началась тяжба, продлившаяся вплоть до конца декабря 1996 года. Петр Ильич рассказывал: «Со Львом Юлиановичем Рудаником мы находились в Ханкале, нас вызвали в Гудермес. Поступили сведения о захоронения. Чеченцы нашли это место и привезли останки в двух мешках. В части они пролежали два месяца. Останков было мало. Позже комендант Гудермеса показал место захоронения и в конце декабря мы вторично выехали с эксгумационной группой, собрали еще кости, добавили к останкам. На этом все закончилось.

В эксгумационном центре Петр Ильич узнал, что останки будут отправлены в Ростов, куда он поехал и стал ждать. Тела, в том числе Руданика и Олимпиева, остались в ангаре аэропорта Моздока – не хватило места. Петру Ильичу велели ждать. Но 8 января он снова уехал в Чечню, за останками сына. Какой-то подполковник встретил его и на своей машине, доставил в аэропорт. Останки он нашел на носилках за ангаром. Отцу солдата выделили простыню, одеяло, в них он завернул останки, упаковав их в плащ-палатку, выехал в Ростов-на Дону. В Ростове он привез останки в госпиталь и сдал их как груз 200 экспертам 124 лаборатории. Поскольку в этой лаборатории генетические исследования в то время не проводили, тесты на ДНК отправили в Москву. В Москве к делу отнеслись без интереса, поскольку почти 10 миллионов рублей для этой сложной процедуры там не нашлось. Хорошо, что помог мэр Пскова и выделил требуемую сумму. Однако у Петра Ильича закралось сомнение, что это останки не его сына. Дело в том, что исследования на ДНК проводились почти полгода. Полученный результат: 50 на 50 - его не устроил. Он вновь вернулся в Чечню, тем более что снова появились сведения, что сын вроде бы жив, находится в горах. Исследования в Челябинске, куда так же были отправлены фрагменты тела, не подтвердили личности Руданика и Олимпиева. В октябре 1998 года открылся генетический центр 124 лаборатории в Ростове-на-Дону, эксперты которой стали проводить исследования уже там. К тому времени Петр Ильич вернулся в Псков, но ненадолго. Из Чечни ему позвонили матери, разыскивающие своих сыновей, и сказали, что боевики могут предоставить еще фрагменты, в частности лицевой части, которая отсутствовала на одном из черепов, но прося выкуп. И он опять собрался в дорогу. По пути заехал в Ростов, где в лаборатории ему сообщили, что фрагменты тел ребят при эксгумации перепутали. У сына Петра Ильича была родовая травма, по которой специалист антрополог выяснил, что форма головы и шеи совпадают. Теперь ехать в Чечню Петру Ильичу больше уже не надо было. Было точно установлено, что Андрей погиб от огнестрельного пулевого ранения.

Все эти страшные злоключения Петра Петровича при поисках сына демонстрируют и всю трагичность той войны, и отношение государства к своим защитникам.

За время службы Андрея на Северном Кавказе он был награжден знаком отличия в службе и медалью за ратную доблесть.

Заключение.

Нам удалось проследить биографию Андрея Петровича Олимпиева и выяснить факторы, сопутствующие становлению его как личность, которые повлияли на его поступки и решения в будущем. Это был не сверхчеловек, а обычный гражданин России, который выполнил свой долг перед Родиной.

Ровно 20 лет назад, началась война, она была очень страшной. Когда-нибудь, людям, развязавшим ее, определят меру наказания, но сейчас дело даже не в этом. Во-первых, мы почти ничего не знаем об этой войне. Во-вторых, солдаты, офицеры, все те, кто подставлял себя под пули боевиков, были настоящими героями и славы заслужили не менее, чем ветераны Великой Отечественной войны. Наша страна воевала много, но такого количества казенного равнодушия не было никогда. Это показала посмертная судьба Андрея и мытарства его отца. И если мы победили в этой войне, то только лишь благодаря солдатам и офицерам, среди которых был и Андрей Олимпиев. Они выполнили свой долг перед страной, но вернула ли она им свой?