
- •Глава 1
- •1.1. Историческая справка. Общие положения парадигмы
- •1.2. Основные понятия парадигмы. Типология общественных движений
- •1.3. Генезис общественных движений
- •1.4. Факторы мобилизации в общественных движениях
- •1.5. Факторы участия в общественных движениях
- •1.6. Логика развития общественных движений
- •1.7. Функции общественных движений
- •1.8. Парадигма коллективного поведения как исходный рубеж социологии общественных движений.
- •Глава 2
- •2.1. Историческая справка. Общие положения парадигмы
- •2.2. Основные понятия парадигмы.
- •2.3. Генезис и динамика общественных движений
- •2.4. Мобилизация ресурсов. Внешние и внутренние ресурсы
- •2.5. Индивидуальное и групповое рекрутирование для участия в общественных движениях
- •2.6. Коллективное действие как ресурс общественных движений
- •2.7. Механизмы развития общественных движений
- •2.8. Результативность общественных движений
- •2.9. Критика парадигмы коллективного действия и перспективы ее развития
- •Глава 3. Парадигма новых
- •3.1. Историческая справка. Общие положения парадигмы
- •3.2. Основные понятия парадигмы
- •3.3. Типология общественных движений. Генезис Новых общественных движений
- •3.4. Генезис Новых общественных движений: социально-культурные и социально-политические факторы
- •3.5. Генезис Новых общественнных движений: социально-структурные факторы
- •3.7. Факторы мобилизации в общественных движениях
- •3.8. Закономерности развития общественных движений
- •3.9. Функции и результативность Новых общественных движений
2.5. Индивидуальное и групповое рекрутирование для участия в общественных движениях
В рамках теории мобилизации ресурсов особенно тщательно анализируются способы вовлечения людей в общественные движения, т.е. механизмы рекрутирования. Выде-
90
ляются две главные стратегии: индивидуальное и групповое рекрутирование. Анализ проблем индивидуального рекрутирования исходит из так называемого «парадокса М. Олсона» [42], связанного с моделью рационального выбора. Суть аргумента этого американского экономиста заключается в том, что рациональный индивид не будет принимать участие в ко-лективном действии, если его специально не стимулировать на это.
М. Олсон сформулировал центральную проблему изучения участия в движении, так называемую «проблему free-rider», или обывателя, который, не включаясь в коллективный процесс создания общих ценностей, все же пользуется результатами коллективных действий.* Обыватель-рационалист, оценив затраты и выгоды от своего участия в рискованных акциях протеста, считает, что «дешевле будет» воздержаться от участия, тем более что в случае успеха результаты будут использоваться всеми. Далее если цели движений и индивидуальные интересы совпадают, рационально мыслящая личность, как утверждает теория рационального выбора, склонна избегать излишних усилий и риска. Таким образом, без стимулирования или принуждения коллективное действие оказывается невозможным.
В качестве иллюстрации этого положения Олсон приводит сюжеты из истории профсоюзного движения, где участие в забастовках стимулировалось специальным финансированием. В качестве стимулов, по мнению Олсона, могут выступать власть (в форме принуждения) или деньги.
Это положение было опровергнуто не только жесткой критикой исследователей, но и практикой общественных движений, поскольку модель Олсона получила распространение перед началом массовых движений в США после 1965 г. Теория рационального выбора, как и логика предпринимательства, сводит мотивы участия личности в коллективных действиях к вероятной выгоде в соответствии с подсчетом возможных затрат, что отнюдь не соответствует реальной картине активности в движениях. Такой утилитаристский подход недооценивает специфику общественных движений по сравнению с формальными организациями. В отличие от институциональных структур (например, тех же профсоюзов, деятельностью которых М.Олсон иллюстрирует свой тезис), движение далеко не всегда может обеспечить материальное стимулирование или принудить к участию в коллективных действиях.
* free-rider (англ.) — букв.: безбилетный пассажир, «заяц». Русский аналог халявщик (вульг.)
91
Что же объясняет участие рационального индивида в движениях? Какова должна быть стратегия привлечения людей к коллективным действиям, т.е. стратегия рекрутирования?
Несмотря на то, что опыт массовой мобилизации 1960-х гг. опроверг концепцию Олсона, сформулированный им парадокс участия оказался крайне плодотворным с методологической точки зрения. В рамках теории мобилизации ресурсов предлагается несколько способов решения «парадокса Олсона». Так, П.Оливер утверждает: участие в коллективных действиях объясняется осознанием того, что общее благо недостижимо, если все рассуждают в духе рационального «экономического человека» [41].
По мнению А. Обершола, для некоторых людей цена выдвинутой движением цели всегда выше затратных расходов, связанных с участием. Поэтому даже небольшой шанс на достижение столь значимой цели является мощным стимулом участия [39].
М. Карден также считает, что общественные движения используют не столько материальные, сколько нравственные и идеологические стимулы участия [5].
Б.Файерман и У.Гэмсон выделяют два основных стимула участия в движениях: совпадение интересов личности и целей движения, и корпоративное чувство долга. Для многих людей — нравственная приверженность цели и нормы солидарности являются единственными стимулами включенности в коллективные действия [9].
Таким образом, индивидуальное рекрутирование в общественное движение, по мнению сторонников парадигмы, осуществляется с помощью целевых (идеологических) и нравственных стимулов.
Анализ проблем участия способствовал разработке понятия дифференцированного рекрутирования как специфической стратегии, опирающейся на типы отношения людей к различным движениям и возможную степень вовлеченности в их деятельность.
Дж. Мак-Карти и М.Залд подробно анализируют структуру населения по отношению к движению [35]. По этому критерию выделяются следующие группы: противники движения, равнодушные, симпатизирующие и участники. Кроме того, население распадается на две категории: те, кто не заинтересован в успехе движения, и те, кто в нем заинтересован. Заинтересованность, в свою очередь, может быть объективной или субъективной. Объективная заинтересованность обусловлена социальным положением личности. Субъективный интерес основан на совпадении ценностей личности и
92
целей движения. Так, негритянское население США представляло собой социальную категорию, объективно заинтересованную в успехе движения за гражданские права негров в США. В то же время белые представители нового среднего класса не были прямо заинтересованы в победе движения, но разделяли его ценности. Субъективно заинтересованных индивидов исследователи назвали сознательными сторонниками движения. Объективно заинтересованные — составляют его социальную базу.
Стратегия дифференцированного рекрутирования предполагает также выделение различных степеней вовлеченности личности в деятельность общественного движения: от случайного присутствия на митинге до «освобожденной» кадровой работы в организации и лидерства.
Суть дифференцированного рекрутирования заключается в том, чтобы обеспечить поддержку движению, изменив существующую структуру отношения к нему. Для этого необходимо превратить противников движения в равнодушных, равнодушных склонить к симпатии, а симпатизирующих превратитить в участников акций протеста. Для этих целей необходимо выработать стратегию мобилизации и систему дифференцированного стимулирования каждой из групп.
Эмпирический анализ показал, что для представителей различных социальных групп эффективны разные методы рекрутирования. Так, например, обеспеченные представители среднего класса восприимчивы к идеологическим стимулам, поскольку их ценности совпадают с ценностями движения. Менее обеспеченные группы населения с большей готовностью реагируют на стимулы солидарности и разные формы материального вознаграждения.
Разная степень вовлеченности также предполагает восприимчивость к разным стимулам. Участники движения, представляющие актив или лидерскую группу, восприимчивы к стимулам идеологического характера. Члены временных групп поддержки ориентируются в основном на личные выгоды от участия в акциях.
Изучая возможности рекрутирования, исследователи особенно оценили значимость социальных факторов, детерминирующих участие личности в движении. Общеизвестно, что личность связана с обществом множеством нитей. Это и принадлежность к классу и профессиональной группе, и включенность в организационную инфраструктуру и в сеть межличностных контактов с рамках малой группы. В обзорной статье Д.Мак-Адама, Дж.Мак-Карти и М.Залда выделено четыре социальных фактора, способствующих участию личности в коллективных действиях [32].
93
1. Предшествующие контакты. Большинство участников коллективных действий до того, как включиться в движение, были знакомы с его представителями.
2. Членство в организациях. Опыт участия в других организациях оказывается значимым для участия в общественных движениях. Эта закономерность объясняется тем, что личный опыт заставляет людей верить в эффективность деятельности организационных структур как таковых.
3. Опыт участия в движении. Наличие навыков общественной борьбы становится при прочих равных условиях дополнительным стимулом участия. Воспринятая однажды роль требует исполнения и в изменившихся обстоятельствах. Быть революционером, политическим активистом — это своего рода профессия, которую трудно, а подчас и невозможно сменить, особенно не имея других навыков. Еще одно объяснение — психологическая цена активизма. «Если уж я затратил на это дело столько сил, то не стоит бросать его», — вот логика мотивации участия в протесте «вечных» революционеров [32, р.725].
4. Особеннрсти биографии. Такие параметры, как семейное положение, частичная или полная занятость и пр., влияют на вероятность участия личности в коллективных действиях. Так, женщины, обремененные семейными обязанностями, детьми, как правило, реже участвуют в движении, чем одинокие или бездетные. Те, чья профессия связана с жестким режимом работы, имеют меньше времени для участия в коллективных действиях, чем неработающие или частично занятые.
Оборотной стороной анализа социальных факторов индивидуального участия в общественных движениях и их акциях является проблема группового (блочного) рекрутирова-ния как стратегии привлечения в движение целостных образований — социальных групп. Методологически это очень важный аспект парадигмы. Его теоретическое следствие — отрицание индивидуалистической позиции М.Олсона и теории рационального выбора в целом, признание социальной сущности личности. Возможность группового рекрутирования базируется на интерпретации социальной структуры общества как «контекста мобилизации, представляющем собой социальные группы, в которых осознание коллективной идентичности сочетается с определенной степенью организованности» [25,р.594]. Контекст мобилизации охатывает и социальные институты (классы, общественные организации), и неформальные группы (друзей и единомышленников). Вероятность участия социальной группы в движении в значительной сте-
94
пени определяется ее социальным положением, организованностью, идентичностью.
Группы, представляющие собой стабильные общности с выраженными интересами, имеющие плотные контакты и коммуникативную сеть, практически готовы к мобилизации как целостные образования. Для того, чтобы рекрутирование произошло необходимо, чтобы организация движения апеллировала к интересам таки групп. Такой тип мобилизации получил название блочного рекрутирования (block recruitment). А.Обершол считает, что блочное рекрутирование наиболее эффективно, поскольку легче привлечь к участию сложившиеся общности, чем мало сплоченные группы со слабо выраженной идентичностью или отдельных индивидов [39].
Таким образом, социальная структура, присущая тому или иному обществу создает три важнейщие предпосылки мобилизации. Во-первых, она обеспечивает контексты формирования нескольких коллективных идентичностей. Во-вторых, в социальных группах формируются роли участников движения, воспитываются лидеры и разрабатывается технология коммуникаций, что способствует переводу намерений в коллективные действия. В-третьих, в группах создаются ресурсы солидарности движения.
Стратегия рекрутирования, вырабатываемая лидерами движений, должна быть основана на представлении о контексте мобилизации. Кампании по мобилизации, обращающиеся к ценностям и интересам уже существующих групп, связывающие свою идеологию с конкретными изменениями их образа жизни, наиболее эффективны.