Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологи...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
902.14 Кб
Скачать

2.2. Основные понятия парадигмы.

В рамках парадигмы разработан специфический понятийный аппарат анализа общественных движений. Многие термины заимствованы из социологии организации и экономики, иные — из драматического искусства. Такие термины, как «ресурсы», «затраты», «цена коллективных действий», «отрасль общественных движений», «репертуар коллективных действий», непривычны для социолога. Однако в настоящее время — это признанный научный лексикон, чрезвычайно удобный для изучения процессов мобилизации, динамики движений, их взаимодействий с социальными институтами.

Чтобы выяснить, как понимают общественное движение представители данной парадигмы, следует обратиться к определению коллективного действия. Коллективное действие —

63

понятие, имеющее такое же разнообразие трактовок, как и коллективное поведение. Поскольку нет единого представления о коллективном действии, то неудивительно, что в этой парадигме нет единого определения общественного движения.

Я выделяю два направления в понимании коллективного действия и два соответствующих им определения общественных движений.

Первое направление условно можно назвать организационно-экономическим. Трактовка коллективного действия, выработанная в рамках этого направления, легла в основу разных вариантов модели мобилизации ресурсов, в частности антрепренерской модели. Второе направление — политико-историческое. На нем базируется теория политического процесса.

Организационно-экономическое направление. Его «отец-основатель» — экономист М.Олсон. Коллективное действие, по его мнению, «это всякая деятельность, направленная на создание общей (всеми потребляемой — E.3.) ценности» [42, р.14]. Результаты коллективного действия «потребляются» (используются) всеми членами общества, независимо от того, принимали они участие в их создании или нет. Осушение болота для предотвращения распространения малярии — один из приводимых исследователями примеров коллективного действия [60 ,р.27]. Все жители данной территории испытают на себе последствия осушения, независимо от того, принимали они участие в дренажных работах или нет. При такой трактовке к коллективным действиям могут быть отнесены столь роазнородные виды деятельности, как бизнес, благотворительность и общественные движения и пр.

На все виды коллективного действия распространяются законы «организационного общества» и рыночной экономики, специфичные для эпохи модернизации. По мнению сторонников антрепренерской модели мобилизации эти законы распространяются и на общественные движения, поскольку в качестве идеального типа рассматриваются инициативы, типичные для американского общества, пронизанного организационными структурами [69]. Вполне закономерно, что для описания, такой реальности понятийный аппарат теории организации и экономики оказался весьма продуктивным. Изоморфизм всякого рода организационных структур в условиях рыночной экономики при политической системе США определил тенденции развития методологии познания протеста.

В рамках антрепренерской модели теории мобилизации ресурсов был сформулирован целый блок понятий: общественное движение и контрдвижение, организация, отрасль и

64

сектор общественных движений. Все эти понятия необходимо рассматривать в единстве.

Общественное движение определяется как «совокупность мнений и представлений людей, в которых выражено стремление к изменению социальных институтов или социальной структуры общества» [35, р.1218]. В этом инклюзивном определении нет даже намека на деятельностное измерение движения. Движение для авторов этого определения — Дж.Мак-Карти и М.Залда — это прежде всего установка на социальные изменения, которая может получить реализацию в акциях, а может и не реализоваться.

Широта определения позволяет авторам включить в понятие «общественное движение» не только его собственные организационные структуры, но и другие институты и организации общества, которые ориентированы на социальные изменения и могут обеспечить поддержку инциативной организации активистов. У движения всегда существует нереализованный потенциал, на мобилизацию которого должна быть направлена активизирующая деятельность организации. Отметим также, что данное определение выделяет лишь движения, ориентированные на социальные изменения.

С понятием «общественное движение» соотносится термин «контрдвижение», которое определяется как «совокупность мнений и убеждений, имеющих противоположную движению направленность» [35, р. 1220]. Таким образом подчеркивается вторичный характер контрдвижения, а именно, тот факт, что оно возникает как реакция на общественное движение. Если целью движения является социальное изменение, то цель контрдвижения — консервация существующего порядка или сопротивление изменению. Движение, таким образом, носит наступательный (проактивный) характер, а контрдвижение охранительный (защитный).

В рамках модели мобилизации ресурсов вводятся три понятия, которые охватывают организационный пласт общественных движений в данном социуме. К ним относятся организация, отрасль и сектор общественных движений.

Центральным является понятие организации общественного движения, которая определяется как «формализованная структура, идентифицирующая свои цели с тем или иным движением или контрдвижением» [35, р. 1220]. Основная задача организации — мобилизация ресурсов для достижения поставленных движением целей.

Ресурсы — это возможности, которые предоставляет движению общество и которые организация может сознательно использовать. Таким образом, в этом понятии подчеркивается рациональный и активный характер движений. По объему

65

ресурсы — чрезвычайно общее понятие, оно включает весь потенциал мобилизации. К ресурсам можно отнести структуры гражданского общества; коммуникативную сеть, из которой рекрутируются участники протеста; время; землю; капитал. Ресурсами располагает общество в целом, отдельные личности или организации. Задача организации движения — использовать имеющиеся ресурсы и приобрести новые.

Процесс приобретения и использования ресурсов получил название мобилизации. Мобилизация — главная отличительная черта движений. В отличие от институциональных структур у движений нет стабильного членства, стабильной поддержки и финансирования. Организации движения должны постоянно бороться за ресурсы, конкурируя с другими структурами как в рамках движения, так и вне его.

Сторонники теории мобилизации ресурсов подчеркивают, что в демократическом и развивающемся обществе в рамках каждого движения сосуществует несколько организаций. Совокупность организаций, имеющих общую цель, составляют отрасль общественных движений. Отрасль — это организационный аналог общественного движения. Так, например, в рамках движения за гражданские права негров в США существовало около десятка различных организаций, число их то возрастало, то уменьшалось в зависимости от фазы цикла протеста. В рамках женского движения в настоящее время также существуют организации разной степени радикальности, разной организационной структуры и т.д.

Понятие отрасли очевидно заимствовано из экономики, что неслучайно. Авторам модели важно было подчеркнуть принципиальное сходство в механизмах взаимодействия между организациями движений и производственными единицами в условиях рыночной экономики. И те, и другие действуют в окружении других структур. Организации, принадлежащие одной отрасли движения, как и промышленные предприятия, являются принципиальными союзниками или партнерами. Это означает, что между ними возможны отношения кооперации. Вместе с тем организации одной отрасли, как правило, рассчитывают на одни и те же ресурсы, дефицит которых порождает конкуренцию. Богатые организации, как и предприятия, стремятся стать монополистами отрасли.

Очевидно, что отрасли общественных движений существенно отличатся от производственных. Не говоря уже о различии в целях, организация движения более подвержена фракционности и расколу, что определяет специфику внутренних закономерностей организационной составляющей движения. Однако в данном случае представителям новой парадигмы важно было подчеркнуть сходство структур движе-

66

ния с другими социальными институтами общества рыночной экономики.

Разные отрасли общественных движений имеют разную судьбу. Одни могут ускоренно развиваться, другие замораживаются, третьи приходят в упадок. В растущей отрасли более развиты процессы кооперации между организациями, так как в этом случае меньше ощущается дефицит ресурсов. В отрасли, находящейся в состоянии упадка, конкуренция за ресурсы между группами возрастает.

Совокупность отраслей общественных движений получили развание сектора общественных движений. По объему это понятие аналогично сфере производства в экономике. Несколько отраслей составляют одну сферу, например, сфера промышленного производства включает тяжелую и легкую промышленность. Характеристики сектора общественных движений, включающего разнообразные движения, определяются (а) степенью экономического благополучия общества и (б) его политической структурой. Мак-Карти и Залд утверждают, что общество, где сектор движений незначителен или его не существует, находится в состоянии стагнации. В динамичных обществах, напротив, этот сектор достаточно велик и имеет тенденцию роста [35].

Понятие сектора общественных движений выводит исследование на новый уровень анализа, когда предметом изучения становятся социально-политические системы, в рамках которых развиваются общественные движения.

Выделение исследователями блока понятий, обозначающих организационные корреляты общественных движений, помогает понять, какова должна быть оптимальная стратегия организации, способствующая достижению поставленных целей. Эти понятия способствуют выявлению возможностей движения и таким образом могут облегчить его лидерам и участникам выбор стратегии действий, которые могут быть эффективными в мобилизации.

Историко-политическое направление. Ч. Тилли, один из наиболее авторитерных представителей теории политического процесса определяет коллективное действие как «совместное действие, направленное на достижение общих целей» [60,р.84] или «совместную деятельность людей, объединенных общими недовольством, надеждами и интересами» [60,р.84].

Общественное движение здесь также понимается несколько иначе, чем в теории мобилизации ресурсов. В основе лежит представление об исторических типах коллективных действий и о месте общественных движений в общественно-историческом процессе.

67

Тилли ставит под сомнение целесообразность использования термина «общественное движение» по отношению к историческому периоду до середины XIX в. [52]. Это связано с тем, что общественное движение представляет собой повторяющиеся и настойчивые коллективные действия, направленные на достижение заранее сформулированной цели, а не разовые стихийные возмущения, носящие ситуативный, локальный характер, столь типичные для доиндустриального общества. На примере историко-социологического анализа типов протеста Тилли показывает, что только в XIX в. появились собственно общественные движения — коллективные действия людей, которые добровольно и сознательно стали объединяться в группы, преследующие определенные цели. Для таких групп характерна определенная целостность, общая идеология и постоянство в борьбе за реализацию поставленных целей.

Большинство народных возмущений и волнений предшествующего периода (доиндустриального общества) носило преимущественно охранительный характер. Они представляли собой акции защиты так называемых традиционных общностей, таких как соседские, религиозные общины, мануфактурные цеха. Традиционные социальные общности являлись социальной и организационной базой таких коллективных действий. Лишь в XIX в. стали появляться инициативные организации, созданные специально для достижения целей, носящие наступательный характер.

Наступательный характер коллективные действия (и со-тветственно мобилизация) приобретала параллельно с крупномасштабными социальными изменениями. В процессе модернизации менялась политическая система западных обществ. Возникновение и ход развития общественных движений определялись конфликтным взаимодействием социальных групп с властью в новых национальных государствах.

Отталкиваясь от анализа исторических типов протеста, Тилли полагает, что общественное движение нельзя рассматривать как моносубъект, аналогично партии. Движение — это специфический тип конфликтного взаимодействия между властью и представителями социальных групп, выступающих против этой власти. Такое взаимодействие должно стать единицей социологического анализа. Тилли определяет общественное движение как «повторяющийся ряд взаимодействий между представителями власти и личностями, которые выступают от имени социальной группы, не имеющей институционального представительства, с требованиями изменения властных структур, подкрепляя свои требования публичными демонстрациями массовой поддержки» [59,р.310]. Такой ряд

68

взаимодействий представляет собой кампанию коллективных действий [28].

Таким образом Тилли выделяет три компонента общественного движения: 1) цели; 2) субъекты, объединенные общими интересами (субъективными, обусловленными их. системой ценностей, или объективными, обусловленными их социальным положением); 3) сами акции. Кроме того, ислле-дователь признает, что «организация столь же важна для общественного движения, как партия для избирательной кампании или армия для военных действий» [62, р.300]. Однако, по мнению Тилли, социологическое исследование движений должно выйти за пределы анализа их организационной динамики и обратиться к событийной канве протеста, конкретным коллективным действиям.

Формы и методы деятельности общественных движений в теории политического процесса получили название репертуара коллективных действий. Этот набор возможных акций протеста относительно стабилен для каждого исторического периода. Так, например, для коллективных действий традиционного общества характерны такие формы, как хлебные бунты, убийства налоговых инспекторов и других представителей локальной власти, поджоги, апелляции к властям во время официальных праздников. Для собственно общественных движений период модернизма и постмодернизма характерен принципиально иной репертуар: демонстрации, забастовки, митинги и т.п.

Термин «репертуар» не случайно выбран для описания форм коллективных действий. Их совокупность действительно напоминает театральный репертуар в том, что формам протеста можно научиться и исполнить, предварительно отрепетировав. В целом репертуар представляет собой набор известных действий, последствия которых могут быть предварительно оценены и затраты на проведение которых достаточно хорошо известны организаторам и участникам движений. Однако при этом сохраняется возможность импровизации, неожиданных поворотов и концовок акций протеста.

Описав кратко понятийный аппарат, обратимся к анализу того, как отвечают представители парадигмы коллективного действия на основные вопросы, стоящие перед исследователями общественных движений.

69