
- •Этиология.
- •Синдром дезадаптации сердечно-сосудистой системы включает:
- •Антенатальная хроническая гипоксия:
- •Тяжелая первичная асфиксия.
- •Для детей, рожденных в асфиксии и перенесших хроническую внутриутробную гипоксию, характерны следующие особенности:
- •Среди ранних осложнений, помимо поражений мозга (отек, внутричерепные кровоизлияния, перивентрикулярные поражения, некрозы), особенно часты:
- •Среди поздних осложнений доминируют:
- •Диагноз.
Тяжелая первичная асфиксия.
Состояние ребенка при рождении расценивают как тяжелое или очень тяжелое.
Мышечный тонус, спонтанная двигательная активность, реакция на осмотр и болевое раздражение снижены или отсутствуют.
Физиологические рефлексы новорожденных в первые часы жизни обычно вызвать не удается.
Цвет кожных покровов цианотично-бледный или бледный («белая асфиксия», по прежней терминологии) и
восстанавливается при активной оксигенации (чаще ИВЛ) до розового медленно,
что говорит о большой кислородной задолженности,
выраженных нарушениях метаболизма и микроциркуляции.
Тоны сердца приглушены или глухие, возможно появление систолического шума.
Физикальные данные над легкими вариабельны.
Меконий обычно отходит до или во время родового акта.
При очень тяжелом состоянии при рождении клиническая картина может соответствовать гипоксическому шоку:
Кожные покровы бледные или с землистым оттенком.
Симптом «белого пятна» 3 с и более, что свидетельствует о гиповолемии.
Артериальное кровяное давление (АКД) низкое.
Ориентировочно об АКД можно судить по пульсу: если он хорошо прощупывается на лучевой или малоберцовой артерии, то АКД нормальное; если лишь в локтевой и подколенной ямках, в подмышечной и паховой — снижено, а если только в подмышечной и паховой — резко снижено. Самостоятельное дыхание отсутствует.
Нет реакции на осмотр и болевое раздражение, наблюдаются адинамия, арефлексия, мышечная атония.
Глаза закрыты. Реакция зрачков на свет вялая или отсутствует, возможен как миоз, так и мидриаз, горизонтальный, вертикальный нистагмы.
Тоны сердца глухие, иногда их удается выслушать только в эпигастральной области.
Характерны тяжелая артериальная гипотензия, грубый систолический шум гемодинамического характера, расширение границ относительной сердечной тупости.
При появлении спонтанных дыхательных движений наблюдается выраженное участие вспомогательной дыхательной мускулатуры.
Дыхательные движения аритмичные, частые приступы апноэ.
Над легкими выслушиваются разнокалиберные влажные хрипы (следствие аспирационного синдрома) на фоне ослабленного дыхания (наличие патологических ателектазов).
При пальпации живота выявляют увеличение печени (гемодинамические расстройства особенно характерны для хронической гипоксии),
при аускультации отмечают вялую перистальтику кишечника (обусловлена ишемией и метаболическими нарушениями).
Ступорозное состояние у детей, родившихся в тяжелой асфиксии, связывают с отеком мозга.
В первый час жизни из-за повреждения эндотелия капилляров увеличивается количество лишь внеклеточной жидкости в мозге, возникает отек астроглии, повышается сопротивление току крови в мозге, внутричерепное давление, уменьшается отток венозной крови из мозга.
Вследствие этого при сохраняющейся системной гипотензии и гипоксемии в нейронах увеличивается количество лактата, а также других недоокисленных и токсических продуктов обмена (аммиак и др.), кальция, перекисных соединений, протеаз, повышается осмолярность, уменьшается пул макроэргов, что приводит уже к отеку-набуханию нейронов, перифокальному воспалению, а на фоне рассеянного, «мозаичного» внутрисосудистого свертывания крови — к некрозам мозга.
Отсюда и некоторые важные следствия для терапии:
лишь в первый час жизни, наряду с обеспечением (и это прежде всего) адекватного внешнего дыхания, оксигенации и поддержания центральной гемодинамики (ликвидация гиповолемии и, при необходимости, сосудистоактивные вещества — допамин и др.), наиболее рационально применять осмотически активные вещества (сорбитол, маннитол или плазму, альбумин).
К концу первого часа жизни уже показаны стабилизаторы мембран — барбитураты, магния сульфат, ноотропы (наиболее изучено применение в неонатальном периоде пирацетама, ноотропила).
Конечно, сказанное лишь схема, и при асфиксии на фоне хронической внутриутробной гипоксии уже с первых же минут жизни возможен отек-набухание мозга. Впрочем, согласно МКРН, все эти рекомендации отнесены к классу неопределенных или даже классу III; польза их не доказана, а иногда они могут быть даже вредными.
Подчеркивается, что гиперволемия, особенно вследствие неадекватно избыточной секреции АДГ, усиливает отек мозга.
В связи с этим в лечении таких детей в первый день жизни важнейшую роль приобретает мониторинг электролитемии, ограничения инфузионной терапии (как по объему, так и по темпу введения).
Динамика неврологической картины у таких детей обычно следующая:
через несколько часов после рождения или во второй половине первых суток жизни появляются крупноразмашистый тремор, другие признаки гипервозбудимости, выбухание большого родничка на фоне сохраняющейся мышечной гипотонии, отсутствия сосательного рефлекса, а нередко и самостоятельного дыхания.
Это улучшение длится 1—2 суток, после чего вновь усиливаются явления ступора, возможно, из-за появления внутричерепных кровоизлияний, метаболических и других нарушений.
При благоприятном течении постепенно со 2 - 3 суток жизни появляются признаки стабилизации гемодинамики, физиологичные для новорожденных рефлексы (чаще всего Бабкина, Моро, хватательный, Таланта) и сухожильные рефлексы, самостоятельное дыхание, глотательный, а затем и сосательный рефлекс.
Говоря о различиях в клинической картине острой асфиксии и асфиксии, развившейся на фоне хронической внутриутробной гипоксии, следует подчеркнуть отсутствие симптомов и синдромов, характерных лишь для одной из них.