
- •Формирование и попытки решения водной проблемы Средней Азии в XIX – первой половине XX вв.
- •Преобразования водохозяйственного комплекса региона во второй половине хх в.
- •Современный этап проблемы нехватки воды в Средней Азии
- •Основные участники диалога и их позиции на решение проблемы нехватки воды
- •Возможные сценарии преодоления водного кризиса в Средней Азии
- •Обострение ситуации в регионе
- •Список источников и литературы
Возможные сценарии преодоления водного кризиса в Средней Азии
Рассматривается несколько сценариев решения проблемы водных ресурсов Средней Азии. Один из них – это возрождение проекта по переброске рек Сибири в направлении государств. Средней Азии. За проект переброски выступили бывший мэр Москвы – Ю.М. Лужков36, Президент Республики Казахстан – Н.А. Назарбаев37, Президент Узбекистана – И.А. Каримов. Тактико-технические характеристики нового проекта схожи с первоочередными задачами реализации времен Советского Союза, которые были тогда жестко раскритикованы. Вместе с тем, по мнению лоббистов проекта, оросительный канал способен решить многие современные проблемы Средней Азии и России:
– Водную – восстановить Аральское море в его естественных границах, способствовать преодолению нехватки питьевой воды для населения, развитию сельского и рыбного хозяйства.
– Экономическую – восстановить хозяйственную структуру региона, дать толчок развитию экономики территорий по берегам будущего соединительного канала.
– Политическую – совместный проект переброски рек будет способствовать сближению бывших советских республик, а возможно, усилит зависимость Средней Азии от России.
– Финансовую – вложенные средства должны будут окупаться в течение 15-25 лет. В перспективе станет возможным получение постоянного дохода от «торговли» водой, получение прибыли от вновь построенных и восстановленных предприятий.
– Экологическую – восстановление экосистемы региона, возрождение естественных условий обитания представителей флоры и фауны, возможно воссоздание Аральского моря в прежних границах38.
– Геополитическая – возрастет роль Казахстана, как регионального лидера, который больше не будет зависеть от Киргизии при проведении аграрной политики на юге и западе страны и сам сможет торговать водными ресурсами.
В настоящее время нет единого мнения по поводу будущего всего проекта, вопрос о котором поднимался на межгосударственных встречах в 2006 и 2010 гг.39 Основная сложность заключается в том, что отныне он носит международный характер, а это существенно уменьшает возможности для его реализации. Цена проекта выросла в разы, и нет четкого прогноза по поводу финансирования строительства. Один из основных вопросов касается экологических последствий, которые поддаются прогнозу в еще меньшей степени, чем экономические. Против реанимации плана переброски уже выступил ряд российских ученых.
Другой сценарий предусматривает совместное решение проблемы государствами региона за счет создания комплекса механизмов политического, экономического и технического содействия, а также повышения эффективности использования гидроресурсов в хозяйственной деятельности и при снабжении населения. В рамках МКВК этот механизм работает только как площадка для консультаций и обмена мнения. В остальном же страны региона стараются привлечь помощь со стороны, например, инвесторов США, Японии и России.
Доктор исторических наук, профессор, член РГО Александр Князев и доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян предложили качественно иной вариант решения водохозяйственных проблем региона.
– Необходимо создание совместного, с участием компетентных специалистов всех заинтересованных сторон, экспертного совета по совместной оценке водных и энергетических проектов.
– На основе объективной оценки ситуации должно быть разработано и заключено общерегиональное соглашение о совместном использовании водных и энергетических объектов (по регулированию их деятельности). Необходима также разработка системы взаимной компенсации (дотации) экономических потерь при использовании водных и энергетических ресурсов.
– Настоятельной необходимостью является создание наднационального координирующего и управленческого органа в рамках СНГ (ЕврАзЭС) по этим проектам. Возможно, необходимо вернуться к давно обсуждаемой идее создания водно-энергетического консорциума
– В перспективе же необходимо возвращение к идее единой энергосистемы в регионе.40
Эта концепция исходит из того, что в регионе достаточно воды, только необходимо изменить подходы к ее использованию, повысить эффективность работы гидросооружений и взаимодействие между странами Средней Азии.
Пессимистические перспективы развития ситуации в сфере водопользования Средней Азии могут привести к деградации экономики региона, усугублению демографических и экологических проблем, а при самом неблагоприятном развитии событий даже возникновению военных конфликтов. В первую очередь между Таджикистаном и Киргизией с одной стороны и Узбекистаном (в меньшей степени Казахстаном) с другой. В этом случае проблема перестанет носить региональный характер и затронет сопредельные территории. По прогнозам, при нынешнем природопользовании гидроресурсов региона хватит на срок 2015-2025 гг. после чего игнорировать проблему станет невозможно. В ходе самого неблагоприятного сценария придется форсировано решать проблему, выбрав один из вышеизложенных вариантов.