
- •Формирование и попытки решения водной проблемы Средней Азии в XIX – первой половине XX вв.
- •Преобразования водохозяйственного комплекса региона во второй половине хх в.
- •Современный этап проблемы нехватки воды в Средней Азии
- •Основные участники диалога и их позиции на решение проблемы нехватки воды
- •Возможные сценарии преодоления водного кризиса в Средней Азии
- •Обострение ситуации в регионе
- •Список источников и литературы
Современный этап проблемы нехватки воды в Средней Азии
Современный этап в решении водохозяйственных проблем Средней Азии связан со взаимоотношениями пяти новых независимых государств, которые образовались на месте бывших республик СССР. С начала 1990-х гг. происходит переход от единой водохозяйственной политики к национальным политикам Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана. Опосредованное влияние на их взаимоотношения оказывают соседние государства: Россия, КНР и Афганистан. В этот период наиболее остро проявляются проблемы водохозяйственной сферы региона, которые нивелировались при проведении централизованной политики Советского Союза.
Экстенсивный путь развития сельского хозяйства в республиках Средней Азии привел к тому, что на единицу продукции тратится больше, чем где-либо количество гидроресурсов. По данным за 2010 г. в Узбекистане на одного человека в среднем тратилось более 2000 м³ воды в год, что больше чем в КНР и ФРГ почти в 5 раз. Если учитывать исключительно сферу ЖКХ, то в Узбекистане на одного человека приходилось 100 м³/год. Это меньше показателей США почти в 2 раза, но больше, чем в КНР и ФРГ примерно на 90%. В сельском хозяйстве Узбекистан тратит 1956 м³/год в среднем на одного человека, тогда как США – 626 м³, КНР – 266 м³ и ФРГ – 92 м³/год17. Таким образом, эффективность использования воды в одной из республик Средней Азии находится под сомнением. Это происходит из-за комплекса взаимосвязанных причин: часть воды просачивается в почву, не достигнув полей, часть испаряется во время транспортировки или хранения. В ряде случаев вода просто сливается без определенной экономической цели.
Другим итогом необдуманной политики освоения водных ресурсов стало ухудшение качества воды. Массовое и широкомасштабное строительство ирригационных сооружений не всегда осуществлялось на необходимом техническом уровне. Снижение издержек при постройке гидротехнических сооружений, экономия на материалах и нарушение требований привело к повышению издержек при их эксплуатации, и как следствие, к сокращению срока их службы и ухудшения качества воды. В ряде случаев искусственные каналы или хранилища представляют собой открытые водоемы без специального покрытия дна, берегов и очистных сооружений. Износ построенных в 1960-х - 1970-х гг. ирригационных сооружений и водосберегающих систем усугубляет проблему водных ресурсов18.
Неконтролируемый забор воды из рек (Амударьи и Сырдарьи, а также их притоков), из крупных и мелких озер привел к изменению их естественного режима. Наиболее показательным примером является Аральское море, питаемое водами Амударьи и Сырдарьи. После значительного сокращения их стока (были годы, когда воды рек вообще не доходили) море стало мелеть, берега отступать. К 2010 г. водоем потерял более 90 % своего первоначального объема и около 80 % площади19. В настоящее время море разделено на несколько небольших озер, наиболее стабильным из которых является «Малое Аральское море», расположенное на территории Казахстана и отделенное от других частей водоема Кокаральской плотиной.
На рубеже XX-XXI вв. обострились экологические проблемы, ставшие следствием «мелиоративного бума» предыдущих лет. Удобрения с хлопковых полей, отходы промышленных предприятий и городской канализации попадают в реки, а затем в Аральское море. Донные отложения моря и соли, насыщенные пестицидами, разносятся пыльными бурями и осаждаются на плодородных территориях, загрязняя их. Наносится экологический ущерб не только приморским территориям Узбекистана и Казахстана, но и приграничным районам России. Климат региона стал более континентальным с сухим и жарким летом, холодными и продолжительными зимами. Ухудшающаяся экологическая ситуация негативно повлияла на здоровье населения. Исчезли многие виды прибрежной флоры и фауны. Изменилась экономическая ситуация в регионе: Аральское море потеряло рыбохозяйственное значение, закрылись порты, перерабатывающие предприятия. Загрязнение водоемов привело к снижению хозяйственной значимости не только Арала, но и озер Иссык-Куль, Балхаш и Сарыкамыш20.
Распад единой водохозяйственной системы региона негативным образом сказался на дисциплине использования гидротехнических сооружений, снизив эффективность использования водных ресурсов. Единый комплекс был разделен между пятью государствами, которые вместе обладали гораздо меньшими экономическими и техническими возможностями для поддержания и развития ирригационной системы, чем Советский Союз. В период плановой экономики инвестиции поступали из центра вне зависимости от того, будет ли быстрый экономический эффект от вложений или нет, в новых условиях требуется отдача и желательно быстрая. Несостоятельность местных водохозяйственных организаций, недостаток инвестиций, естественный износ объектов водной инфраструктуры, уход квалифицированных специалистов из сферы водного хозяйства – все это привело к ухудшению состояния водных сетей. Дробление водных объектов между организациями, цели и задачи которых могут быть диаметрально противоположными, усугубили ситуацию. Распад единой колхозно-совхозной системы и возрастание числа пользователей привели к росту конкуренции за ограниченные водные ресурсы.
Еще одной современной проблемой становится быстрый рост населения республик Средней Азии. По прогнозам население региона, которое сегодня составляет около 60 млн. человек, к 2025 г. увеличится на 40%, что потребует дополнительных объемов водных ресурсов, а их запасы фактически исчерпаны. В этом случае придется перераспределять ресурсы между нуждами населения и хозяйственной сферой, что также приведет к росту напряженности. Уже сейчас менее 60% населения региона имеет доступ к централизованному водоснабжению, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. В первую очередь это касается Узбекистана и Таджикистана, население которых увеличивается наиболее быстрыми темпами, а значит, будет расти зависимость этих государств от доступа к водным ресурсам.