Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ криминальная Болотова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.78 Mб
Скачать

Рекомендуемая литература:

  1. Антонян Ю. М. И др. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника //Личность преступника и предупреждение преступлений.-М.,1987

  2. Личность преступника: Методы изучения и проблемы воздействия. – М., 1988

Лабораторная работа 7. Психологические особенности серийных убийц. Составление психологического профиля преступника (4 часа).

Цель: законспектировать представленный материал и выделить основные этапы составления психологического портрета серийного убийцы.

Типологии и классификации серийных убийц.

Существуют различные, полезные в практическом отношении типологии и классификации совершивших серийные убийства:

  • по половой ориентации среди серийных убийств выделяются натуралы и гомосексуалисты;

  • по сфере криминальной активности (ареалу) — совершающие преступления в районе своего прожи­вания (работы), в смежных районах, в рядом расположенных ре­гионах, по определенному знакомому маршруту;

  • по предпочте­нию возрастной принадлежности жертв — педофилы и эфебофилы (предпочитают детей и подростков), геронтофилы (предпочи­тают людей пожилого возраста и престарелых), универсалы, или «всеядные», жертвами которых могут стать люди различного пола и возраста.

На Западе популярны две типологии. Одна построена по тер­риториальному признаку, а другая — по мотивационному. В рам­ках первой из них выделяются «локальный» и «странствующий» типы серийного убийцы.

«Локальный киллер» совершает преступления в определенном постоянном месте, выбранном заранее, связанном с местом его работы или проживания. (Нередко таковым является его собствен­ный дом.) Всемирно известные серийники-гомосексуалисты Джеф­фри Дамер, Роберт Берделла, Денис Нильсен, Джон Гейси на про­тяжении ряда лет, не вызывая ни малейшего подозрения у окру­жающих, истязали, убивали и уничтожали останки своих жертв в своем жилище. На «личном счету», например Джона Гейси, чис­лилось 33 убитых мальчика и юноши. В отличие от локального, «странствующий» серийник охотится за своими жертвами, переезжая с места на место. Таким был, например, Тед Банди, ос­тавивший кровавый след на территории пяти штатов.

В основу другой типологии положен ведущий мотив убийст­ва. По этому принципу выделено четыре типа серийных убийц: визионер, миссионер, гедонист и тиран.

1.Тип киллера-визионера — самый малочисленный в отряде серийников. Убийцы этого типа совершают преступления под влиянием зрительных и слуховых галлюцинаций. В отличие от трех остальных типов это люди с не совсем здоровой психикой. У них бывают «видения», они порой «слышат» голос Бога или Демона, приказывающие убить того или иного человека или определенную группу людей.

2.Киллер-миссионер возлагает на себя миссию «очищения» общества от «нечисти» (чаще всего их жертвами становятся проститут­ки и гомосексуалисты). Исторический тому пример — Джек-потрошитель, наводивший ужас на жителей Лондона в 1888 году.

3.Киллер-гедонист — самая массовая и самая изученная категория серийников. Он убивает потому, что сам процесс доставляет ему наслаждение. Ему нравится убивать. Именно среди убийц этого типа чаще всего встречаются различные формы сексуальных из­вращений, расчленений, а также некрофилии, каннибализма. Ге­донисты подразделяются на два подтипа. Один из них называется

  • Киллером-сластолюбцем. Убийцы данного плана получают сексу­альное удовлетворение от садистских манипуляций с жертвой и ее трупом. У них четко выражены все фазы серийного убийства: фан­тазия, в ходе которой культивируется желание убивать (оно часто формируется под влиянием порнографических книг и фильмов); охота за «идеальной» жертвой, соответствующей сформировавше­муся в предыдущей фазе образу; сам процесс убийства и пережи­ваемого в этот момент экстаза. Многие из убийц этого типа, стре­мясь «продлить удовольствие», уносят с собой различные части тела жертвы, сувениры, трофеи, напоминающие им о «счастливых мгновениях». После каждого преступления и пережитого на этой почве «озарения души» у них наступают депрессия, чувство не­удовлетворенности, формирующие желание новых убийств.

  • Киллеру «искателю острых ощущений» тоже нравится уби­вать, но по несколько иным причинам. Получение сексуального удовлетворения отступает здесь на второй план. Главное — необычные ощущения, опасность, риск, словом, все, что вызывает выброс адреналина, состояние экстаза. Для него убийство подоб­но наркотику: то и другое «затягивают» и требуют «увеличения дозы». Вот почему серийный убийца так же неизлечим, как и .наркоман, вот почему он будет стремиться убивать вновь и вновь.

4.Киллер-тиран, властолюбец, как правило, является человеком с низкой самооценкой, не получающий любви и признания, кото­рых он, как ему кажется, заслуживает. Убийство для него служит способом самоутверждения, доказательством силы и состоятельно­сти. Убийца наслаждается унижением и беспомощностью жертвы, ощущением своего всевластия и могущества. Жертва всецело в его руках. Он может сделать с ней все, что захочет: оставить ее в жи­вых или убить. Все манипуляции с жертвой (в том числе и сексу­ального характера) имеют одну цель — демонстрацию неограни­ченной власти над жертвой.

Подробного анализа в силу ее особой практической значи­мости заслуживает типология, предложенная специалистами От­дела поддержки расследования Национального центра по изуче­нию насильственной преступности при Академии ФБР (США). Специалисты указанного отдела подразделяют серийных убийц на две категории: организованный несоциальный преступник и дезорганизованный асоциальный преступник.

Характеристика организованного несоциального преступника

У большинства организованных убийц хорошо развит интел­лект, среди них нередко встречаются лица с высшим образовани­ем (уже упоминавшийся Тэд Банди имел диплом бакалавра пси­хологии и учился в юридическом колледже).

Организованные преступники социально компетентны, имеют сексуальных парт­неров. Некоторые из них заводят семью. Однако большинство ограничивается внебрачными связями. Многие организованные преступники являются выходцами из семей среднего класса, имеют высокий порядок рождения (первые дети в семье). Им не чуждо употребление алкоголя и наркотиков. Тот же Тэд Банди в период своей «преступной карьеры» (с 1974 по 1978 гг.) много пил, курил марихуану.

Организованный преступник легок на подъем, чувствует себя комфортно вдали от дома. Он может работать, иметь достаточно широкий круг знакомых, хотя отношения всегда поверхностные.

В поиске жертв, а главное — чтобы легче было скрыть преступ­ления, организованный преступник совершает круизы по стра­не, уезжая все дальше и дальше от дома. Тэд Банди в поисках жертв совершал круизы по 8 штатам США. Одну из своих жертв, похищенную в университетском корпусе штата Орегон, он пере­вез почти за 300 миль в Сиэтл (штат Вашингтон).

Сфера преступных действий отдельных серийных убийц мо­жет быть более широкой и порой не ограничивается пределами одной страны.

Организованные преступники внимательно отслеживают ин­формацию в СМИ. Они часто узнают о многих деталях работы полиции из телепередач и других источников, могут даже сотруд­ничать с полицией и другими правоохранительными органами ради получения интересующей их информации. Обаяние и шарм людей этого типа позволяют им выходить сухими из воды даже в тех случаях, когда их напрямую подозревают в преступлении. Благодаря своему интеллекту, умению разбираться в людях ор­ганизованный преступник может заранее предвидеть возможные вопросы следователя и заготовить выгодные для себя ответы и объяснения.

Применительно к данному типу преступников ФБР рекомен­дует следователям тактику прямой конфронтации при допросе. Организованный преступник ценит компетентность следователя, даже если это чревато для него самого арестом и осуждением. Однако, прибегая к конфронтации, следователь должен быть уве­рен в достоверности имеющейся у него информации. Если следо­ватель предъявляет «факты», он должен быть убежден, что они правильны и точны. Преступник этого типа сразу же распознает, когда его «хотят взять на понт», и если полиция предъявляет ему ложное доказательство, значит, она не располагает информацией по делу. Это сразу же «закроет дверь» к успешному расследова­нию, так как организованный преступник никогда добровольно не выдаст никакой информации, способствующей установлению его вины. Преступник этого типа признает лишь то, что вынуж­ден признать. Следователь не должен надеяться на то, что как только он предъявит имеющиеся у него доказательства, инфор­мация из допрашиваемого польется рекой.

В Америке считается, что лучше, когда допрос проводится одним следователем. Однако в случаях, когда необходимо форси­рованное ведение допроса, возможна попеременная работа двух следователей. Так, Тэда Банди допрашивали ночами два следова­теля, часто сменявшие друг друга. Это делалось для того, чтобы не дать допрашиваемому выспаться и «психологически собрать­ся». Такая тактика оказалась достаточно эффективной.

Дезорганизованный асоциальный преступник. В отличие от организованного, дезорганизованный убийца дезорганизован буквально во всем и везде. Беспорядочность легко просматривается в его одежде, его машине, его манере поведения и не только в этом. Стиль его жизни, психологическое состояние также дезорганизованны.

Как показали проведенные ФБР исследования, типичный организованный асоциальный преступник — это белый мужчина, интроверт, далеко не спортивного вида. В детстве многие из преступников данного типа оказывались жертвами физического или психического насилия. Нередко они воспитывались в неполных семьях (без отца). Если семья была полной, отец имел низкооплачиваемую или непостоянную работу. В детстве у них было мало друзей, они отдавали предпочтение играм и развлече­ниям в одиночестве, сторонились компании сверстников. Дезор­ганизованный асоциальный преступник — это одиночка по жиз­ни. Причина его одиночества, однако, фундаментально отлична от одиночества организованного несоциального преступника. Дезорганизованный асоциальный преступник одинок потому, что окружающие считают его «чудаковатым», странным и не стремят­ся к общению с ним. Для преступника данного типа характерны трудности в учении и социальной адаптации. Интеллектуальное развитие ниже среднего. Его статус в обществе — производное от компонентов его личности: неквалифицированная (часто самая низкооплачиваемая) работа, дефицит социальных контактов (с женщинами в особенности). Все это делает его одиноким не по собственному желанию, а по причине социальной сегрегации.

Данные особенности личности определяют и характер престу­пления: спонтанность, дефицит элементов продуманного плани­рования. Этот тип преступника чувствует себя некомфортно вдали от места, где он живет и работает, поэтому он часто совершает преступления «по соседству», «в зоне досягаемости», куда можно добраться пешком или на велосипеде. Как правило, такого типа преступник не интересуется, что пишут о его преступлениях в средствах массовой информации.

Характерная для него расхлябанность, неорганизованность, неряшливость в быту может проявляться и на месте совершения преступления до тех пор, пока не попадется.

Согласно данным Отдела поведенческих наук ФБР, дезорга­низованному асоциальному преступнику присущи некоторые по­веденческие паттерны, проявляющиеся после того, как соверше­но преступление. Прежде всего это потребность вернуться на ме­сто преступления по прошествии некоторого (иногда продолжи­тельного) времени, чтобы вновь испытать приятные пережива­ния, сопутствовавшие преступлению. С той же целью он может принимать участие в похоронных церемониях своей жертвы и даже порой выразить через газету соболезнования по поводу без­временной кончины.

Дезорганизованный асоциальный преступник может вести дневник, в котором описываются его жертвы и манипуляции с ними; у него могут храниться также аудио- или видеокассеты, «документирующие» сцены его преступлений. В дневнике, наря­ду с записями о реальных фактах и событиях, находится место для подробного описания сексуальных фантазий, роль которых в этногенезе серийных убийств, как известно, очень велика.

После совершения преступления дезорганизованный асоци­альный преступник может сменить адрес, однако он не уедет да­леко от прежнего места жительства, потому что только в привыч­ной обстановке ему живется комфортно. Уезжая в другое место, отличающееся от прежнего, он страдает, испытывает чувство анемии. Словом, если он переберется после преступления в дру­гое место, то только в похожем доме и похожей местности. Он может также сменить работу. Бывали случаи, когда после престу­пления такие индивиды пытались завербоваться на военную службу. Однако подобные попытки обычно успеха не имели: ли­бо не удавалось пройти физические и психологические тесты, либо признавалась общая непригодность к военной службе.

Важнейшим условием эффективности допроса данного типа лиц является установление психологического контакта следова­теля с допрашиваемым. Рекомендуется демонстрировать «симпатию» к допрашиваемому, сопереживание и сочувствие.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ УБИЙЦ-СЕРИЙНИКОВ

Организованный несоциальный преступник

Дезорганизованный асоциальный преступник

Личностные особенности

Высокий интеллект

Социально адекватен

Сексуально компетентен с партнером

Жесткая дисциплина в детстве

Контролируемое настроение

Обаятелен

Действует по ситуации

Мобилен географически и по роду занятий

Следит за прессой

Образцовый заключенный

Интеллект ниже среднего

Социально неадекватен

Неквалифицированный рабочий

Неадекватная дисциплина в детстве

Тревожно-беспокойное настроение во

время преступлления, неопрятен

Минимальное употребление алкоголя

Живет одиноко недалеко от места преступления

Мнимальный интерес к новостям

Имеет «потайные» местечки

Постпреступное поведение

Возвращается на место преступления

Следит за информацией о преступлениях

Вступает в контакты с полицией

Предвосхищает вопросы, которые ему могут задать следователи и готовит ответы

Может переместить труп жертвы с одного места на другое, оставить труп в демонстративной позе

Возвращается на место преступления

Может приходить на похоры жертвы

Может поместить соболезнования в печати

Может удариться в религию

Может завести дневник, собирать вырезки из газет

Может сменить место жительства

Может поменять работу

Распознавание типологической принадлежности убийцы-серийника

Организованный несоциальный киллер

Дезорганизованный асоциальный киллер

Преступление спланировано

Жертва целенаправлено выбрана из незнакомых

Жертва персонализирована

Разговор контролируемый

Контролируемая сцена преступления

Покорная жертва, жертва связана

Агрессивные перемещения

Орудие убийства готово заранее

Преступление спонтанно

Жертва неизвестна

Жертва деперсонализирована

Разговор минимальный

Хаотичная сцена преступления

Жертва свободна

Внезапное насилие

Используются подручные средства убийства

При распознавании типологической принад­лежности устанавливаемого убийцы-серийника важно учитывать, что поведение орга­низованных преступников, по сравнению с дезорганизованными на месте происшествия имеет существенные отличия. Организованный (по стилю жизни) человек организован и по стилю преступления. И наоборот, дезорганизованность в жизни проявляется в дезорганизованности преступления.

Организованный несоциальный преступник тщательно готовит свое преступление, он придает большое значение уничтожению следов преступления. В этих целях, например, совершив убийство в одном месте, он может переместить труп в другое место. В отли­чие от него дезорганизованный преступник нападает на жертву внезапно, не планирует заранее или очень плохо планирует пре­ступление. Спонтанность и внезапность нападения приводит к то­му, что на месте преступления остается много следов.

Как организованные несоциальные, так и дезорганизованные асоциальные преступники выбирают жертв «среди чужих», незна­комых людей. Однако критерии выбора у тех и других — разные. Дезорганизованный преступник может заранее знать о существо­вании своей будущей жертвы, о том, где она живет, но не иметь никаких личных отношений. А вот организованный преступник всегда выслеживает, выбирает по определенным признакам свою жертву среди незнакомых людей. Его жертва — типичный пред­ставитель идеального, в его понимании, объекта.

Добавим, что не раз уже упоминавшийся организованный преступник Тэд Банди, психолог по образованию, создавший теорию «идеального объекта», выбирал своих жертв из типичных представительниц высшего и среднего социальных классов в воз­расте 19—23 лет.

Дезорганизованный преступник, применявший тактику «блиц-атаки», много со своей жертвой не говорит, ему не требуется уста­навливать личный контакт с жертвой. Организованный преступник после того, как жертва оказывается в его «зоне комфорта», говорит с нею на «языке устрашения». Чаще всего для установления перво­го контакта с жертвой используется машина преступника, которая также является и средством контроля, после того как жертва в ма­шине. Для организованного преступника характерно преследова­ние (сталкинг) и выслеживание нужного объекта. Некоторые из них — настоящие мастера своего дела («По походке, манере дер­жать голову, по взгляду я могу безошибочно определить подходя­щий объект», — показал один киллер.)

Организованные несоциальные преступники стараются при­чинить своим жертвам прежде, чем их убить, как можно больше физических и моральных страданий. Они очень изобретательны в придумывании изощренных пыток: вид униженной и беспомощ­ной жертвы дает дополнительный «кайф». Перед тем, как при­ступать к пыткам, организованный преступник обычно связывает свою жертву, чтобы она не могла сопротивляться. Напротив, дез­организованный преступник, как правило, не пользуется ника­кими ограничивающими дееспособность жертвы средствами, по­тому что запугивание и устрашение последней не входят в его намерения.

Р.Л. Ахмедшин