Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ криминальная Болотова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.78 Mб
Скачать

4.2.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000004. Психологическая типология женщин-преступниц

По характеру, содержанию антисоциальной и асоциальной направ­ленности необходимо выделить следующие подтипы личности пре­ступниц: «насильственный», «корыстный», «дезадаптивный».

1.«Насильственный тип» — характеризуется аффективными вспышками раздражения, агрессии, направленными чаще всего против своих близ­ких либо лиц, хорошо знакомых. Основ­ные нравственно-психологические свойства большинства преступниц, совершивших насильственные преступления:

  • эгоцентризм,

  • неуважение к чувствам и переживаниям других людей,

  • пренебрежительное отношение к их страданиям,

  • грубость, жестокость, низкая культура эмоций.

На­сильственные преступления — чаще всего для женщин опреде­ленный способ освобождения от людей, которые еще недавно были близкими. Такой способ разрешения конфликта во мно­гих случаях также осуществляется в состоянии опьянения.

Насильственная мотивация определяется системой мотивов и ин­дивидуально-психологических свойств, обусловливающей выбор ли­цом агрессивных вариантов поведения. Анализ структуры мотивации позволил выделить следующие типы мотивов.

1. Инструментальная агрессия – агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, удовлетворения насущной потребности. Причи­нение страданий потерпевшим здесь не является целью преступ­ниц, а способствует удовлетворению личных, материальных и т. п. потребностей.

2. Враждебная агрессия — насилие ради насилия, как правило, сопро­вождающееся проявлениями особой жестокости, садизма, глумле­ния над жертвой, унижением человеческого достоинства, достав­ляющее удовольствие и чувство удовлетворенности от процесса применения насилия и его результатов.

3. Защитная агрессия, т. е. реакция типа «насилие — следствие на­силия». В мотивации этого типа доминируют гнев, обида, месть. Под влиянием этих эмоциональных реакций гипертрофированно воспринимается враждебность окружающих, что и продуцирует агрессивное поведение, направленное на защиту всеми силами и средствами, зачастую спонтанно и жестоко.

Изучение мотивации насильственных преступлений женщин свиде­тельствует о преобладании в ней защитной агрессии. Женщины весьма эмоционально и остро реагируют на негативные стороны окружающей действительности. Душевные травмы, связанные с производственными конфликтами, семейными неурядицами, неустроенностью личной жиз­ни, носят у них более затяжной и глубокий характер. Женщины значи­тельно чаще, по сравнению с мужчинами, оценивают ситуацию как уг­рожающую, поэтому противоправное поведение их носит в основном защитный характер, направлено на то, чтобы оградить себя и свою се­мью от опасности.

Инструментальная и враждебная агрессии встречаются у женщин гораздо реже.

Интересны данные психологического обследования в отношении отдельных категорий насильственных преступниц. Женщин, совершивших убийство своих мужей (сожителей) или причинивших им тяжкие телесные повреждения, отличает высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины или раскаяния в совершенном преступлении. Отличительной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности, которая выражается в сочетании двух противоречивых тенденций: с одной стороны, испытываемые ими депрессивные состояния побуждают их стремиться к общению с людьми, а с другой - подозрительно относясь к большинству людей, они боятся общения. Наиболее типично это для женщин, убивших своих внебрачных новорожденных детей. Указанное преступление, как правило, связано с боязнью осуждения со стороны окружающих людей и в то же время со стремлением заслужить их уважение и признание.

2. «Корыстный тип» — характеризуется потребительской ориентацией, стремлением удовлетворить свои потребности за счёт интересов дру­гих лиц или общества. Жизненные ориентиры сосредоточены на мате­риальной выгоде.

Корыстная преступность женщин напрямую связана с ухуд­шением их материального положения, продолжавшимися про­цессами дифференциации материального уровня населения.

3. «Дезадаптивный тип» — характеризуется тем, что интересы и устремле­ния преступниц такого подтипа находятся вне сферы нормальных отно­шений. Основные свойства личности:

  • безразличие, апатичность,

  • склонность «плыть по течению»

  • пассивное индивидуалисти­чески-анархическое отношение к различным социальным установлени­ям и предписаниям, общегражданским обязанностям.

Дифференциация «систем ценностей» способна приводить к выделе­нию различных типов личности. Изучение личности женщин-преступ­ниц позволило выявить два ведущих типа, отражающих совокупность черт и свойств, определяющих сущность и направленность преступного поведения:

1.Антисоциальный тип — характеризующийся отрывом от ценност­но-нормативной системы общества и государства, активностью в ситуации совершения преступления, комплексом антиобществен­ных взглядов и привычек и отражающий осознанную готовность к общественно опасным проявлениям.

При анализе социально-психо­логических особенностей личности преступниц такого типа отмече­но наличие циничного отношения к жизни, здоровью, достоинству других людей, потребительского отношения к собственности, пре­небрежения к общественному порядку. Антиобщественные взгляды отличаются глубиной и интенсивностью.

2. Асоциальный тип — характеризующийся антиобщественной на­правленностью пассивного вида, замещением утраченных связей и ценностей личностной неопределенностью и отражающий на­рушение социальной адаптации, уход от решения легитимными приемами жизненных проблем в пьянство, наркоманию, преступ­ность.

Ю. М. Антонян, В. П. Голубев, Ю. Н. Кудряков отмечают, что смыслом дезадаптивного поведения такой личности является боязнь социальной идентификации и обретения личностной оп­ределенности, которая формируется лишь в процессе активного социального общения, принятия на себя ролей и выполнение тре­бований социальной среды. Главными чертами личности пре­ступниц асоциального типа являются социальная и моральная деградация, примитивные интересы и потребности. Разрыв обще­ственно полезных связей, утрата позитивных социальных ценно­стей, интереса к трудовой деятельности, семье приводят к резко­му сужению контактов со здоровой средой, ролевой структуры, искажению личностных свойств. Для многих преступниц харак­терна инертность, безразличие к себе и окружающим, отсутствие сознательного возведения в принцип преступного паразитиче­ского существования.

Названные типы личности преступниц можно классифицировать на подтипы по различным основаниям. Так, по глубине и стойкости крими­нальной направленности выделяются «случайные», «ситуативные», «привычные».

1.«Случайный» подтип характеризуется общей позитивной направ­ленностью деятельности, ориентированностью на следование право­вым предписаниям. Впервые совершенное преступление является ре­зультатом случайного стечения обстоятельств и противоречит общей характеристике предпреступного поведения. Вместе с тем в системе нравственно-психологических свойств женщин анализируемого под­типа отсутствует способность придерживаться в своих действиях твер­дых принципов, прослеживается подверженность случайным соблаз­нам, влечениям, интересам.

2.«Ситуативный» подтип характеризуется отсутствием ярко выражен­ных антиобщественных позиций. Нравственно-психологическая, правовая деформация личности затрагивает лишь частично отдельные сферы жизнедеятельности, что, однако, делает криминальный поступок реаль­но возможным с учетом сформировавшихся личных установок в ситуа­циях, носящих нетипичный характер. Ведущим свойством личности преступниц такого подтипа является ослабление чувства долга, крити­ки, расторможенность влечений, снижение нравственного потенциала.

3.«Привычный» подтип характеризуется наличием четко выраженных антиобщественных взглядов и стремлений. Преступницы выбирают за­ведомо социально неприемлемый вариант поведения либо сознательно допускают для себя возможность такого выбора. Привычных преступниц, как правило, отличает эмоциональная неустойчивость, эгоцент­ризм, извращенность представлений о социальных ценностях, неже­лание учитывать интересы общества и отдельных лиц, деформированность системы потребностей. Антисоциальные мотивы в их сознании занимают доминирующее положение и реализуются в преступной де­ятельности чаще всего без внутренней борьбы.

Названные типы и подтипы личности преступниц встречаются не только в «чистом» виде, но и в различных комбинированных вариан­тах. В этих случаях характеристика личности усложняется с учетом особенностей и специфики ее проявления.

Лекция 4.3. Личность корыстного преступника

4.3.1.Типология корыстных преступников на основе криминальных мотивов

4.3.2.Корыстные мотивы женской преступности

4.3.3.Психологические особенности различных типов корыстных преступников

4.3.1. Типология корыстных преступников на основе криминальных мотивов

Эта категория преступников является неоднородной не только в связи с особенностями характера и темперамента, но и в связи с мотивами, которые лежат в основе их криминального поведения.

Заблуждением является мнение, что корысть всегда является основным мотивом поведения у этих преступников. Не надо забывать, что с позиций психологии любое преступление является экстремальным способом разрешения проблемы. Ниже мы подробно рассмотрим два основных психологических типа корыстных преступников, выделенных на основе мотивации их поведения.

1. Корыстолюбивый тип. К этому типу относятся лица, смыслом преступного поведения которых является утверждение своей личности не только в глазах окружения, но и, прежде всего в своих собственных. В основе лежит обретение определенного материального уровня, позволяющего играть желанный набор социальных ролей. Конечно, этот тип преступников напрямую связан с теми социальными предпосылками, которые существуют в обществе. В основе корыстных преступлений, на наш взгляд, часто лежит внутренняя неуверенность в себе как личности, достойной в признании со стороны других. Другими словами это проблемы прежде всего самооценки. Чисто корыстные мотивы преступного поведения имеют в своей основе проблемы самооценки индивида. Сама по себе корыстная мотивация, в том числе и преступная, не является насыщаемой. По мере роста материального благосостояния уровень притязаний растет. Здесь уместно вспомнить очень тонкое замечание американского психолога Т. Шибутани, которая сказала, что женщина, например, чувствующая себя внутренне бедной, сколько бы денег не зарабатывала, никогда не станет ощущать себя богатой.

Отдельно и более подробно в рамках рассматриваемого типа мотивации мы остановимся на осужденных за кражи.

Как показали наши исследования, среди совершающих кражи личного имущества можно выделить две группы (подтипы), основываясь на общих поведенческих признаках. К первой из них относятся лица, преступления которых направлены на завладение определенными благами и материальными ценностями для объективного разрешения своих психологических проблем. Например, таким путем они завоевывают авторитет и влияние в своей неформальной группе. К этому же подтипу воров относятся и лица, которые не входят в какие-либо устойчивые группы, но их преступное поведение также связано с утверждением себя в глазах других. В таких случаях похищенные материальные ценности идут на обеспечение определенного образа жизни, позволяющего им самоутвердиться (посещение ресторанов, покупка престижной одежды, вхождение в определенные круги общения). Общим для рассмотренных двух типов преступного поведения является то, что основным личностным смыслом совершаемых ими краж выступает стремление к утверждению себя в глазах других, значимых для них людей и тем самым разрешение психологических проблем, связанных в первую очередь с самооценкой и отсутствием внутренней уверенности в собственной ценности как личности и члена общества.

Другим видом утверждения себя является решение внутриличностных проблем путем самого факта совершения преступлений. Здесь материальные ценности нередко как бы сдвигаются на второй план. В этом случае преступное поведение носит явно компенсаторный характер. Для такого рода лиц главным в совершении преступления является преодоление негативных личностных качеств, например, неуверенности, страха, подтверждение волевых качеств и т.д. и тем самым повышение собственной самооценки.

2.«Игровой» тип личности корыстных преступников весьма сложен с психологической точки зрения. Игровая мотивация относится к числу относительно распространенных стимулов корыстного преступного поведения.

В самом общем виде можно сказать, что представителей игрового типа отличает постоянная потребность в риске, поиске острых ощущений, связанных с опасностью, включение в эмоционально возбуждающие ситуации, стремление участвовать в различного рода операциях, контактах и т. д. Корыстные побуждения, как правило, действуют наряду с «игровыми», поскольку для них одинаково личностно значимы как материальные выгоды в результате совершения преступлений, так и те эмоциональные переживания, которые связаны с самим процессом преступной деятельности. Многие из них в первую очередь стремятся к острым захватывающим ощущениям. Преступная деятельность стимулируется не столько корыстью, сколько потребностью участвовать в игре, получая от этого определенные эмоциональные ощущения.

«Игровая» мотивация особенно часто наблюдается в преступлениях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, складов, магазинов и других помещений. Эта мотивация ярко проявляется в мошенничестве, где можно выделить интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умение адекватно оценивать складывающуюся ситуацию, максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать наиболее правильные решения.