Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ криминальная Болотова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.78 Mб
Скачать

4.1.3. Экспериментальные данные психологических профилей насильственных преступников по ммил

В значительной степени черты, присущие всем преступникам, выражены у убийц. Профиль ММИЛ убийц имеет достоверное отличие (р<0,05) от усредненного профиля всех преступников по шкалам L, F, К, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 0, то есть по одиннадцати из тринадцати показателей методики. Однако, несмотря на сходство конфигураций, у убийц обнаружены выраженные однородные личностные свойства, которые определяются прежде всего пиками по шкалам F, 6,8. Это, следовательно, люди, поведение которых в значительной мере определяется аффективно заряженными идеями, реализуемыми в определенных ситуациях.

Они чрезвычайно чувствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, как бы она легко меняется под влиянием аффекта. Повышенная сензитивность к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, представляющих хоть малейшую угрозу для его личности. Если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить. Все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат враждебных действий со стороны окружения. В своих неудачах они склонны обвинять других, а не себя. Наиболее чувствительны такие люди в сфере личной чести, для них характерно повышенное сознание своей ценности.

Значительное повышение по F и 8 шкалам говорит также о наличии у убийц эмоциональных нарушений, социальной отчужденности и трудностях, связанных с усвоением не только моральных, но и правовых норм. Такие люди совершают преступления чаще всего в связи с накопившимся аффектом в отношении того или иного человека или ситуации, не видя при этом другого (или не желая видеть) способа разрешения конфликта. Следовательно, убийц отличает от всех других категорий преступников прежде всего чрезмерная стойкость аффекта и повышенная интерперсональная сензитивность, а также возможность возникновения реакций «короткого замыкания» (пик по шкале 3).

3. Близко к убийцам по степени выраженности личностных свойств находятся корыстно-насильственные преступники. От убийц они отличаются по шкалам 1, 3, 4, 9, 0 ММИЛ (р<0,05) в сторону увеличения степени выраженности психологических свойств.

Корыстно-насильственные преступники также, как и убийцы, являются однородной группой с выраженными характерологическими признаками, содержание которых в основном определяется пиками на шкалах F, 4, 6, 8, 9. Значительное повышение по шкале 4 связано с таким свойством, как импульсивность поведения и пренебрежение социальными нормами, агрессивность. Пик по шкале 6 усиливает агрессивность поведения за счет общей ригидности и стойкости аффекта. Повышение по шкале 8 показывает значительную отчужденность от социальной среды, в связи с чем снижается возможность адекватной оценки ситуации. Подъем по шкале 9 (имеет самое высокое значение среди сравниваемых групп преступников) до уровня 70 Т-баллов, то есть повышение общего уровня активности приводит к тому, что импульсивность поведения становится наиболее характерной чертой, могут возникать внезапные агрессивные поступки.

Психологический анализ профиля ММИЛ корыстно-насильственных преступников показывает, что для них характерна повышенная враждебность к окружению и их асоциальные поступки выступают как постоянная линия поведения. Прежде всего, в профиле этой категории преступников отражаются трудности в усвоении моральных, а, следовательно, и правовых норм. Если поведение убийц направляется в основном аффективно заряженными идеями, то поведение корыстно-насильственных преступников определяется тенденцией к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, что сочетается с нарушением общей нормативной регуляции поведения, интеллектуального и волевого контроля. Таким образом, корыстно-насильственные преступники отличаются от других наибольшей неуправляемостью поведения и внезапностью асоциальных поступков.

Статистико-психологический анализ показал, что, например, у убийц по сравнению со всеми другими группами преступников наиболее высокие результаты по шкалам 3, 5, 0. Значения по этим шкалам статистически достоверно (р<0,05) отличаются от аналогичных показателей у других категорий преступников. Можно предложить следующую интерпретацию этих результатов. У убийц в наибольшей степени выражена тенденция выглядеть в лучшем свете. Они придают значение мнению окружающих о себе, и поэтому действия убийц чаще могут определяться актуальной ситуацией, складывающейся в их межличностных отношениях (повышение по шкалам 3 и 5, сравнительно высокое значение шкалы L). Можно предположить, что убийцы наиболее склонны к импульсивным реакциям «короткого замыкания» на фоне аккумуляции аффекта (самое высокое значение по шкале 3). В то же время убийцы наиболее чувствительны к оттенкам межличностных отношений и обнаруживают очень сильную зависимость от них (об этом говорит самое высокое значение по шкале 5 на фоне имеющегося профиля). Убийцы сравнительно больше испытывают трудностей в установлении контактов, более замкнуты и необщительны, что еще больше затрудняет межличностные отношения и способствует возникновению конфликтов (самое высокое значение по шкале О при имеющемся профиле).

У корыстно-насильственных преступников наиболее высокие значения по шкалам 4 и 9 (р<0,05). Поэтому можно сказать, что у этих преступников в наибольшей степени выражена потребность в самоутверждении, аффективный фон оказывает непосредственное влияние на поведение в большей степени, чем у других преступников, то есть у них наиболее сильно выражены такие черты, как импульсивность и пренебрежение к социальным нормам и требованиям. Они обладают наиболее низким интеллектуальным (сравнительно низкое значение по шкале К) и волевым контролем (самое высокое значение по шкалам 4 и 9).

Лекция 4.2. Женская преступность

4.2.1. Социально-психологическая характеристика женской преступности.

4.2.2. Специфика детерминации и причинности женской преступности.

4.2.3. Социально- психологический портрет современной женщины-преступницы

4.2.4. Психологическая типология женщин-преступниц.

4.2.1. Социально-психологическая характеристика женской преступности.

На современном этапе развития общества женская преступность в России растет, опережая темпы роста мужской. За 3 последних года количество выявленных женщин, совершивших преступления, выросло на 40,1%. Особенности криминологической характеристики женской преступности в значительной мере определяются спецификой образа жизни женщин, их деятельности, социальных позиций и ролей14.

Женская преступность, представляя собой взаимосвязь образующих ее элементов (определенных видов), их целост­ность, является относительно самостоятельной системой со специфическими свойствами. В этой связи обращает на себя внимание следующее:

1. Уровень преступности женщин (абсолютное число зарегистрированных преступлений) остаётся ниже уровня преступности мужчин в 5—7 раз. И это несмотря на то, что число женщин в стране больше, чем число муж­чин.

2. Характер изменений женской преступности имеет особенности и не всегда совпадает с характером изме­нений мужской преступности. Всегда, например, менее низ­кими темпами росла насильственная преступность женщин. Но в 90-х гг. и у женщин происходит рост тяжкой преступности.

3. Женская преступность отличается от мужской иным соотношением корыстных и насильственных, а также иных преступлений. Среди выявленных лиц, со­вершавших практически все насильственные преступления, некоторые виды должностных и хозяйственных преступлений, доля женщин значительно меньше доли мужчин и остается таковой на протяжении длительного времени. Чрезвычайно мала эта доля среди выявленных лиц, совершавших банди­тизм, разбои, грабежи.

4. Структура женской преступности не повторяет мужскую, она специфична. В структуре женской преступности преимущественно преоб­ладают корыстные преступления, а в группе корыстных — те, которые больше всего связаны с их профессиональной де­ятельностью. Долгие годы наиболее характерным для женщин было хищение государственного и общественного имущества, совершенное путем присвоения, растраты либо злоупотреб­ления служебным положением. В общем числе соответствую­щих признаков их доля составляла примерно 45—50%.

5. Как правило, среди женщин-пре­ступниц больше, чем среди выявленных преступников-муж­чин, лиц старшего возраста.

6. Образовательный уровень женщин-преступниц всегда был выше по сравнению с мужчинами-преступниками, однако до периода реформ в России никогда не отмечалось такого высо­кого прироста среди преступниц числа лиц, имеющих высшее образование (+80%).

7.Для преступниц как в период отбывания наказания, так и в период адаптации семья является огромным сдержива­ющим фактором. Но если у большинства мужчин-преступни­ков семья сохраняется, то у женщин распадается. Женщины, отбывающие наказание в местах лишения сво­боды, быстрее разрушают свой позитивный социальный сте­реотип, быстрее десоциализируются. Их психические стерео­типы, социальные связи разрушаются быстрее, чем у мужчин.

Постоянно растущее вовлечение женщины в преступную деятельность свидетельствует об очень большом неблагополу­чии путей развития общества, так как именно женщина в со­временных условиях способна сохранить семью и в определен­ной мере благотворно повлиять на поведение мужчины.