Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Басин гражданское право 2 том.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
19.36 Mб
Скачать

Раздел VII. Договоры по оказанию услуг

Глава 42. Возмездное оказание услуг

Обязательства по оказанию услуг. Глава 33 ГК, посвященная возмездному оказанию услуг, является новой для гражданского зако­нодательства Казахстана. Впервые такая глава появилась и в ГК дру­гих стран СНГ (например, глава 39 ГК РФ, глава 38 ГК Республики

Узбекистан и т. п.).

Ранее эти отношения регулировались ведомственными норматив­ными актами либо вообще не регулировались. Участникам граждан­ского оборота нередко приходилось руководствоваться нормами о сходных правоотношениях, прибегая к аналогии закона.

Выделение главы об оказании услуг связано также с необходимо­стью приведения норм Особенной части ГК в соответствие с положе­ниями Общей части ГК. Услуги выделяются как самостоятельная разновидность объектов гражданских прав (ст. 115 ГК). Обяза­тельства по оказанию услуг рассматриваются в теории гражданско­го права, наряду с обязательствами по передаче имущества и выпол­нению работ, как большая и самостоятельная группа договорных обязательств.

Между тем договора услуг как самостоятельного института в гра­жданском кодексе не существовало. Были отдельные виды договора услуг (договоры комиссии, поручения, хранения, перевозки, эксплуа­тации, займа, страхования и других).

Понятие "услуги" является неоднозначным. Есть экономическое понятие "услуги", когда в него вкладывается практически любая по­лезная деятельность, то есть при таком толковании услуга будет вы­ступать содержанием всех гражданско-правовых договоров.

Известно также высказывание К. Маркса о разграничении услуг, воплощающихся и не воплощающихся в товарах1. При таком пони­мании услуга может выступить содержанием договоров подряда, с одной стороны, и договоров услуг, с другой стороны.

Для выделения собственно договора услуг как договорного типа используется признак, что предметом договора услуг являются услу­ги как деятельность, не имеющая вещественного результата .

Разграничение договоров подряда и возмездного оказания услуг берет начало в римском праве. Имеется в виду признание в качестве самостоятельной разновидности найма, в частности locatio-conductio opens (найма работ, ставшего подрядом) и locatio-conductio operazum (найма услуг). Среди ряда особенностей первого договора можно ука­зать на то, что цель, на которую он направлен, составляет экономиче­ский результат (opus). Этого признака был лишен договор услуг. Та­ким образом, речь шла, с одной стороны, о договоре "найма", пред­метом которого являлись труд и его результат, а с другой - о догово­ре на оказание услуг, имевшим своим предметом труд как таковой лишенный отдельного от него результата .

По этим основаниям необходимо проводить различие между дого­вором подряда и договором возмездного оказания услуг. По договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика опре­делённую работу и сдать её заказчику в установленный срок, а заказ­чик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить це­ну работы) (п. 1 ст. 616 ГК). По договору услуг исполнитель обязу­ется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По договору подряда конечной целью является получение опреде­лённого материального результата, и именно этот результат подлежит принятию и оплате. По договору услуг наличие материального ре­зультата не имеет значения для признания договора исполненным, здесь оплачивается услуга как таковая, соответственно, стадии сдачи и приёмки, как правило, не выделяются. В обязанности исполнителя входит совершение определённых действий, а заказчика - их оплата (обязанности принятия результата услуги здесь нет).

В юридической литературе высказываются возражения против признания главным признаком договора услуг отсутствия веществен­ной формы оказываемых услуг. Указывается на то, что предметом договора могут быть как нематериальные услуги, так и материальные. Например, отправление писем, бандеролей, посылок при исполнении договора оказания услуг связи; предоставление транспортных средств при туристическом обслуживании; оказание медицинских услуг по различным видам протезирования1.Однако даже при наличии материального результата главным в договоре услуг является не он, а те действия невещественного ха­рактера, которые ему предшествуют (медицинское обследование, организация туристического тура и т. п.). При оказании услуги прода­ётся не сам результат, а действия, к нему приведшие. В отличие от договора подряда, где, наоборот, имеет значение только результат и не принимаются во внимание предшествовавшие ему действия, мате­риальный результат является скорее способом, орудием достижения неовеществлённого результата.

Некоторые авторы даже предлагают в случаях, когда деятельность услугодателя получает какое-либо определённое выражение, сущест­вующее отдельно от исполнителя, отграничивать такие отношения от обязательств по оказанию услуг. Например, консультация аудитор­ской фирмы, предоставленная в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, по­скольку наличие вещественного результата - письменного заключе­ния определяет предмет обязательства как выполнение работы по на­писанию письменного заключения2.

Вряд ли разумно одни и те же действия рассматривать как самостоя­тельные отношения, однако в случаях, когда материальный результат приобретает самостоятельное юридическое значение, возможно гово­рить о применении норм о смешанном договоре (ст. 381 ГК), охваты­вающем отношения услуг и подряда.

Таким образом, необходимо различать общее понятие «обязатель­ство по оказанию услуг», которое выделяется в гражданском праве как большая группа договоров, наряду с обязательствами по передаче имущества в собственность и пользование и обязательствами по про­изводству работ. К обязательствам по оказанию услуг относятся, в частности: транспортные обязательства, в том числе перевозка, бук­сировка, транспортная экспедиция; банковское обслуживание; пору­чение; комиссия; хранение; доверительное управление имуществом; франчайзинг; факторинг3.

В эту большую группу обязательств включаются и обязательства по возмездному оказанию услуг, к которым относятся все обязатель­ства по оказанию услуг, не урегулированные специально ГК.

Следовательно, необходимо различать помимо общего понятия, понятие «обязательство по возмездному оказанию услуг», закреплен­ное в главе 33 ГК, которая распространяется на все виды договора услуг, не охваченные нормами ГК, регулирующими отдельные виды договора услуг. В главе 33 всего 5 статей, она формулирует самые общие положения, поэтому при заключении договора, подпадающего под действие этой главы, сторонам следует очень внимательно под­ходить к определению его условий, формулируя их как можно опре­делённей. В случае возникновения спора многое зависит также от су­да, в частности, при определении того, какие нормы договора подряда могут быть применены к договору услуг. Договор услуг как правовой институт находится в стадии формирования, и законодательство о нём ещё не устоялось. Со временем, возможно, в главе 33 ГК будут сформулированы нормы о договоре услуг, имеющие общее примене­ние ко всем видам договоров услуг, как урегулированным, так и не урегулированным ГК.

Понятие договора возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 683 ГК).

Из определения следует, что договор является консенсуальным взаимным, возмездным.

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются ис­полнитель и заказчик. В принципе ими могут быть и юридические, и физические лица. Однако ограничения их субъектного состава мо­гут вытекать из существа обязательства. Так, по договору об оказании услуг телефонной связи исполнителем может выступать только юри­дическое лицо; по договору об оказании аудиторских услуг только юридическое лицо может выступать в качестве заказчика.

Ограничения субъектного состава договора могут быть связаны также с необходимостью получения лицензии на осуществление оп­ределённого вида услуг (услуг связи, медицинских, аудиторских, юридических и других). Договор, заключённый с исполнителем, не имеющим соответствующей лицензии, может быть признан недейст­вительным на основании п. 1 ст. 159 ГК.

Договор возмездного оказания услуг может быть публичным до­говором, когда коммерческая организация по характеру своей дея­тельности должна оказывать услуги каждому, кто к ней обратится (ст. 387 ГК). В ст. 387 ГК названы, в частности, услуги связи, медицин­ское, гостиничное обслуживание. Сюда можно добавить туристиче­ское обслуживание и иные услуги.

Ко многим договорам возмездного оказания услуг применимы также правила ст. 389 ГК о договоре присоединения, условия кото­рого определены одной из сторон в формулярах или иных стандарт­ных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как пу­тем присоединения к предложенному договору. По правилам догово- 248 /

pa присоединения заключаются, например, договоры об оказании ту-

оистических услуг.

Отличие договора возмездного оказания услуг от договора подря­да заключается, в частности, в том, что предполагается (если иное не установлено договором) обязательное исполнение договора лично исполнителем (ст. 684 ГК). Эта норма является исключением из об­щего правила ст. 276 ГК о возможности возложения должником ис­полнения обязательства на третье лицо. В договоре подряда, напро­тив, презюмируется возможность привлечения к исполнению третье­го лица (ст. 619 ГК).

Виды договоров возмездного оказания услуг. В п. 2 ст. 683 1 К перечисляются виды договоров, к которым применяются правила главы о возмездном оказании услуг: договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, ин­формационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслужи­ванию и иные. Приведённый перечень не является исчерпывающим, так как закон упоминает иные договоры. Далее говорится об исклю­чениях, к которым правила главы 42 не должны применяться. Речь идёт об услугах, оказываемых по договорам, предусмотренным гла­вами ГК: о подряде, перевозке, транспортной экспедиции, хранении, поручении, комиссии, доверительном управлении имуществом.

Все договоры, к которым не применяются правила главы 33 ГК, являются договорами услуг. Выпадает из этого списка договор под­ряда, который договором услуг не является. Это некоторая неточ­ность законодателя. Объяснение этому может быть найдено именно в сходстве и родственном единстве договора подряда и договора услуг, вытекающим из понятия "услуга" в широком смысле слова. Поэтому во избежание сомнений было отмечено, что глава 33 не применяется

и к договору подряда.

Сходство договоров подряда и услуг подчёркивается также тем, что общие положения о подряде (ст. ст. 616-639) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 640-650) применяются к договору возмездного оказа­ния услуг, если это не противоречит ст. ст. 683-686 ГК, а также осо­бенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 687 ГК).

Субсидиарное применение норм о подряде позволяет устранить возможные пробелы и использовать стандартные положения договора подряда, которые имеют сходство с услугами

.В то же время не все нормы о подряде могут быть применены к услугам. Это положения, которые противоречат, во-первых, нормам главы 33 ГК; во-вторых, особенностям предмета договора возмездно­го оказания услуг. То есть не применяются те положения договора подряда, которые противоречат сущности договора услуг, тем осо­бенностям предмета (совершение действий, не имеющих веществен ного результата), которыми договор услуг отличается от договора подряда (выполнение и сдача заказчику работ). В частности в этих случаях вряд ли возможно применение ст. ст. 630 (приёмка' выпол ненных работ заказчиком), 631 (расчёты между сторонами в случае гибели предмета подряда) и другие.

В соответствии с п. 2 ст. 683 ГК можно выделить некоторые виды договоров возмездного оказания услуг, по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности:

  • услуги связи и информации;

  • медицинские услуги;

  • услуги социального характера;

  • ветеринарные услуги;

  • аудиторские услуги;

  • правовые услуги;

  • туристко-экскурсионные услуги;

  • спортивно-оздоровительные услуги;

  • санаторно-курортные услуги;

  • культурно-зрелищные услуги1.

Нормы об отдельных видах оказания услуг сформулированы в ря­де других нормативных правовых актов. Например, Закон РК от 18 октября 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Республике Казах­стан (Ведомости Верховного Совета РК, 1993 г., № 17, ст. 421)- Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 25 июля 1995 г "О ветери­нарии" (Ведомости Парламента РК, 1995 г., № 14, ст. 94); Закон РК от 3 июля 1992 г. "О туризме" (Ведомости Верховного Совета РК 1992 г № 16, ст. 388); Закон РК от 19 мая 1997 г. "Об охране здоров'ья граж­дан в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента РК, 1997 г №> 10, ст. 109); Закон РК от 7 июня 1999 г. "Об образовании" (Юридиче­ская газета, 1999 г., 16 июня) и другие.

Содержание договора. Содержание договора возмездного оказа­ния услуг составляют обязанность исполнителя оказать услугу и обязанность заказчика оплатить ее.

Обязанность исполнителя вытекает из конкретного вида договора возмездного оказания услуг. Место и срок исполнения услуги, если это не предусмотрено в договоре, в ряде случаев может определяться общими положениями обязательственного права.

Основной обязанностью заказчика является оплата оказанных ему услуг Срок и порядок оплаты устанавливается договором (п.1 ст. 685 ГК).

в ст. 685 ГК закреплены принципы распределения между сторо­нами риска недостижения результата при невозможности исполнения. В этом одно из существенных отличий договора оказания услуг от договора подряда. В договоре подряда риск случайного неисполнения возлагается на подрядчика, в договоре оказания услуг в вопросе, свя­занном с последствиями неисполнения договора, действуют общие правила оснований ответственности за неисполнение обязательства (ст. 359 ГК). То есть действует правило ответственности за вину. Объясняется это тем, что в силу самого характера услуги достижение результата не гарантируется, поэтому заказчик, заключая договор оказания услуг, заранее принимает риск случайного неисполнения на себя

В соответствии с этим, если исполнитель виновен в неисполнении обязательства, он отвечает по общим правилам ст. 359 ГК. Однако в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, ус­луги подлежат оплате в полном объёме (п. 2 ст. 685 ГК). В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполни­телю фактически понесённые им расходы (п. 3 ст. 685 ГК).

Компенсацию расходов исполнителя не следует рассматривать как ответственность заказчика. Это скорее возврат сторон в первоначаль­ное положение, когда в силу невозможности возвратить в натуре то, что он получил от исполнителя в качестве услуги, заказчик обязуется выплатить исполнителю денежную компенсацию.

Нелишне подчеркнуть, что данные правила носят диспозитивный характер и могут быть изменены законодательными актами или дого­вором.

Стороны вправе в любое время отказаться от исполнения дого­вора. Следует подчеркнуть, однако, что ГК уделяет большое внима­ние охране интересов заказчика. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательства по договору лишь при условии полного воз­мещения заказчику убытков, причинённых расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика (п. 2 ст. 686 ГК). На заказчика же возлагается обязанность оплаты исполнителю лишь фактически понесённых им расходов (п. 1 ст. 686 ГК). То есть упу­щенная выгода, например, исполнителю не возмещается. Так как ис­полнитель ещё не оказал услугу полностью, он не имеет права на полное возмещение убытков, ему возмещаются лишь расходы на под­готовку к оказанию услуг и стоимость части фактически оказанных услуг.