Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М Чехов Уроки для профессионального актёра.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
298.38 Кб
Скачать

Теория и практика

 

17 Ноября 1941 года

 

Надеюсь, что вы по доброте душевной отнесётесь ко всем моим абстрактным теоретическим разговорам (если действительно усвоите их) как к самым что ни на есть практическим. Если мы их воспримем исключительно как теорию, тогда, конечно, в них не будет никакой пользы для нашей профессиональной бродвейской работы. Но если мы примем их и усвоим как советы, которые могут пропитать всё, что мы собираемся делать на сцене, тогда вы убедитесь, что это так. Всё зависит от того, как мы применяем эти, казалось бы, теоретические, вещи. Есть вещи более практические, чем другие, — например, атмосфера. Она может быть использована любым актёром на сцене. Позже вы поймёте, что я не даю ничего, что было бы чисто теоретическим.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ИЛИ НЕВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА.

Я предложу вам некоторые элементы, которые можно будет использовать везде почти как «трюки». Они позволят сделать вашу игру более выразительной. Моим студентам в школе пока рано о них знать, хотя на самом деле это не совсем «трюки». Но для нас они могут стать своего рода «трюками», если начать их применять. Мы знаем, что атмосферу можно использовать на сцене, чувство легкости можно и необходимо использовать. Эти два элемента делают актерскую игру более выразительной. Теперь я дам вам еще кое-что, от чего все на сцене станет еще более ярким.

Актерская игра теряет выразительность, если мы забываем или игнорируем один очень простой факт, который заключается в том, что человек (а актер — это увеличенный и расширенный «человек в квадрате») имеет одну особенность. Она заключается в том, что, когда мы что-то делаем или говорим, мы можем резко прервать нашу речь, действие или даже эмоцию, для того чтобы скорее перейти к следующему слову или делу. Это внезапное убийство или отсечение слова, эмоции или действия является тем, что калечит человека, а актера это калечит вдвойне. Самое невыразительное исполнение — это то, где актер обрывает свои слова, свои эмоции, свои действия, свое дело раньше, чем следует. Этот маленький факт делает актерскую игру либо выразительной, либо невыразительной. Мы попробуем на некоторых примерах и упражнениях, и вы поймете, что я имею в виду.

Теперь произнесите слово «да» так, чтобы после его произнесения что-то за ним последовало, как будто вы делаете жест рукой. Произнесите «да», а затем — жест рукой. После этого скажите «нет», и следом — жест. Протяните его. Теперь просто поверните голову, как будто вас позвали.

 

ПРОТЯЖЕНИЕ

Возьмем другой пример. Встаньте со стула и продолжайте вставать даже после того, как вы уже встали. Протяжение — это то, чего требует актерская природа. Оно может стать долгой и тянущейся паузой. На сцене не может быть паузы без этого протяжения. Чтобы уметь держать паузу, необходимо развить в себе эту способность продлевать, не продлевая в видимой реальности. Теперь произнесите слово «что» и войдите в долгую, протяженную паузу. Попытайтесь найти в себе достаточно уверенности, чтобы вы могли долго тянуть паузу. Вы увидите, насколько это приятно, — «блюдо» может быть замечательным, но особое удовольствие доставляет «соус». Это протяжение и является «соусом». Теперь встаньте и произнесите слово «что», и протяните его. Оно не прекращается, потому что мы актеры. Не актер не поймет, о чем мы говорим, но наша актерская природа страстно стремится к этому. Если мы сделаем все наоборот и закончим раньше времени, мы испытаем чувство пустоты и стыда.

Если мы разовьем эту способность продлевать то, что мы хотим и сколько мы хотим, это и будет один из тех «трюков», о которых я говорил. Теперь сделайте это еще раз, но как можно короче, сохраняя идею протяжения. Постарайтесь уловить грань между резким прекращением чего-то и хотя бы одним мгновением протяжения. Когда есть долгий период протяжения, тогда это довольно ясно, но мы не должны бояться протягивать даже на мгновение, чтобы обеспечить «соус». Это касается всего, что мы делаем на сцене: слов, эмоций, движений, слуха, произнесения слов. На сцене все можно делать таким образом — на самом деле по-другому делать и не стоит. Все остальные средства сухи и нехудожественны.

На сцене бывают моменты, когда нам необходимо резко оборвать свои слова, но даже тогда мы должны исполнить это так, как будто все еще остается небольшой «хвостик» для нас самих и для зрителя. Попробуйте произнести: «Ты зачем это делаешь?» Сначала сделайте это в полную силу и протяните. Затем произнесите: «Ты зачем?..» — и запнитесь, как будто что-то произошло. Оборвите слова для зрителя, но не для себя. Представьте, что я действительно резко оборвал речь, — тогда у меня возникает впечатление, что в пространстве, которое я покинул, ничего не осталось. Или у меня возникает иллюзия, что мое «другое я» по-прежнему витает и даже следует за мной. Это именно то, что нам нужно. Как актеры мы все время делаем это на сцене, а я только пытаюсь обратить ваше внимание на этот факт. Потому что вначале я упомянул, что все уже присутствует в нашей актерской природе, мне лишь необходимо вам на это указать.

 

ПОДГОТОВКА, ИЛИ ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ

Процесс протяжения является тем, что продолжает действие, слова и т.п., но есть еще и другой процесс протяжения, который предшествует действию, и он настолько же важен. Я должен начать произносить слово — «что» — прежде, чем я его произнесу. Перед тем как я заговорю, я должен внутренне начать говорить, а не делать это сразу, резко и сухо. Мы можем то же проделать и с жестом. Каждое короткое слово или звук, или длинная речь и все действо обрамляются неким чисто художественным нечто, похожим на воздух, который дает жизнь всему, что мы делаем на сцене. Без этого предшествующего и последующего воздуха или пространства все становится сухим и мертвым. Давайте повторим упражнение со словом «что». Чтобы сделать это еще более ясным, предварите его жестом правой руки и последуйте за ним жестом левой руки. Теперь сделайте то же самое, когда встаете: сначала внутренний жест подготовки, затем вы встаете, и потом следует протяжение.

 

ПАУЗА

Пауза на сцене, в смысле отсутствия слов, может быть тем, что следует за определенным действием. Пауза не может существовать самостоятельно, она всегда результат того, что только что произошло, или подготовка предстоящего события. В этом случае она становится паузой, наполненной театральным смыслом. Поэтому мы рассматриваем паузу на сцене как часть чего-то. Она должна быть продолжением или служить подготовкой. Самые красивые паузы являются продолжением чего-то, становясь поворотной точкой к новому действию. Конечно, есть паузы, которые являются только продолжением: пауза заканчивается, и наступает действие.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Сначала скажите: «Нет», — из чего последует пауза как продолжение «нет»; затем, когда я скажу о поворотной точке, подготовьте ее и подготовьте слово «да», которое будет результатом второй части паузы. Теперь повторите упражнение: подготовка «нет», протяжение, поворотная точка паузы, подготовка «да», произнесение и протяжение.

Зритель преданно следует за нами, если мы применяем определенные «трюки».

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ

Давайте поработаем над этюдом «Сцена в таверне», который состоит из серии атмосфер. Жизнь кипит, как в муравейнике. Люди в таверне пьют, шумят, двигаются в общей атмосфере хаоса. 1) Бессмысленная деятельность — хаос. 2) Атмосфера организуется: все поют, все включены в одну песню — гармония, возбуждение, движение, желание любви и т.п. 3) Момент, когда капитан отдает приказ —  короткий момент в дезорганизованной жизни, некий неприятный шок. 4) Скрытая жизнь — интимный разговор, секреты, шепот, усталость и измождение. Эта иссякающая жизнь дает диминуэндо — романтику. 5) Скандал, ссора, драка между моряком и любовницей. Это делит действие между девушкой и матросом — внимание! надвигающаяся беда: длинная пауза. 6) Из паузы выходит сопереживание, которое выражается в форме насмешки и поддразнивания матроса, обезумевшего и отчаявшегося, как животное, за которым гонятся. Это самая теплая и открытая атмосфера, но ее выражение противоречиво. Для матроса это одна неудача за другой, и он не знает, как к этому относиться. Пожалуй, с улыбкой.

Когда мы начинаем с правильной атмосферы, следуем за ней, затем ее теряем и следуем за нашей актерской игрой, забыв об атмосфере, это может привести нас к неверной выразительности. Было бы хорошо, если бы каждый раз вы возвращали атмосферу, следили за тем, есть ли атмосфера вокруг вас или нет. Если вы будете это делать и помнить об атмосфере, тогда вы сохраните правильное направление в вашей работе, будь то на Бродвее или здесь, в нашей студии.

 

ЧУВСТВО ЛЕГКОСТИ

Другой элемент, о котором мы говорили, — чувство легкости. Теперь давайте повторим некоторые из упражнений. Поднимите руки вверх так, чтобы у вас возникло ощущение, что они теряют свой вес. Теперь станьте на колени. Добавьте к этому слова «я опускаюсь» так, чтобы эти слова были наполнены чувством легкости. Увеличьте громкость своего голоса, но не кричите. Чувство легкости позволит вам громко говорить, но это никогда не будет криком. Крик на сцене бывает только тогда, когда вы не используете подготовку или предвосхищение и — протяжение. Он будет гораздо более эффектным, если сделан с подготовкой, протяжением и чувством легкости. Если вы будете заниматься этим, вы поймете, как приятно говорить громко и без крика.

Теперь произнесите слова клятвы — все громче, но без крика. Потом прошепчите клятву. Затем в обратном порядке, начиная с шепота. Теперь иначе — очень долгая подготовка, затем очень короткий шепот и протяжение. А теперь очень, очень длинная подготовка, очень короткая клятва и долгое протяжение.

Пятый урок

Упражнение

Повторение — энергия наращивания