
5.3. Почвы хейлуту
В отличие от рисовых почв, распространенных по всему миру, насыпные почвы хейлуту (темная земля) встречаются исключительно в Китае, более того, только на Лёссовом Плато, расположенном в среднем течении реки Хуанхэ. Следовательно, спектр их свойств значительно уже по сравнению со свойствами других искусственных почв, и определяется тремя главными факторами:
• климатическими условиями их ареала,
• субстратом, из которого они сформированы - лёссами,
• временем - столетиями скрупулезного тяжелого труда китайских земледельцев, вручную переносивших землю на свои поля.
Почвам хейлуту посвящено на несколько порядков меньше публикаций, чем рисовым, они имеют локальное значение, а интерес к ним объясняется почвенно-генетическими причинами, как к антропогенным почвам с известной историей и уникальным сочетанием природных факторов почвообразования. Полные описания почв хейлуту принадлежат А.Н. Розанову, работавшему в составе Советско-Китайской экспедиции в 1957-1958 гг. Эти почвы упоминаются в учебниках, показаны на почвенных картах Китая и были темой специальной экскурсии Международной группы по классификации почв (WRB) в 1998 г.
Лёссовое Плато Китая приводится в учебниках географии как эталон чрезвычайного развития эрозии, приводящей к формированию глубокорасчлененного рельефа «дурных земель», а также как территория с самыми типичными лёссами. Лёссовое Плато располагается в интервале абсолютных высот 800-1000 м на востоке, 2000-2500 м на западе, глубина расчленения 100-300 м. Рельеф его представляет собой сочетание узких гребней, плоских или выпуклых, с крутыми террасированными склонами и многочисленными глубокими оврагами (рис. 5.6). Длина овражной сети достигает местами 5-6 км на 1 км2. Столь сильная эродированность объясняется сочетанием характера осадков (преимущественно летних, часто в виде ливней) с легкой размываемостью лёссовых пород, первичным расчленением рельефа и многовековым отсутствием естественной растительности. Для защиты полей от эрозии крестьяне издавна применяли террасирование, при котором неизбежны перемещения.
Рис. 5.6. Лёссовое Плато в Китае (фото В.Н. Сукачева, больших масс земли. 1957) |
Лёссы в ареале хейлуту имеют желтовато-пале вы и цвет, в их гранулометрическом составе преобладает фракция крупной пыли, они пористы, микроагрегированы, разделяются на крупные вертикальные призмы, содержат карбонаты, которые наследуются и перераспределяются в профиле почвы. Определение исходной почвы в «почвенно-географической нише» ареала хейлуту затруднительно, поскольку природные почвы, как и естественная растительность, практически отсутствуют. В соответствии с зонально-провинциальной схемой, исходными могли быть каштановые, серо-коричневые и коричневые почвы или сероземы, хотя возможность формирования почв субтропического ряда ограничивается глубоким промерзанием (до 70 см) и позднелетним максимумом осадков - особенностями климата, не совместимыми с режимами коричневых и серо-коричневых почв средиземноморских и засушливых субтропиков.
В профиле почв хейлуту выделяется темный насыпной горизонт мощностью 20-50 см, называемый также пахотным, окультуренным или антропогенным. Он образован ежегодным внесением на поверхность почвы землистых удобрений, состоящих на 70-80% из лёсса в сочетании с компостом из хозяйственных отбросов, пожнивных остатков, навоза и фекалий, нормы внесения- 7-15 т/га.год (Розанов, 1959), что обусловливает приращение почвы вверх на 2 см в столетие. Если исключить эрозионный снос, то обычная для хейлуту мощность искусственного горизонта в 50 см предполагает его 2-3-тысячелетний возраст. Бесспорным аргументом в пользу насыпного происхождения толщи хейлуту служит наличие в ней артефактов - черепков керамической посуды, угольков, костей и пр.
Пахотный горизонт сменяется «остатками» прежней почвы или лёссом; характерна перерытость землероями, рыхлость сложения, вскипание с поверхности. Карбонаты представлены как обломочными (первичными) формами, так и новообразованными - пропиточными и псевдомицелием. Микроморфологические формы карбонатов - равномерно рассеянный микрит в основной массе и люблинит в порах (Минашина, 1966'), свидетельствуют как об оструктуривании карбонатами, так и об их динамичности. Гипс и легкорастворимые соли отсутствуют.
Нижние части антропогенной толщи имеют более светлую окраску, связанную, вероятно, с частичной минерализацией органического вещества при постепенном захоронении. Эрозия ограничивает мощность профилей хейлуту, однако ее воздействие отчасти компенсируется естественной аккумуляцией в средних и нижних частях склонов, эоловыми процессами перераспределения пылеватого материала, а также постоянным восстановлением крестьянами эрозионных потерь путем перестройки террас, добавок лёсса и землистого удобрения.
Содержание гумуса в верхнем постоянно обрабатываемом слое слегка превышает 1 % и постепенно убывает с глубиной, иногда обнаруживаются нерегулярные колебания в погребенных насыпных горизонтах. Почвы с содержанием гумуса 1,2-1,7% А.Н. Розанов называет глубоко окультуренными старопахотными с мощным (80-90 см) намытым слоем и высоким для хейлуту содержанием подвижного фосфора - 15 мг/кг. Хейлуту имеют нейтральную или слабощелочную реакцию, ЕКО составляет 10-16м-экв/100 г, почвы насыщены основаниями, с резким преобладанием кальция.
Таким образом, в формировании почв хейлуту в значительной мере участвуют природные факторы, почвы прекрасно «вписываются» в природную обстановку территории, где они были созданы и потому устойчиво сохраняют свои признаки при прекращении действия антропогенных механизмов. Можно сказать, что они заменили собой естественные почвы и функционируют как неотъемлемый компонент экосистем Лёссового Плато. |