Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rabota_po_teatru_Zhitkovsky_Alexey(1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
59.38 Кб
Скачать
  1. «Зеленые Святки» и Иван Купала

Неделю, предшествующую Православной Троице в народе называли Русальной либо Семицкой неделей. Дело в том, что четверг этой недели, был седьмым четвергом после Пасхи, в простонародье – Семиком. Сам Семик являлся одним из самых больших годовых календарных праздников. Однако различные обряды и действа приходились не только на четверг, но и на другие дни. В народе Семицкую неделю сравнивали по масштабу гуляний и количеству обрядовых элементов с Рождественской – именно поэтому данный праздничный цикл именовался «Зеленые Святки».

Для краткого описания обряда совершаемого в Семик, воспользуемся выдержками из книги «Сказания русского народа. Народный дневник» И.П. Сахарова, известного исследователя фольклориста XIX века.

«Семик отправляется народом в четверг в рощах, лесах, на берегах рек и прудов. К этому дню рубят березки, красят яйца в желтую краску, готовят караваи, сдобники, драчены и яичницы. С рассветом дня молодежь расставляет березки по домам, улицам и дворам. В Тульской губернии семицкая береза называется кумою... В старину наши старики хаживали встречать Семик на могилах родителей, где, после поминовения, они с своими семействами разъедали яичницы и драчены. Отсюда молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез. Здесь пели, плясали, играли в хороводы до глубокой ночи. После игр «всею гурьбою» заламывали березку, обвешивали ее лентами и лоскутками, и с песнями возвращались домой.

. Семицкие венки в одних местах сохраняются в избах до Троицына дня, а в других бросают их в воду с гаданием: потонет ли венок или нет?... Подруги бросают свои венки вместе, а иногда и брат с сестрой. Нередко случается, что влюбленные, как будто нечаянно, бросают свои венки вместе. Догадливые люди о сближении таких венков на воде нередко угадывают о близкой свадьбе…»3

Еще один обряд, совершаемый на Семицкой неделе, именуется Проводы (иногда Похороны) Русалки. Этот обряд совершался с теми или иными видоизменениями в зависимости от особенностей местности, где жили крестьяне. Сейчас трудно говорить о каком-то едином каноне этого обряда, однако сущность его заключалась в следующем: русалку, изображаемую соломенной куклой (в некоторых вариантах русалку могла «играть» специально избранная девушка), провожают или, точнее, выпроваживают в поле. В этом шествии могли участвовать ряженые персонажи (попы, цыгане, старики, уродцы и проч.), сопровождалось оно, как правило, песнями и речевой игрой. В работе В.Я.Проппа приведено довольно позднее свидетельство свершения этого обряда (XX век):

«Куклу русалки одетую в белое клали на носилки. Одна из девушек наряжалась попом. Стебли тростника изображали свечи, коврик или дорожка – рясу, стоптанный лапоть – кадило. Процессия направлялась в ржаное поле, где куклу раздевали. Фигуру русалки и палки носилок бросали в лог около ржаного поля». 4

Итак, на Русальной неделе проводилось несколько, на первый взгляд не связанных между собою обрядов. При этом каждый обряд включал в себя несколько разнородных элементов. Почему это так? В обрядах Русальной недели хорошо прослеживается напластование различных культурных традиций и смена народных мировоззренческих парадигм. Так, ритуалы, связанные с растительностью: загибание березок, плетение венков - имеют древнейшее происхождение. Человек в этих ритуалах еще не отделяет силу природы от самой природы. Он поклоняется и чествует сами природные формы (по одной из традиций березку пригибали к земле, передавая тем самым силу молодого цветущего дерева почве). Похороны Русалки – обряд более новый. Здесь мы видим отделение природного духа от самой природы. Ритуал фокусируется на кукле, либо человеке «играющем» русалку. Еще более новым вкраплением является участие в праздничном Русальном шествии ряженых, символизирующих различные людские типы, например тип священника. «Поп с кадилом» - юмористический персонаж обряда возникает на позднейших стадиях его развития. С одной стороны его функция – придать процессии серьезный вид, с другой – рассмешить. Появление таких персонажей меняет характер праздника, приближает его к карнавалу.

Формы праздников претерпевали со временем те или иные изменения. В обряды включались актуальные для своего времени элементы, отражающие новейшие верования. Именно поэтому мы можем утверждать, что древнерусские праздники являются праздниками синкретическими, сочетающими в себе элементы разновременных культур.

Иван Купала – другой крупный календарный праздник Древней Руси. День этот приходится на день летнего солнцестояния, пик природной активности. Характер праздника - также синкретический. Уже в самом названии его кроется двойственность. Православная Церковь праздновала в этот день рождество Иоанна Крестителя. Именно отсюда вдет начало этимология праздника, хотя сам он, очевидно, праздновался задолго до пришествия христианства на Русь и никакого отношения к Иоанну Крестителю (крещение по-гречески – буквально «погружение в воду») не имеет.

Обрядовая составляющая Ивана Купалы варьируется в зависимости от региона, однако основные элементы праздника мы все же можем определить. Эти элементы, что удивительно, достаточно четко описаны в русских средневековых летописях, Церковных положениях и посланиях. Церковь, приурочившая день рождества Предтечи к древнему языческому празднику, боролась с обрядами Купалы на протяжении всей своей истории. Тон церковных посланий, конечно же, тон возмущенный, запретительный, но от этого сами описания обрядов становятся более живыми и красочными. Вот, к примеру, выдержки из поздней Густынской летописи (XVII век), наглядно иллюстрирующие Купальские обряды:

«Сему Купалу... память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ...»

Следует оговориться, что никакого божества Купалы у древних славян не существовало. Упоминающийся в летописи Купала, скорее всего - плод воображения самого летописца. Однако ход обряда указан в летописи верно – это подтверждается многими более ранними и поздними списками.

Следует отметить, что праздник Купалы мог включать в себя и некоторое иные обрядовые формы, такие как: сожжение куклы, либо молодого дерева украшенного лентами и венками, сплавление венков по воде, различные коллективные игрища, танцы, песни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]