
3.2 Преодаление раскола в 2007 году
После 1927 года общение между Священноначалием Церкви в Отечестве и иерархами в зарубежье было прервано на долгие десятилетия. В 1934 году заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издал указ о запрещении в священнослужении митрополита Антония (Храповицкого) и нескольких зарубежных иерархов. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви не признал данного постановления. После кончины первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Антония, последовавшей в 1936 году разделение сохранялось и далее, при его наследниках. В августе 1938 года в Сремских Карловцах состоялся Второй Всезарубежный Собор.
В годы Второй Мировой войны некоторые из представителей Русской Зарубежной Церкви выражали надежду на освобождение России от власти большевиков силой оружия. Другие архипастыри, наоборот, ожидали победы Красной армии и именно в этом видели победу России. Так епископ Шанхайский святитель Иоанн (Максимович) совершал денежные сборы на нужды Красной армии и служил благодарственные молебны после ее побед над гитлеровцами, архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) управлявший русскими приходами в Болгарии категорически отказывался благословлять русских эмигрантов на борьбу против России. По окончании войны, 10 августа 1945 года, патриарх Московский и всея Руси Алексий I обратился с посланием к зарубежным архипастырям и клиру, где призывал их к единству с Московским Патриархатом, и многие архипастыри вняли ему, заметно умалив число приверженцев Зарубежного Синода. Стоит отметить, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, находясь в Югославии в 1945 году, отслужил панихиду по митрополиту Антонию.
При этом Архиерейский Синод продолжил свою деятельность. В ходе войны он покинул Сремские Карловцы, с 1946 года находился в Мюнхене, а с 1950 года - в Нью-Йорке. Сразу после войны к нему примкнул ряд архиереев-беженцев из СССР.
Оставаясь в разрыве с Церковью в отечестве, Зарубежная Церковь сохраняла понимание себя как неразрывной части Русской Церкви, временно отчужденной силой внешних обстоятельств. Это выразилось в принятом в 1956 году Положении о Русской Православной Церкви Заграницей, в котором она определяется как «неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти».
Святитель Западно-Американский и Сан-Франциский Иоанн (Максимович) говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю патриарха Алексия. Он патриарх. И наша молитва всё-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней. А административно нам приходится, ради нашей паствы и ради известных принципов, идти этим путем, но это нисколько не нарушает таинственного единства всей Церкви». В середине 1960-х годов архиепископ Иоанн писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею, когда исчезнут причины, разъединяющие их».
В течение десятилетий Русская Зарубежная Церковь усердно хранила традиции православного благочестия, восходящие к дореволюционной Руси, активно занималась издательской и просветительской деятельностью. Продолжалась и монашеская жизнь. Новым воплощением почаевских иноческих традиций стал монастырь святого Иова в Ладомирове (Чехословакия), основанный в 1923 году. В 1946 году братия монастыря переехала в Соединенные Штаты Америки, где влилась в состав Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), основанного в 1930 году. Свято-Троицкий монастырь стал главным духовным центром Русской Зарубежной Церкви. Здесь была основана в 1948 году и Свято-Троицкая духовная семинария, которая стала духовно-образовательным центром Церкви, здесь же возобновилось и начатое в монастыре святого Иова издательское дело. Трудами братии издано множество газет, журналов и книг, часть которых с большими затруднениями удавалось порой переправлять в Россию. Там, где в советское время издание духовной литературы было крайне ограничено, хорошо знали такие сочинения авторов из Русской Зарубежной Церкви, как «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Толкование на Четвероевангелие» и «Толкование на Апостол» архиепископа Аверкия (Таушева), «Догматическое богословие» протопресвитера Михаила Помазанского.
При первоиерархе митрополите Филарете (Вознесенском), состоялся III Всезарубежный Собор в сентябре 1974 года в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
В годы разобщения с Церковью в отечестве, Русская Зарубежная Церковь огородилась от общения с большинством других Поместных Православных Церквей, настаивая на неприемлимости ложного экуменизма и сетуя о отступлении большинства Церквей от церковного юлианского календаря. При этом, Зарубежная Церковь неизменно находилась в евхаристическом общении с Сербской Православной Церковью.
Восстановление единства Русской Православной Церкви началось с конца атеистического режима и возрождения Церкви в России. Ознаменовалось это торжественным празднованием в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. Поместный Собор 1988 года канонизировал патриарха Тихона и целый ряд подвижников, Церкви стали постепенно возвращаться храмы и монастыри. Эти перемены дали надежду на скорое восстановление единства и члены Поместного Собора 1988 года призвали Зарубежную Церковь к переговорам, но в 1990 году, несмотря на несогласие ряда архипастырей, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес решение об открытии приходов своей юрисдикции на канонической территории Московского Патриархата, что снова обострило отношения.
В 1991 году СССР открылась новая возможность к сближению. В октябре 1991 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II в открытом письме участникам Конгресса соотечественников сказал: «Внешние оковы агрессивного безбожия, долгие годы связывавшие нас, пали. Мы свободны, и это создает предпосылки для диалога, ибо именно свобода нашей Церкви от гнета тоталитаризма была тем условием встречи с заграничными братьями и сестрами, о котором неоднократно говорило Священноначалие Русской Зарубежной Церкви».
Определенным этапом в развитии диалога стали начавшиеся в 1993 году регулярные собеседования между представителями Московского Патриархата во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Марком. В совместном заявлении участников последнего, девятого собеседования, прошедшего в декабре 1997 года, было отмечено: «Все мы воспринимаем себя как чада духовных устоев Русской Церкви. Она есть Матерь-Церковь для всех нас... Мы согласны в том и отмечаем, что благодатность таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос...». Начиная с 1990-х годов, епископ Лавр (Шкурла), сыгравший центральную роль в воссоединении, начал свои регулярные неофициальные посещения России для ознакомления с действительностью ее церковной жизни. В 1994 году на Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в Лесне было принято решение начать сближение с Московской Патриархией. Однако, первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Виталий вновь приостановил процесс сближения, а отчуждение имущества Зарубежной Церкви на Святой Земле обострило отношения, вновь отсрочив излечение размежевания.
Важной вехой на пути к единству стал Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве в августе 2000 года. Собор прославил новомучеников и исповедников Российских, принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где прояснялась позиция Московского Патриархата в отношении к государственной власти, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором ясно излогалось видение межконфессионального диалога. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе назвал разделение между Церковью в Отечестве и Церковью за границей «исторической трагедией русского народа» и призвал Русскую Зарубежную Церковь к единству. Решения Собора были положительно восприняты в Русской Зарубежной Церкви, а уход митрополита Виталия на покой и возведение владыки Лавра на первоиераршескую кафедру открыло путь к сближению.
24 сентября 2003 года в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялась встреча президента Российской Федерации В. В. Путина с митрополитом Лавром. Президент Путин передал митрополиту Лавру письмо от патриарха Алексия, а также, от своего имени и от имени патриарха, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. В ноябре 2003 года Москву посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви, прошли переговоры, при которых стороны выразили волю к установлению молитвенно-евхаристического общения и решили создать комиссии, призванные способствовать решению накопившихся за годы разделения проблем. В декабре 2003 года эти коммиссии были созданы и состоялось, обсудившее вопросы церковного единства, Всезарубежное пастырское совещание Русской Зарубежной Церкви, в котором приняли участие и клирики Московского Патриархата. В своем обращении участники Пастырского совещания заявили, что приветствуют шаги, направленные к единству Русской Церкви. Знаменательным событием стал визит в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с ее первоиерархом митрополитом Лавром 14-27 мая 2004 – первый официальный визит первоиерарха Русской Зарубежной Церкви за все годы разделения. В ходе паломнических посещений и собеседований достигалось более глубокое взаимопонимание, а символичным событием визита стала совместная закладка патриархом Алексием и митрополитом Лавром храма на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне, которая состоялась 15 мая. Подробную работу по обсуждению и осмыслению, разделявших Церковь проблем, проделали комиссии обеих сторон. Они встречались в Москве (ОВЦС, 22-24 июня 2004), Мюнхене (14-17 сентября 2004), Москве (17-19 ноября 2004), окрестностях Парижа (2-4 марта 2005), Москве (26-28 июля 2005), в Наяке (штат Нью-Йорк, 17-20 февраля 2006 года), Москве (26-28 июня 2006) и Кёльне (24-26 октября 2006).
В октябре 2004 года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который одобрил уже достигнутые результаты работы комиссий, а в мае 2006 года IV Всезарубежный Собор, состоявшийся в Сан-Франциско, принципиально одобрил курс к единству. Комиссии закончили свою работу в ноябре 2006 года, выработав за это время проекты документов, определяющих канонический статус Русской Зарубежной Церкви в составе Московского Патриархата, отношение сторон к проблемам взаимоотношений Церкви и государства, Православной Церкви и инославия. Все эти документы впоследствии были одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей. Одновременно с проведением переговоров Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь осуществили ряд совместных начинаний, свидетельствующих, что объединение находит живой отклик среди православной паствы. Несмотря на казавшееся сильным противостояние среди немалой части зарубежной паствы, под молитвенным и мудрым водительством митрополита Лавра Зарубежная Церковь смогла подойти к воссоединению, потеряв лишь очень немногих чад. Наконец, 17 мая 2007 года в Московском храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание патриархом Московским и всея Руси Алексием II и первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, после подписания которого, состоялось первое совместное богослужение. Оба предстоятеля, совершив свой исторический труд по воссоединению Церкви, скончались в следующем 2008 году.
Вывод
Рассмотрев данную роботу можно сделать такие выводы:
запрет на избрания патриарха, сиграл очень плохую роль в жизни РПЦ. после 1700 года церковь полностию перешла под управление государя, и все церковные дела проходили через государственые инстанции. только к концу 19 века и начале 20 РПЦ избрала ВЦУ. за это время много земли, пренадлежавшей приходам и монастырям, было забрано государством, а православие стало культом.
после свержения с престола царя и прихода большивизма, в РПЦ произошол разрыв связи между епархиями которые находились
(5 абзацев)