
- •Тема 10. Международная конкуренция в современных условиях
- •Сущность и формы международной конкуренции.
- •2. Теория конкурентных преимуществ м.Портера.
- •3. Особенности международной конкуренции в условиях глобализации мировой экономики.
- •Конкурентоспособность фирмы, отрасли.
- •5. Конкурентоспособность страны.
3. Особенности международной конкуренции в условиях глобализации мировой экономики.
Формирование конкурентных преимуществ разных стран и их позиций на мировых рынках – процесс закономерный. Изучение этого процесса составляет важнейшую часть теоретических разработок американского ученого М. Портера. Сущность его учения в целом заключается в том, что в процессе формирования конкурентных преимуществ разных стран последние проходят определенные стадии, а именно: стадию факторов – стадию инвестиций – стадию инноваций – стадию богатства (см. рис. 10.3).Понимание данной закономерности является ключевым моментом в разработке и реализации экономической политики любого государства. Далее будет рассмотрена каждая из стадий.
Стадия факторного развития конкурентных преимуществ. Эта стадия формирования конкурентных преимуществ развивается исключительно на основе ценовой стратегии, т.е. за счет снижения цен на продукцию отраслей, где используется несложная, недорогая, весьма доступная технология, закупленная в других странах, т.к. своих технологий у государства практически нет. Конкурентные преимущества на данной стадии заключаются только в ее природных факторах производства, их рациональном использовании. Ни одна из стран мира не миновала этой стадии развития конкуренции.
Состояние национальной экономики, находящейся на уровне данной стадии, характеризуется резким снижением числа отраслей, способных вести жесткую конкурентную борьбу на внешних рынках. Экономика такой страны очень уязвима, особенно к изменениям валютных курсов, колебаниям спроса и предложения. Такая ситуация характерна для развивающихся стран, а также стран с плановой экономикой. Многие из них десятилетиями «застывают» на этой стадии развития международной конкуренции.
Стадия инвестиционного развития конкурентных преимуществ. Для данной стадии характерно агрессивное инвестирование финансовых средств в национальную экономику. Цели инвестирования строго обозначены – это новейшее оборудование, высокие технологии, сфера НИОКР, инновационная активность компаний (патенты, лицензии, ноу-хау и др.). Инвесторами выступают само государство, товаропроизводящие компании (свои и зарубежные), физические лица (свои и зарубежные).
Рост объема инвестиций в национальную экономику приводит к созданию новых, прогрессивных факторов производства, развитию рыночной инфраструктуры. За счет этого, а также благодаря улучшению структуры управления фирмой, появлению грамотно разработанных внешнеэкономических стратегий, конкурентные преимущества страны резко возрастают.
Экономика, базирующаяся на природных
ресурсах
Экономика, базирующаяся на знаниях
Страны с низким уровнем дохода
Страны со средним уровнем дохода
Страны с высоким уровнем дохода
Конкуренция на основе факторов
производства
Конкуренция на основе инвестиций
Конкуренция на основе инноваций
Конкуренция на основе богатства
У
падок
Рисунок 10.3 – Четыре стадии развития нации по М. Портеру
Принципиальное отличие данной стадии от предыдущей в том, что круг отраслей, в которых компании-производители получают реальные преимущества перед соперниками, растет. Но экономика такой страны пока еще не имеет условий для развития «кластеров». Производство продолжает функционировать на основе иностранной техники, технологии, оборудования, даже на иностранных деталях или компонентах. Вместе с тем появляются отрасли, которые переживают бурную модернизацию производства на основе собственных технологий и ноу-хау.
Роль государства на стадии инвестирования трудно переоценить, так как направления капиталов, снижение возможных рисков, поощрение эксперта находятся под воздействием государственных механизмов регулирования.
Стадия инновационного развития конкурентных преимуществ. Стадия инновационного развития наступает, когда в полном объеме в экономике присутствуют все составляющие «ромба». Совокупность отраслей, способных конкурировать на мировых рынках, очень велика. Потребительский спрос разнообразен – с ростом личных доходов населения, повышением его образования, стремлением к личному комфорту. Во всех крупных «кластерах» развиваются отрасли, обслуживающие экономику на уровне международных стандартов.
Роль государства на инновационной стадии заметно изменяется: у него иные формы вмешательства, иная философия воздействия на национальную экономику. Распределение капиталов, лицензионный контроль, протекционизм, экспортные субсидии и прочие формы прямого традиционного вмешательства государства теряют в новых условиях смысл. На смену им приходит такое воздействие, как импульс инноваций, умение их производить, анализ будущих направлений и многое иное. Контролировать эти процессы практически невозможно. Преуспевающие в международной конкуренции фирмы самодостаточны и не принимают излишнего воздействия со стороны государства, а только косвенные формы государственного регулирования.
Стадия богатства в развитии конкурентных преимуществ. Данная стадия характеризуется тем, что движущей силой развития национальной экономики становится достигнутое в обществе изобилие. Интересы всех уровней общества смещаются в плоскость социальных целей. Эти цели сами по себе похвальны: в конечном счете любое государство в лице своего правительства обязано обеспечить достойный уровень жизни своему народу. Но практика показала, что это дорого обходится стране, если она вовремя не спохватится.
Явные признаки этой стадии могут долго не проявляться. Но если ведущие отрасли экономики начинают терять свои конкурентные преимущества на рынках, происходит цепная реакция, процесс декластеризации. Экономика постепенно теряет позиции в конкуренции: вначале там, где производят конечную продукцию, затем там, где выпускают комплектующие, наконец – в самих отраслях машиностроения.
В итоге страна становится привлекательной для размещения иностранных филиалов, владельцы которых активно скупают национальные производства. Конкуренция вновь возвращается к своим ценовым формам. Растут формы прямого вмешательства государства в экономику.
Таким образом, стадия богатства медленно, но верно подводит страну к упадку, спаду производства и потере конкурентных преимуществ. Страна становится страной контрастов: с одной стороны, это еще богатая страна, которая ставит перед собой большие социальные цели, ее инвестиции в другие государства могут даже превышать инвестиции в свою собственную страну, имеет место группа высокодоходных корпораций и граждан; с другой – это страна, где уже налицо все признаки того, что экономика «буксует»: экономическое положение фирм ухудшается, затраты на социальные программы опережают возможности экономики их оплачивать, растет безработица, средний уровень жизни падает и т.д.
Можно сделать вывод, что во время трех первых стадий страна испытывает экономический рост, повышает конкурентоспособность хозяйства и благосостояние населения, причем ее экономика переходит от формы развития на основе использования природных ресурсов к экономике, базирующейся на знаниях – экономика знаний. На четвертом этапе развитие замедляется и в стране начинается спад.
Ключевым моментом в развитии стран являются стадии перехода с одной ступени на другую. Необходимо отметить, что переход стран с первой ступени на вторую ступень осуществляется легче, чем со второй ступени на третью. К странам, осуществившим успешный переход на стадию конкуренции на основе инноваций можно отнести, в первую очередь, такие малые страны как Финляндия и Ирландия. Также важным моментом в истории страны является идентификация начала переход страны на четвертую ступень развития, которая заканчивается упадком. Среди малых стран Западной Европы такой опасности подверглись, по крайней мере, Швейцария и Швеция в начале 1990-х гг.
Международные рейтинги конкурентоспособности национальных экономик
Международные рейтинги конкурентоспособности стран представляют собой ценные, динамичные и постоянно обновляемые критерии для людей, принимающих решения. Бизнес-сообщество использует их как инструмент, необходимый для определения инвестиционных планов и оценки места расположения новых предприятий. Правительственные организации найдут в них важные показатели и критерии для оценки своей политики в сравнении с другими странами, а также для оценки результатов деятельности во временной перспективе. Исследователи также используют исключительно важные данные ежегодников для того, чтобы лучше понять и проанализировать то, каким образом страны конкурируют на мировом рынке.
Две самые авторитетные организации, занимающиеся составлением рейтингов конкурентоспособности национальных экономик:
- Международный институт управления развитием (IMD);
- Всемирный экономический форум (WEF).
Методологические положения IMD по оценке мировой конкурентоспособности стран
IMD является центром мировой конкурентоспособности. Он одним из первых начал заниматься проблемами конкурентоспособности в 1989 г. ЕМК представляет всеобъемлющий доступ к данным о конкурентоспособности, распределив по местам страны на основании 331 критерия, каждый из которых анализирует определенный аспект конкурентоспособности. Он содержит наиболее всеохватывающую базу данных, состоящую на 2/3 из основных данных, дополненных на 1/3 данными опросов. Таким образом, IMD, опираясь на выверенные статистические данные и точные оценки из достоверных источников, выглядит более осторожным и консервативным. С одной стороны, это делает рейтинги IMDменее уязвимыми для критиков, с другой – они более объективны и детализированы.
Задача IMD заключается в том, чтобы анализировать, каким образом страны и предприятия управляют всем комплексом своих компетенций для повышения благосостояния.
Конкурентоспособность страны определяется критериями по четырем разделам:
- Экономическая деятельность (78 критериев) – макроэкономическая оценка национальной экономики;
- Эффективность правительства (71 критериев) – в какой степени политика правительства способствует конкурентоспособности;
- Эффективность бизнеса (68 критериев) – в какой степени национальная среда стимулирует предприятия действовать новаторски, ответственно и способствует получению прибыли;
- Инфраструктура (114 критериев) – в какой степени базовые, технологические, научные и человеческие ресурсы отвечают потребностям бизнеса.
Каждый из этих факторов разделен на пять подразделов, которые раскрывают каждый аспект анализируемой области. Каждый подраздел фактора независимо от количества критериев, которое он содержит, имеет то же значение в общем консолидированном результате, т.е., 5% (20*5=100). И, наконец, суммирование результатов 20 подразделов факторов дает полную консолидацию, которая ведет к общему распределению по местам в рейтинге.
Следует отметить, что основные данные берутся их международных, национальных и региональных организаций и частных институтов, в опросах принимают участие более 4000 респондентов, точность данных – результат сотрудничества с 57 институтами-партнерами в разных странах.
По мнению IMD, конкурентоспособность экономики не может определяться только по ВВП или по производительности, поскольку предприятия должны также оцениваться по политическим, общественным и культурным измерениям. Следовательно, странам нужно обеспечивать среду, которая имеет наиболее эффективную структуру, организации и политики, которые способствуют конкурентоспособности предприятий.
Согласно результатам нового исследования Института менеджмента, тройка лидеров с прошлого года не изменилась. Мировым лидером по конкурентоспособности стал Гонконг (Особый административный район Китая). Далее идут Соединенные Штаты и Сингапур — на втором и третьем местах соответственно. В первую десятку самых конкурентоспособных экономик вошли: Швеция, Швейцария, Тайвань, Канада, Катар, Австралия и Германия.
Методологические положения WEF по оценке мировой конкурентоспособности стран
Всемирный экономический форум в Давосе, основанный в форме фонда в 1971 г. измеряет способность экономики достичь и поддерживать стабильный экономический рост. Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 году. Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывая весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.
Эксперты при составлении индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.
Следует также отметить, что этот центр является составной частью Международного института развития менеджмента (IMD).
Методология исследования для ежегодного отчета строится на анализе и ранжировании способности государств: во-первых, создавать, а, во-вторых, поддерживать среду, в которой предприятия могут эффективно конкурировать. Поскольку создание национального богатства происходит преимущественно на уровне компаний и предприятий (частных и государственных), то данная область исследований называется «конкурентоспособность предприятий». Но предприятия, как известно, существуют в национальной бизнес-среде, которая либо усиливает, либо тормозит их способность к конкуренции как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
В своем исследовании ВЭФ использует такие же четыре основные группы факторов конкурентоспособности, что и IMD. Однако существуют различия. Если IMDстроит свои выводы на показателях, где две трети – твердая статистика, а одна треть – экспертные оценки, то рейтингование ВЭФ осуществляется на основе обратного соотношения: одна треть – твердая статистика, а две трети – экспертные оценки, полученные путем опросов.
Таки образом, более «мягкая» методология Давосского форума позволяет анализировать большее количество стран, включая также и те, по которым статистика либо отсутствует, либо ненадежна.
В этом году более 14000 лидеров бизнеса были опрошены в 142 государствах.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое место. Далее идут Сингапур и Швеция — второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Финляндия (4 место), Германия (6), Нидерланды (7), Дания (8) и Великобритания (10). Япония, которая занимает девятое место, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на целых три позиции по сравнению с прошлым годом.
Соединенные Штаты за минувший год опустились на одну позицию и теперь занимают пятое место в рейтинге.
Европейские страны продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Германия, которую ныне принято считать «локомотивом еврозоны», продолжает лидировать, хотя и спускается на одну строчку вниз — до шестого места, в то время как Нидерланды (7 место) перемещаются на одну позицию вверх, Франция (18 место) спускается на три места вниз, а Греция продолжает падение и спускается до 90 места, худшей позиции в Европейском Союзе. Лидерами снижения конкурентоспособности в регионе стали Словения, Черногория и Румыния, которые потеряли 12, 11 и 10 позиций, соответственно.
Результаты показывают, что в то время как конкурентоспособность в развитых экономиках находилась на одном и том же уровне последние семь лет, во многих развивающихся экономиках конкурентоспособность выросла, что делает их рост более устойчивым и отражает смещение экономической активности от развитых экономик в их пользу.
Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, который поднялся на одну позицию и достиг 26 места. Что касается остальных экономик БРИКС, Южно-Африканская Республика (50 место) и Бразилия (53) двигаются в рейтинге вверх, а Индия (56) и Россия (66) несколько снижают позиции.
Место России в рейтинге ВЭФ за минувший год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Казахстан (72 место), Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует. Это связано с тем, что в Республике Беларусь не проводятся опросы экспертов (обязательное условие включения в рейтинг).
Среди ближневосточных экономик Катар (14 место) укрепляет свои позиции в первой двадцатке, а Саудовская Аравия (17) впервые входит в эту группу; за ними следуют Израиль (22), ОАЭ (27), Кувейт (34) и Бахрейн (37). Большинство стран Персидского залива продолжают свое продвижение вверх в рейтинге. В то же время ряд арабских государств, в которых наблюдались политические волнения или произошла смена власти, продемонстрировали существенное снижение конкурентоспособности своих экономик. Среди них: Египет (90 место, -13 позиций), Иордания (71 место, -6 позиций), Тунис (40 место, -8 позиций).
Среди стран Африки южнее Сахары в верхнюю половину рейтинга попали Южная Африка (54 место) и Маврикий (54), следом за ними идут лучшие страны региона — игроки второго эшелона: Руанда (70), Ботсвана (80) и Намибия (83).
В Латинской Америке и Карибском бассейне лидирует Чили (31 место), за ними следуют Барбадос (42), Панама (49), Бразилия (53), Мексика (58) и Перу (67).
Замыкают рейтинг Йемен, Ангола, Бурунди, Гаити и Чад, который занял последнее — 142 место.