
Ландшафтно-гидрологическое районирование речного бассейна
Ландшафтно-гидрологическое районирование бассейна является основным способом обобщения его гидрографической структуры и гидрологических характеристик. Выделяемые на основании сочетания ландшафтного и бассейнового принципов районы должны отвечать определенному уровню физико-географической однородности. В горах это, фактически, часто означает типы закономерного сочетания неоднородных ландшафтов. В то же время районы должны представлять собой крупные бассейны притоков или рационально выделенные частные подбассейны, границы которых проводятся по наиболее выраженным водоразделам. Метода полностью объективной классификации и районирования такого рода пока не существует, поэтому любая предлагаемая схема будет базироваться на экспертных оценках и содержать значительный элемент субъективизма.
На рис. 3в представлена схема ланшафтно-гидрологического районирования, включающая 5 районов: верховья Буреи и Нимана; правобережье среднего течения Буреи; левобережье среднего течения Буреи; бассейн Тырмы; бассейн низовий Буреи. Следует отметить, что р.Ниман в месте слияния с Буреёй имеет большую площадь водосбора и более высокий порядок Хортона-Стралера, т.е. является в действительности верховьями Буреинского бассейна. Исходя из этого, а также принимая во внимание ландшафтные контуры, район «правобережье среднего течения Буреи» в действительности идет по правобережью Буреи до слияния с Ниманом, а затем по правобережью Нимана. Соответственно построен район «левобережье среднего течения Буреи», поэтому сама верхняя Бурея пересекает его в верхней части.
При выделении районов учитывались в первую очередь характеристики рельефа (высоты, уклоны) и иерархическая структура главных водотоков бассейна. В то же время анализировались карты, характеризующие ландшафтные компоненты, - геологическая, почвенная, растительности. Особый интерес представляет техника проведения границ районов. Они везде совпадают с разнопорядковыми водоразделами, так как проводились по границам частных водосборов. Районы, таким образом, представляют собой замкнутые непересекающиеся множества элементарных структур – частных водосборов. Несмотря на «негладкий», фестончатый вид полученных таким образом границ, они представляют собой наиболее логичный и технически самый простой способ сочетания ландшафтного и бассейнового принципов при районировании.
Район 1 - бассейн низовий Буреи от её слияния с р.Тырма, где речная система приобретает 8-й порядок. Он характеризуется сочетанием мелкогорного, холмисто-увалистого и равнинного рельефа, и по карте физико-географического районирования СССР [13] относится к Притурано-Мамынской и Зейско-Буреинской провинциям Амуро-Зейской области. Район 2 – бассейн р.Тырма 7-го порядка, включает Тырминскую котловину с её горным обрамлением. Район 3 охватывает днище Верхне-Буреинской впадины, включая участки долин рек Бурея и Ниман 7-го порядка, и основную часть низко- и среднегорного обрамления впадины на севере, востоке и юго-востоке. Район 4 включает сложный среднегорный массив в правобережной части системы Бурея-Ниман, в том числе и участки долины р.Бурея 7-го порядка.
Районы 2, 3 и 4 относительно мало отличаются друг от друга по морфометрическим и ландшафтным характеристикам и все соответствуют Буреинско-Туранской провинции Буреинской горной области. Район 5 расположен в верхней среднегорной части водосбора Буреи в пределах бассейнов 6-го порядка, соответствует Баджальско-Ямалинской провинции Буреинской горной области. Таким образом, предложенное ландшафтно-гидрологическое районирование, выполненное независимо на основе учета характеристик рельефа и структуры речной системы, тесно коррелирует с принятым физико-географическим районированием, включая иерархическое соотношение районов. Структурно-гидрографические параметры районов представлены в табл. 1.
В табл. 2 приводятся данные о взаимном распределении районов по высотным поясам и наоборот. Видно, что каждый район практически целиком укладывается в пределы четырех высотных поясов, а в пределах трех поясов располагается более 93 % каждого района. То есть, каждый район практически расположен в трех высотных поясах из семи выделенных, что является важным признаком их относительной ландшафтной однородности.
Для характеристики относительного расположения районов по отношению к замыкающему створу построено распределение их площадей в пределах эквидистантных зон. В табл. 3 даны результаты расчетов по укрупненным эквидистантным зонам, каждая из которых включает три исходных 40-километровых зоны (таким образом 21 исходная зона преобразована в 7 укрупненных). По данным таблицы видно, что все районы укладываются в пределы трех эквидистантных зон за исключением района 4, который несколько более растянут.
Наблюдается хорошее согласование структурной характеристики районов с их ландшафтной характеристикой – сходные районы 2, 3 и 4 занимают примерно одинаковое положение по отношению к замыкающему створу и наоборот. Характерно, что если выделение районов провести исключительно формально по структурному показателю – порядку главного водотока, то результат получится почти совпадающий с вышеприведенным. Бассейны верховьев Буреи и Нимана 6-го порядка (см. рис. 1б) образуют компактный район, приток 7-го порядка Тырма также, частный водосбор водотока 7-го порядка Ниман-Бурея естественно разделить на правобережье и левобережье. И, наконец, частный водосбор водотока 8-го порядка (низовья Буреи) также естественным образом определяет отдельный район.
Эта близость чисто структурного членения бассейна и его ландшафтно-гидрологического районирования может быть интерпретирована как высокая степень «органичности» (внутренней самосогласованности) его строения и развития, в том смысле, как это сформулировано автором ранее [3]. Подобная же идея выражена в геоморфологии понятием «гипсометрической гармонии рельефа» [14]. К такой «органичности» должна приближаться геосистема хорошо выработанного речного бассейна, развивающегося в пределах относительно простой и однородной морфоструктуры, что, по-видимому, выполняется для бассейна Буреи.
Возможности собственно ландшафтной характеристики бассейна представим на примере описания растительного покрова ландшафтно-гидрологических районов (табл. 4). Приводятся количественные оценки покрытия территории различными типами растительности. Данные таблицы сильно генерализованы, легенда исходной используемой карты включает десятки различных позиций. Видим, что от низовий к верховьям бассейна закономерно растет доля лесов, появляется, и в верховьях занимает значительные площади, горная тундра. В то же время снижается доля площади, покрытой нелесной растительностью, в частности, луга представлены только в бассейне низовий Буреи. Во всех районах существенная часть территории заболочена, отмечается также значительная доля нарушенных лесов – редколесий, гарей и вырубок.
Очевидно, что подобные же характеристики могут быть даны с исключительной подробностью, соответствующей детальности представления данных в используемых цифровых слоях, и для растительности и для почв, и для геологического строения территории бассейна. При этом могут быть использованы любые пространственные подразделения бассейна – не только ландшафтно-гидрологические районы, но и высотные пояса. Есть также возможность свободно комбинировать варианты пространственного членения, например, характеризовать высотные пояса в пределах районов и т.п. Нет ограничений и в возможностях комбинировать анализируемые параметры поверхности бассейна, например, охарактеризовать диапазоны высот и уклонов существования различных типов растительности и т.п. В конечном счете, именно практическая возможность быстро и точно выполнить любой вариант совмещенного морфометрического и ландшафтного анализа территории и представляет собой принципиальную новизну, предоставляемую современными ГИС-технологиями и геоданными.