Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Регионализм и трансграничное сотрудничество в Е...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
542.72 Кб
Скачать

l/i.ma 2. Понятие и типы регионализма

39

Глава 2. Понятая и типы регионализма

Научная неоднозначность в трактовке исходного понятия «регион» выразилась, в частности, в терминологической путанице производных понятий, таких, как «регионализм» и «регионализация». Данные поня­тия трактуются большинством авторов субъективно, применительно к конкретному исследованию. Это не способствует выработке конструк­тивного подходакихизучению. Неспособствуетэтомуиимеющее место использование данных терминов как синонимов (Бусыгина: 2001. С. 7), а также их представление как разнонаправленных векторов одного процесса — регионализм рассматривается как регионализация «свер­ху», а регионализация — как регионализм «снизу» (Schmitt-Egner: 2002. Р. 186). Кроме того, зачастую данные понятия заменяются на близкие, но не совпадающие по значению: регионализм — федерализм, регио­нализация — децентрализация — деволюция.

На наш взгляд, случайных терминов в политической науке быть не должно, тем более если речь идет о достаточно устоявшихся по­нятиях. Поэтому нашей задачей является по возможности более точное и однозначное определение понятий «регионализм» и «ре­гионализация», в том числе, методом «от противного», то есть ука­занием на то, чем регионализм и регионализация не являются.

Регионализм. Определение и виды

Подчеркнем еще раз, что наше внимание сосредоточено на уров­не субгосударственных и транснациональных регионов, поэтому мы не рассматриваем регионализм как международно-политическое яв­ление надгосударственного уровня, где центральное место занимают национальные государства и взаимоотношения (процесс интегра­ции) между ними. Нас в первую очередь интересует европейский ре­гионализм и его взаимосвязь с процессом европейской интеграции.

Попробуем обобщить опыт познания сути регионализма, на­копленный политической наукой. В этом отношении отличие отечественной региональной науки от западной заключается в том, что в рамках последней создавались и создаются собствен­ные концепции регионализма, тогда как первая старалась про­вести сравнительный анализ западных концепций и в некоторых случаях — применить их к российской

37

действительности. Мы же постараемся выбрать из наиболее влиятельных концепций те, ко­торые наилучшим образом применимы к нашему случаю.

Если отбросить малозначительные и частные трактовки поня­тия «регионализм», то «общий знаменатель» начинает прослежи­ваться достаточно четко. В большинстве западных и отечествен­ных работ регионализм ассоциируется с некой формой идеологии и ее последствиями: Так, М. Китинг рассматривает регионализм исторически — как идеологию региональной элиты различных го­сударств Европы, впервые сформулированную в XIX веке, связан­ную с реакцией на процессы индустриализации, модернизации, секуляризации. Такой регионализм автор называет «восходящим» Оbottom-up) регионализмом. Несмотря на существенные отличия в аргументации, целью разных видов регионализма было и остается стремление к большей региональной автономии.1

В таком же направлении проводит анализ регионализма проф. Х.-Ю. Пуле (Университет Гете, е Франкфурт-на-Майне). Он рассматри­вает регионализм как идеологию и следующее за ней движение. Регио- налисты обычно требуют от государства децентрализации и региональ­ной автономии или как минимум предоставления больших свобод.

Все типы «регионализмов» объединяет то, что они представляют стремления, движения, организации населения и с помощью поли­тической мобилизации, организации, давления и даже насилия ста­раются подчеркнуть влияние и силу региона «в пику» государству и центральной власти. Как правило, регионалисты требуют свободы самоопределения, самоуправления, институциональной децентрали­зации, включая децентрализацию бюрократии, а также определен­ных привилегий, ну и, конечно, уважения их традиционной культуры и своеобразных институтов.

Puhle H.-J. (2000) Regions, Regionalism, and Regionaiization in 20th-century Europe. Доступно на сайте:

http://www.oslo2000.uio.no/program/papers/s9/s9-puhle.pdf

В некоторых случаях регионализм ассоциируется с «национализ­мом меньшинства», приобретает сепаратистский характер и стремится к созданию независимого национального государства. В таком случае, однако, следует говорить не о регионализме, а о попытке строительс­тва полноценного национального государства. Процесс этот обычно

39

осложняется тем, что представители одной культурной общности про­живают на территориях разных государств (баски, ирландцы и т.д.), и для создания единого национального государства необходимы усилия и активные действия по обе стороны государственной границы.

Согласно Т. Хёглину, регионализм непосредственно связан с объективно существующими региональными различиями (как в границах одного национального государства, так и в транснацио­нальном пространстве) и субъективным восприятием этих разли­чий. Субъективное восприятие, которое не всегда (но и не ред­ко) адекватно отражает объективное положение дел, склоняясь к гиперболизации «выгодных» и умалению «невыгодных» факторов региональной проблематики, зачастую становится двигателем ре­гионального (регионалистского) движения.! Регионализм, таким образом, может быть определен как сохранение (persistence) суб­национальных и транснациональных различий, идентичностей и предпочтений.|Более того, в большинстве случаев у «восходяще­го» регионализма есть конкретное материальное выражение.

Регионализм принимает вид протестного движения против политико- административной и социоэкономической централизации. Не так важ­но, является ли его целью социокультурная автономия, политический федерализм или крайний сепаратизм, и не важно - немногочисленная интеллектуальная элита или политически организованная партия стала его главной движущей силой, равно как и не важны преобладающие мотивы - культурные, экономические или политические.... Его логичес­кое обоснование ... - это различение ценностей как стратегия борьбы против селективной ответственности системного централизма.

Hueglin Т. (1986) Regionalism in Western Europe. Conceptual problems of a new political perspective // Comparative politics.

Vol. 18. №4. P. 448-449

О связи регионализма с территориальными различиями (естест­венным внутренним плюрализмом территориальных единиц обще­ства) говорит и А. Макарычев, подчеркивая, что регионализм обост­ряет развитие этнического самосознания и реализуется в различных формах политической активности (Макарычев: 1998). Согласно од­ному из ранних французских исследователей регионализма И. Мени, регионализм представляет собой «мобилизацию периферии на ее собственное развитие», превращение нейтральной категории «терри­тория» в политически значимую в результате приписывания ей насе­лением этнических, исторических лингвистических и других ценнос­тей. Таким образом, в результате развития регионализма территория (регион) становится объектом и субъектом политической борьбы.

^«Нисходящий» (bottom-up) регионализм в Европе предстает в форме идеологии и политической доктрины центральных властей государства, а затем и наднациональных органов} Нисходящий ре­гионализм, по мнению М. Китинга, также появился вXIX в., но осо­бое распространение получил в 1960-е гг., когда правительства ряда европейских государств стали подходить к решению региональных проблем с учетом интересов и потребностей регионов, а не центра.

[Нисходящий регионализм] может быть представлен в виде игры с ненулевой суммой, в которой каждый может выиграть: депрес­сивные регионы за счет роста, развитые регионы за счет снятия перегрузки, национальная экономика за счет увеличения произво­дительности и облегчения инфляционного давления. Он также по­могает центральному правительству интегрировать периферийные территории и усилить национальное единство...

Keating М. (1995) Europeanism and regionalism // В. Jones, М. Keating (Eds.) The European Union and the Regions. Oxford:

Oxford University Press. P. 2

Такое стремление, однако, не было общим для Европы вплоть до той стадии развития европейской интеграции, когда регионалистские движения «во весь голос» заявили о себе, подчеркнув, что между евро­пейскими регионами существуют не только экономические диспро­порции, но и глубокие культурные различия. В Европе (как на нацио­нальном, так и на коммунитарном уровне) нашлись интеллектуальные и политические силы, подхватившие знамя регионализма. Одним из проявлений «нисходящего» регионализма стала концепция «Европы регионов», сформулированная в 1980-х гг., и в последствии превратив­шаяся в «нормативную модель пространственного развития».

41