
- •Глава 1 “Вступление в брак. Заключение брачного договора”………………..14
- •Глава 2 “Жизнь в браке. Обязанности супругов”……………………….…..…..18
- •Глава 3 “Супружеская измена. Причины бракоразводного процесса”………..23
- •Введение
- •Историографический обзор
- •Характеристика источников
- •Глава 1 Вступление в брак. Заключение брачного договора.
- •Глава 2 Жизнь в браке. Обязанности супругов.
- •Глава 3 Супружеская измена. Причины бракоразводного процесса.
- •Заключение
- •Список используемой литературы
Глава 2 Жизнь в браке. Обязанности супругов.
В Древней Греции целью заключаемого брака было, безусловно, рождение детей. Во-первых, это увеличивало общую численность гражданского населения, которое могло бы нести воинскую повинность, охраняя границы от набегов врагов. Во-вторых, рожденные дети были продолжателями рода, сохраняющими семейные традиции. И, конечно, как говорит Аристотель, “люди обзаводятся детьми не только из-за повинности перед природой, но и из-за пользы, так как те тяжелые заботы, которые они, находясь в силе, проявляют к слабым, они, слабея в старости, получают от них обратно, когда те находятся в силе”.30 Таким образом, первой обязанностью мужа было обеспечение благоприятных условий для деторождения. Нельзя сказать, что это было легко. Ведь сначала супруги должны были привыкнуть друг к другу, и если для взрослого мужа это не представляло трудности, то для жены-подростка, оторванной от родных в раннем возрасте, процесс “притирки” был крайне сложен. “Когда она уже привыкла ко мне и была послушной, так что можно было с ней говорить, я обратился к ней”31, эти слова Исхомаха подтверждают догадки о том, что первое время супруги лишь присматривались друг к другу. После того, как девушка начинала доверять мужу, следовало правильно урегулировать вопросы, касающиеся совместного ведения хозяйства, словом, муж знакомил супругу с порядками, заведенными в доме.
Обязанности супругов по хозяйству разделялись согласно древнему обычаю. Считалось, что возможности мужа и жены “не одинаково пригодны для всякого дела”: сильный пол, наделенный выносливостью и храбростью, был создан для внешних забот, слабый же пол, усидчивый и заботливый, предназначен для домашних трудов. Исходя из трудов Аристотеля и Ксенофонта, этот обычай свято почитался.
Итак, каковы же все-таки были обязанности супругов? Бесспорно, роль главы принадлежала мужчине. Он был добытчиком, зарабатывал деньги, активно выступал на столичной агоре32. Все, происходящее в доме, жестко им контролировалось. Очень часто в источниках мы встречаем слово “приказ”, будь то в отношении слуг, будь то в отношении жены. Муж устанавливает свой порядок, вплоть до того, на каком месте должны лежать вещи в доме. Может сложиться впечатление, что жена находилась в положении наравне с рабами. Но это не так. Подчиняясь мужу, она руководила работой слуг, исполняла роль “пчелиной матки”. Вот какие наставления дает Исхомах своей молодой супруге: “Тебе надо будет сидеть дома: у кого из слуг работа вне дома, тех посылать, а кому работать дома, за теми смотреть; принимать то, что приносят в дом: что из этого тратить, ты должна распределять, а что надо оставить про запас, о том должна заботиться и смотреть, чтобы количество, предназначенное для расхода на год, не расходовалось в месяц; когда принесут тебе шерсть, ты должна позаботиться о приготовлении из нее одежды кому нужно. И чтобы сушеные продукты были хороши для еды, тебе следует заботиться. Но одна из лежащих на тебе забот, может быть, покажется тебе не очень приятной: кто из слуг будет болен, тебе придется заботиться об уходе за ним”33. Помимо этого, в обязанности жены входило обучение слуг и осуществление их наказания. Одним словом, муж был “законодателем”, а жена, в свою очередь, “блюстительницей законов”. Неудивительно, что женщина практически не бывала на улице, и дело не в запрете мужа, хотя его разрешения нужно было спрашивать. С таким количеством забот по дому, я думаю, у нее просто не оставалось времени на прогулки. А ведь ей еще нужно было осуществлять уход за ребенком и совершать религиозные обряды в соответствии с культом предков. Чтобы уменьшить нагрузку, которая ложилась на плечи супруги, муж выбирал из наиболее умелых и преданных слуг женщину-управительницу, помогающую жене по хозяйству.
Однако было бы неправильным утверждать, что женщина все свое время проводила дома. При необходимости ей нужно было посещать городские религиозные праздники. Выходя на улицу, она обязана была закрывать лицо. Черты такого “культа” женской скромности и умеренности проявлялись не только при выходе в люди, но и дома. Женский макияж, как утверждает Ксенофонт, был явлением редким.34 Но если внимательно изучить речь Лисия против Эратосфена, то можно сделать другой вывод. Как говорит Евфилет, обвиняемый в убийстве Эратосфена, “мне показалось, что лицо у жены накрашено, хотя не прошло месяца после смерти ее брата”35. Поясню: траур обычно длился около тридцати дней, и женщинам в это время нужно было воздерживаться от косметики. Значит, в обычные дни жены все-таки делали себе макияж, а Ксенофонт слишком утрирует действительность.
Теперь, имея некоторое представление о жизни мужа и жены, хотелось бы обратить внимание на рождение детей. Наличие ребенка - залог крепкого брака. Это неоспоримое утверждение, которое поддерживается многими историками. Сами же мы тоже можем в этом убедиться, если вспомним сюжет комедии Менандра “Третейский суд”.36 Главный герой Харисий без зазрения совести изменял жене, проводил много времени в компании своих пьяных друзей, до того момента, когда он узнал о рождении ребенка. Ведь поначалу семейный конфликт был настолько серьезен, что отец женщины подумывал о разводе. Однако все изменилось после появления дитя: брак приобрел смысл, главная его цель была достигнута. Возникает вопрос, когда же ребенок признавался законнорожденным? Первое и главное условие нам уже известно: и отец и мать ребенка должны быть свободными гражданами государства. Если это было так, то теперь принятие ребенка в семью зависело от отца. Он решал, включать новорожденного в свою фратрию37 или нет. По каким причинам отец иногда отказывал достоверно неизвестно. Однако я думаю, что это происходило, если муж подозревал жену в измене или в семье на момент рождения ребенка было уже больше двух детей. По словам историка Л. Винничук, в IV веке до н.э. в Греции существовала проблема перенаселения, поэтому нежелательно было иметь в одной семье более 2-3 детей. Помимо мужа, включение ребенка во фратрию зависит от геннетов.38 Они могут потребовать доказательств того, что мать ребенка – гражданка государства. Именно такую ситуацию описывает Аполлодор, обвиняя Стефана в сожительстве с гетерой Неэрой.39
Почему члены фратрии, принимая ребенка, интересуются только тем, какого гражданство его матери? Почему они не спрашивают, каким образом был заключен брак между супругами? Тут мы наблюдаем еще одно интересное явление: возможность древних греков сожительствовать друг с другом. Снова возвращаясь к речи Демосфена против Неэры, обратим внимание на конфликт между Стефаном и бывшим сожителем Неэры Фринионом.40 Второй мужчина требует, чтобы Стефан вернул ему Неэру и вещи, украденные ею во время побега. Их спор разрешает третейский судья: “Оба они, Фринион и Стефан, имеют право с ней сожительствовать, поочередно, через день. Если же тот и другой примут иное решение, устраивающее их обоих, то оно должно войти в силу. Средства к существованию будет доставлять женщине тот, кто в данный момент будет ею обладать, и на последующее время оба они должны сохранять дружеские отношения, забыв об обоюдных обидах”.41 Таким образом, нельзя отрицать наличие факта узаконенного сожительства в Древней Греции. Чем же такое проживание отличалось от обычного брака? Как мы видим из решения третейского судьи, сожительствовать можно одновременно с несколькими людьми, а заключать брак только с одним человеком. Более того, детей, рожденных в результате сожительства, возможно включить во фратрию, если их мать не является гетерой, рабыней или же чужестранкой.
Итак, в данной главе мы поняли, что мужчина и женщина имеют неравные права. Муж свободен в своих действиях, жена же делает все с его разрешения. А последнее слово всегда остается за мужчиной, независимо от того, какой вопрос обсуждается.